Заметки индомана. Махабалипурам. Впечатления
Практически все храмы Махабалипурама превращены – не сказать, чтоб в музей, а во что-то подобное. Ходят в обуви, ощущения никакого.
Самое приятное из всего этого – Shore temple, пожалуй, который совсем недавно появился из-под песка во время последнего цунами несколько лет назад, до этого про него не знали. И его вроде как просто не успели затоптать еще обувью. Но все равно он уже становится не храмом. Какие-то сплошь развлекательные места, непонятно чем интересные – типа валуна, который лежит на склоне и не катится. Но индийцам интересно – они как дети. Но через какое-то время мой друг-индиец сам сказал, что как-то это неприятно, что же это сделано из храма – мурти вынесен, ходят в обуви… Сначала ему нравилось и было интересно. Потом он почувствовал, что тут что-то не то.
Несколько задумавшись над этим вопросом, понял, в чем дело в Махабалипураме. В Индии, как мне кто-то говорил (уж не знаю, насколько это правда) не принято восстанавливать погибшие храмы. Считается, что храм, как и человек, рождается, живет и умирает.
Когда я был в других местах Индии, в местах, курируемых Археологическим департаментом Индии (или как там еще он называется, что-то вроде Archeological Survay of India), это как правило – раскопки, когда из-под земли выявлены на поверхность остатки того, что когда-то было разрушено или заброшено. Таким образом, здесь у людей появляется возможность вновь поклониться тому месту или храму, которое было скрыто (пусть даже купив предварительно билет).
Скорее всего, это отнюдь не является целью этой научной организации, но это как бы само собой получается «следствием» ее деятельности, и никому не приходит в голову, что это чем-то странно. В принципе это же можно сказать и о тех случаях, когда проводится реставрация (обе эти ситуации можно легко наблюдать в Сарнатхе). И так или иначе, но все эти места становятся местом поклонения – что реставрируемая ступа, что извлеченные из-под земли на свет останки священных мест или монастырей.
В музеях – да, присутствуют в экспозиции мурти, и в больших количествах, и в описаниях к ним они рассматриваются скорее с точки зрения исторической и художественной, но вот как-то чувствуется, что не только, но очень хочется верить, что это мурти, найденные при раскопках, а не привезенные из живых храмов (во-первых, это скорее всего действительно именно так, судя по их повреждениям, а во-вторых, вряд ли кто-то в Индии позволит изъять из храма мурти. Хотя вот – Махабалипурам.
В Махабалипураме ситуация прямо противоположная – храмы отнюдь не разрушены, они даже не были мертвы. Просто из них для каких-то целей изъяли мурти и превратили сами храмы – в какое-то подобие… даже не знаю, как назвать. Неумерших трупов, что ли… То есть тело вроде как и есть, стоит, но в то же время это уже не то тело. То есть цели, судя по всему, вполне художественно-коммерческие. Очень хочется поверить, что именно так, а не хуже. Само хождение в обуви и просто отношение к этим местам. Дело в том, что на раскопках очень часто снимают обувь – если раскопанные места были (и есть) священные. И соответственно – совершают пуджу и пр. Мне кажется, что в Махабалипураме вряд ли кому-то придет в голову совершать пуджу или арати в каком-то из «музейных» храмов. И как совершать, если алтарь пуст (а то и самого алтаря вообще нет).
Совсем недавно, несколько лет назад, во время цунами людям был возвращен еще один храм, о котором вообще ничего не было до того известно, практически почти не разрушенный. Прибрежный храм. И в нем еще пока нет такого же ощущения «пустоты и мертвечины», как в других местах, бывших храмами, в Махабалипураме. Но вот со стороны людей никаких действий в отношении полученного ими подарка – пока не последовало. Ну кроме попытки превратить и его в «музей». Это очень странное место – Махабалипурам. Я попытался сформулировать то, что мне пришло в голову – почему он вызывает такие ощущения. Не знаю, получилось или нет.
Все это интересно и красиво, но в самом Махабалипураме чего-то не хватает, какого-то духа. Мне так кажется, что если бы это были не музеи, а храмы – было бы совсем иначе, в том числе и выступления… Ничего не буду писать про археологические места, этого полно в путеводителе и других рассказах. Поглядите сами – и про старый храм Shore temple, который землетрясением и цунами освободило от песка – про него раньше никто не знал. И вообще про все.
Странный городок. Совсем не Индия.
И я еще раз напоминаю читателю, что все, что здесь мною пишется – это исключительно мое мнение и видение, вполне вероятно что во многом ошибочное, поэтому оно может в корне отличаться как от других мнений, так и от действительности.
Комментариев : 2
...храмы превратили в ...
...храмы превратили в ... музеи... благодаря чему Мамаллапурам попал в реестр мирового наследия Юнеско, или это стало причиной.
Про храмы без мурти... да... в некоторых вполне себе музейных храмах, например, в храме Паттадакала есть и мурти, и пуджари, храмы живые и действующие, и атмосфера конечно там... правда туристов нет, не вытоплано...
Shore Temple стоит как и
Shore Temple стоит как и стоял на берегу, до и после цунами. Цунами его не сильно повредил. Другое дело, что во время цунами, когда вода отошла от берега, на дне ненадолго открылись очертания другого храма поблизости, что подтвердило древние записи о том, что Shore Temple является частью комплекса из нескольких зданий. "Валун" - очевидно имеется в виду знаменитая достопримечательность Butter Ball - огромная шарообразная глыба, непонятно каким образом зависшая на довольно крутом каменном склоне. Известно, что кто-то из древних правителей пытался сорвать Butter Ball упряжкой из сорока слонов, безуспешно. А так, на вид, кажется, что любому крепкому мужику только стоит толкнуть... Каменоломни Махабалипурама, с высечеными в огромных каменных массах древними храмами, фигурами и т.п. производят довольно необычное впечатление. Вроде и ничего особенного, а тянет туда. В общем, кому что.
Сам городок очень приятен. Несколько улочек, на них множество ресторанчиков и кафе, в том числе принадлежащих европейцам. Много европейцев, которые, кажется, открыли это место для себя несколько десятилетий назад. Большой выбор рыбных блюд, везде подается неплохое местное пиво. Вдоль непрерывно тянущегося пляжа десятки гостиничных комплексов, от Рэдиссона до очень бюджетных. В целом - неплохая альтернатива огромному и шумному Ченнаю, поехать дней на 7-10.
Напишите отзыв или вопрос