Самоучитель по Индии. Городские автобусы
Городские автобусы в Индии стоят порядка 10-15 рупий. Большое количество маршрутов делает их довольно удобным видом сообщения в городе. Но лишь в том случае, если вы знаете, какие именно вам подходят.
В Бангалоре столкнулся с тем (насколько знаю, это много где такое), что к номеру маршрута прибавляется еще и буква. В латинском алфавите помните, сколько букв? Вот то-то. Причем каждая буква изменят маршрут до неузнаваемости. Но это все равно все тот же маршрут – с тем же номером. В конце концов – пассажиры, стоявшие на остановке, хором закричали мне, когда подошел мой автобус. И не стесняйтесь уточнить у кондуктора – точно ли этот автобус вам подходит. И напомнить ему (и окружающим), где вас надо высадить. Правда, потом выяснилось, что в Бангалоре есть специальный экспресс между басстандами Magestic и Satellite, который ходит чаще, найти его нет проблем, а стоит еще дешевле. Так что я зря искал подходящий мне маршрут.
Сразу лирическое отступление, но очень существенное.
В Индии принято, что женщины в автобусе садятся вперед, а мужчины – сзади. Это касается городских автобусов и локалов – во всяком случае, в тех случаях, когда места ненумерованные. Где-то это соблюдается, где-то нет. Чтобы не попадать в неловкие ситуации – следите за окружающими. Быстро сообразите, как здесь принято. Часто, если это правило действует, то даже семейная пара садится по отдельности. Если правило не действует, то если освободилось место рядом с женщиной, мужчина не решится его занять без ее разрешения. Женщинам место уступать в автобусе не принято. Даже беременным. Скорее – пожилым независимо от пола. Впрочем, вы же все равно уступите место, если будет стоять беременная или с ребенком. Здесь еще играет какую-то роль вопрос варны. Скорее всего, что шудре место не уступят. Просто вы этого момента не видите.
Так, вернемся к нашим городским басам. все было хорошо, когда я садился на конечной. А по пути следования (собственно, садятся и выходят не только на остановках, это что-то наподобие наших маршруток – европейцу такого не понять) на остановках автобус часто и не останавливается, выходят и садятся на ходу. А если и останавливается – то вполне вероятно, что посреди проезжей части. Как наши маршрутки.
Кондуктор общается с водителем свистками.
Для пожилой женщины или для белой бесхвостой мартышки он автобус остановит. Как обозначается место автобусной остановки – честно говоря порой сложно определить. Иногда какие-то таблички были… в каждом городе свои, и если не потерялись, спросите.
Но для того, чтобы автобус останавливать и на него садиться, вам надо хотя бы знать, какой номер вам нужен. На некоторых басах теперь даже электронные табло с номером. Но вот номер-то на нем может быть написан по-английски (в смысле арабскими цифрами). А может и на деванагари. Все бы ничего, но на хинди цифры – другие. Я пытался выучить, но они все какие-то одинаковые… В Непале – вообще на непальском. Там половина цифр пишется иначе, а половина - также, как арабские. Только у них другое значение, чем у арабских… А еще может писаться на каком-нибудь местном языке… хорошо, если там система счисления десятичная.
Так что в Гувахати, когда я ждал городского автобуса второго номера, мне просто подсказали, что когда придет нужный мне, на нем полоски будут зеленого цвета, а не синего, как у остальных. Так оно и было. А что на них всех было написано – я не знаю, что это был за язык. Так что больше ориентируйтесь на цвет. И спрашивайте у кондуктора, едет ли он туда же, куда и вы.
Хотя тут тоже дело такое… Садясь на автобус в Тируванамалаи, я спросил кондуктора, едет ли он в Бангалор? Тот, покачав головой сказал, что он едет в Бенгалуру. Я подумал, прикинул, пришел к выводу, что названия похожие, а больше ему ехать вроде некуда, и уточнил – так в Бангалор? С третьего раза кондутор задумался, и потом радостно покивав, сказал йес, йес, Бенгалуру. Собственно, даже на хинди многие города, особенно крупные, имеют по 5-7 названий. И все эти названия вполне могут иметь свое произношение на местном языке. Но это вовсе не значит, что не будет в округе других городов, имеющих на хинди точно такое же название, как первое – на местном. Ну и в таком духе. Тут уж куда привезут – туда и приедете.
В Варанаси, крупном и весьма туристическом городе, я в ожидании поезда зашел на автовокзал. Мне почему-то говорили, что из Варанаси мало пользуются автобусами, не принято – все больше поездами. Может быть. Но я обошел весь автовокзал. Ни на автовокзале (это вроде бы междугородний, но как это поймешь, да я в Варанаси и не видел городских басов. В Мугал Сарай –да, ходят, возможно, что в Сарнатх тоже), ни на автобусах, ни в расписании – я не нашел ни одной латинской буквы. Это при том – что весь Варанаси увешан дорожными указателями, с какой улицей следующий перекресток, сколько метров до какого гхата, куда свернуть к каким гхатам, куда – к Сарнатху и пр. – и все это на прекрасном и правильном английском. И очень аккуратно крупными буквами.
Вообще, в Варанаси с автобусами междугородними плохо. Кто-то просил посмотреть слипперы – на сайтах вообще практически ничего. Я хотел возвращаться в Патну на автобусе – мне сказали, что это нереально, что ехать нужно только на поезде (вот тогда я и попытался прогуляться по басстанду). Да и басстанд для такого города малюсенький, и автобусов на нем почти нет. Может, есть еще где-то на окраине другой?
Вы уже в ужасе? Не расстраивайтесь. На городских автобусах часто пишут номер привычными нам цифрами, а куда он едет – по-английски. Иногда он действительно туда едет. Самое забавное – что иногда он может поехать туда, куда вам надо – специально для вас. Индийцы очень заботятся о белых говорящих бесхвостых крупных бестолковых обезьянах – эти глупые беспомощные животные вызывают у них особое сочувствие. Я не шучу – если недалеко и вы опять потерялись, то могут специально сделать крюк. Причем забесплатно.
И еще, развитие метро приводит к тому, что городские автобусы перестают пользоваться спросом и их становится все меньше. Хотел специально поучиться в Дели ездить на автобусах – так и не пришлось. К тому же на них номера – тоже часто арабской вязью. Красиво, но для белых обезьян – бесполезно.
Вот то, что касательно городских автобусов. Оплата кондуктору. То, что иногда заменяет автобусы – как городские, так и междугородние, я опишу в конце.
Городские автобусы имеют свои автостанции, с которых часто идет целый клубок городских маршрутов. В принципе, если есть возможность – старайтесь садиться на них. И запоминать, на что вы там сели и какого оно было цвета, если собираетесь потом попасть обратно.
Комментариев : 1
По поводу того, что мужчина
По поводу того, что мужчина не сядет рядом с женщиной без разрешения... ну, я такого не встречала за время моих путешествий, садятся, и еще как! другой вопрос, что если есть свободные места то можно попытаться согнать мужика и посадить вакантную тетку. не всегда получается кстати.
А вот про то, что надо следить за окружающими уступает ли высокородный брамин беременной шудрянке с маленьким дитём место я категорически не согласна. Я думаю, что раз мы воспитаны в нашей культуре и уважаем ее, то в Индии не надо выкидывать из головы то хорошее, чему нас научили родители, и уподобляться всем подряд индийцам, по большей части таковой культуры лишенным, совершенно не следует. И старикам со старушками надо место уступать, и беременным, и молодым мамам. Иногда приходится с боем, ибо местные сопротивляюца, было у меня и такое. А вот если в поведении копировать стереотипы и привычки автобусных индийцев, то в конце концов и станешь таким же бескультурным и наглым существом.
В Сарнатх автобусы из Варанаси точно ходят, я сама так ездила.
Напишите отзыв или вопрос