Трекинг к Гомукху и Таповану

Ганготри - место, где Ганга спустилась с небес

15 августа 2004 года мы добрались до городка Ганготри (Ganotri), что находится в регионе Гархвал округа Уттаркаши  штата Уттаранчал в Северной Индии.

Ганготри - одно из священных мест Индии и одно из четырех мест паломничества - ятры в Гархвальских Гималаях, ибо здесь находится Shree Gangotri mandir - храм Богини Ганги,  и  официально начинается сама река Ганга.
Река, правда, до слияния с Алаканандой зовется не Гангой, а Бхагиратхой, в честь легендарного короля Бхагиратхи.
Этот Бхагиратха долго предавался аскезе, молился Шиве и просил Гангу спуститься с небес на землю дабы ее воды омыли прах его предков, что бы они смогли очиститься от грехов. Ганга спустилась и Шива поймал ее в свои волосы, чтобы она своей мощью не разрушила землю и чтобы она очищалась от людских грехов   Божественным присутствием. Поэтому Ганга в честь легендарного короля зовется Бхагиратхой, а в Ганготри есть камень, на котором Шива сидел в тот момент, когда Ганга спустилась на Его голову.
Правда я этого камня не видела.

На самом деле Ганга  берет начало в ледяной пещере Гомукх, которая находится на леднике Ганготри на высоте 4.120 м. и на расстоянии 19 км. от городка Ганготри. Именно Гомукх и был целью нашего паломничества в Гималаи.
Гида и носильщика в Ганготри найти не проблема, там постоянно подходят люди и предлагают себя к этом качестве. Наш проводник Винод  (Vinod Rana) тоже  сам нашел нас по приезде на автобусной станции  Ганготри,  он отвел нас в отель и ему  же мы сдали лишние тяжелые вещи, когда пошли в горы. Цена услуг фиксированная: 300 рупий в день стоит гид, 200   - носильщик.
Ганготри находится на высоте около 3.000 метров, поэтому необходима акклиматизация, ибо голова днем кружится, а ночью болит,  тошнит и прочие прелести, называемые "горной болезнью", т.е. высотной гипоксией. Сережа как  альпинист с высоким "высотным потолком", хотел скорее в горы, поэтому у меня  было всего 1,5  дня.

Трекинг к Чирбасе

17 августа около 8.30 мы: я, Сергей Бездитко, наш проводник Винод и носильщик Санджип (Sunjeep) вышли из Ганготри и направили свои стопы к местечку Чирбаса (Chirbasa), месту наше первой стоянки. Пройти надо было всего 9 км.  Вообще-то можно дойти до Гомукха за 1 день, но лучше высоту  набирать постепенно.
Дорога оказалась неожиданно хорошей, первые полпути вообще идеальное место для прогулки (если конечно есть привычка гулять;)))-   утоптанная широкая тропинка и пологий подъем. Удивительно - этой дороге   более тысячи лет, а она лучше иных московских. Через пару километров пост местных мытарей, за вход в национальный парк Ганготри с нас взяли по 100 рупий с человека, по 50 рупий за каждую ночь в палатке, 100 за видеокамеру, за фотик  100 я платить не стала.

До Чирбасы мы дошли к обеду и сели в дхабе распивать чай. Местные дхаба,  впрочем как и дхаба в долине Куллу,   представляют собой каменный постамент, с набросанными на него одеялами, и пластиковый тент над ним. Указанное заведение оборудовано киросинкой, поэтому тут можно поесть риса с далом или быстрорастворимой жгучей лапши Maggi masala,  в дхабах так же   имеется  запас воды, сигарет и биди, а иногда батареек, чипсов и шоколада. Познакомились с белым южноафриканцем, который тоже шел на Гомукх, Сережа сверил с ним часы, высота была 3.650 м.
Чирбаса - место очень красивое - камни и хвойные леса, только ветренно. Мы спустились немного вниз, где был обустроен кемпинг и поставили там палатку.

остановка в Чирбасе

Винод притащил нам из дхабы одеяло. И тут начался дождь, и стало сыро, тускло и очень кисло. Поэтому мы стали варить себе еду, это оказалось не просто. Во-первых,   горелка, не бывавшая ранее в Гималаях, хреново работала то ли из-за местного керосина, толи из-за высоты,  во-вторых, каши "Быстров" только в Москве можно залить и ждать, в Гималаях их надо варить минут 15, помешивая, а поскольку гарелка гаснет - это очень долго.  В третьих, вода из ручья очень вкусная, но ее надо отстаивать, что бы потом не грызть песок...

Из местных достопримечательностей могу упомянуть дикий, но душистый и сладкий шиповник, котороый растет почти на берегу Ганги, и белый унитаз, забетонированный в чистом поле. А еще там есть удивительные деревья, обвивающие камни, и камни, которые вообще не понятно как лежат(висят) и почему не падают. Но это надо видеть...
Рядом с нами стала лагерем экспедиция в Бадринатх. 2 белых и 1 индиец шли в спопровождении несметного количества носильщиков и 4 лошадей. Винод сказал, что трекинг в Бадринатх из Ганготри занимает обычно 12 дней и очень сложен; к тому же на этом пути нет вообще никакого жилья, так что нести с собой приходится все.

Бхуджбаса (Боджбаса)

18 августа дождь продолжался, поэтому местных красот мы почти не увидели. До следующего места стоянки Бхуджбаса (Bhojbasa)   всего 5 км,  т.е. 3 часа пути.  Бхуджбаса находится на 3.870 м. Дорога начинает петлять по горизонтали и вертикали, в нескольких местах опасность камнепадов.  Винод постоянно смотрел вверх, и остановил нас в тот момент, когда несколько небольших камушков скатились вниз через дорогу. По пути следования ландшафт меняется кардинально: деревья исчезают совсем, остаются только мхи и невысокие травки и цветы, спрятавшиеся между камней. И холодает заметно, изо рта начал валить пар. Сергей намерил ночью в Бхуджбасе 7,6 градусов, когда шли вверх,  и 7.3, когда шли вниз. Не так уж и мало, но по ощущениям температура воздуха гораздо ниже, чем на градуснике, кажется, что промерзли до костей. Видимо это из-за влажности, зона облаков все таки на этой высоте.

На  полдороге к Бхуджбасе стоит дхаба, куда мы не преминули заглянуть обсохнуть и попить чая. Вообще, строго говоря, мы останавливались во всех дхаба, которые были на нашем пути, и не потому, что требовался отдых, просто  это часть процесса.
Тут мы и встретились с белоруссами Таней и Олегом,   которые шли с Гомукха в компании  с 2 паломниками-индусами, известными нам еще с Уттаркаши, Radjishwar Giri и Bad Giri. Олег и Татьяна рассказали, что живут в Индии с декабря 2003 года, приехали в Индию впервые, сначала в их компании было 6 человек, а теперь остались только они вдвоем. За это время они выучили английский, немного хинди и  местные традиции, в частности как правильно курить коноплю, т.е. какие мантры должны этому сопутствовать, обзавелись индийскими друзьями и стали с трудом подыскивать некоторые слова на русском.
Мы тоже за  три недели путешествия  русскоговорящих  кроме как в Дели не видели(слышали). Вобщем встреча была неожиданной и приятной.

Не доходя до этой дхабы есть красивый  маленький водопадик и удивительные выветрелые горы, похожие, особенно в тумане, на готические замки.
В Бхуджбасе  остатки дня мы провели в одной из 4-5 местных дхаба, стоящих вдоль дороги с видом на Бхагиратхи. К вечеру дождик закончился, и облака стали постепенно раздвигаться, показывая нам то один, то другой зубики красавицы Бхагиратхи. А перед заходом солнца она показалась нам вся -   в золотистых лучах заката  над погруженной уже в тьму долиной она была совершенно неотразима!
Среди немногих встреченных нами на пути людей половина была белыми, что очень странно.
Ганготри наводнен народом, но местных паломников на дороге к Гомукху было мало. Правда август - не сезон для ятры, может быть, поэтому...
Мы разместились на ночь в стационарном тенте: 4 кровати с грудой влажных одеял за 200 рупий. Внизу, под дорогой, есть ашрам, где можно переночевать за 50 рупий и гестхаус, паломники обычно ночуют прямо в дхаба. Самая большая проблема  ночью - это согреться и заснуть. Даже в теплой одежде,  в спальнике и под одеялом холодно, очень.

Шивлинг (Шивалинг)

19 августа мы вышли около 9 часов, пройти надо было 4 км., солнце  сияло и воздух быстро прогрелся.
От Бхуджбасы к Гомукху некоторое время идет почти прямая дорога с несколькими поворотами и кучами камней на них, на полпути дорога заканчивается и дальше идти надо по камням. Перед Гомукхом дхаба, от которой я первый раз увидела ослепительную на фоне голубого неба  верхушку Шивалинга, к сожалению фотки почему-то не получились.  Вершина потрясающе красивая, если так можно сказать о горе. Я, в отличие от альпиниста Сереги, горами, как таковыми, никогда не болела, но Шивалинг просто удивительный! И сравнивать было с чем - справа были видны все 4 красотки Бхагиратхи, а весной в Покхаре в Непале я видала всю гряду, включающую в себя 4 Аннапурны, Мачапучре и другие...

Но Шивлинг... он похож на кристал, и он наверное светится, только света не было видно. Из-за него справка выглядывала Меру, которая считается в ведической космологии центром мира.
Шивалинг находится справа от ледника Ганготри над Тапованом, с другой стороны ледника и если идти дальше можно выйти к подножию Бхагиратхи.

Путь на Гомукх

Дальше дорога шла к Гомукху (Gaumukh) по камням вниз, а потом через пересохшее озеро или бывшее русло Ганги. Это место похоже на   огромную каменную чашу, в которой плавают облака. Никогда не замечала за собой особой любви к камням и подобным ландшафтам, но эти места очень странные, они впечатываются в память.  Это засохшее озеро стало сниться мне в Москве, хотя ничего примечательного тогда я в нем не увидела.

Гомукх и гряда Бхагиратхи

В 11.20 мы взобрались на площадку с надписью "Гомукх. 4000 м." и сложенным из камней алтарем Шивы с каменной же оградкой, оранжевыми и красными индуистским флагами.
Отсюда Гомукх был виден как на ладони. Зрелище потрясающее - каменная ложбина, с двух сторон которой цветными полосами уходят вверх горы. В конце ложбины серо-голубоватая пещера с черным зевом, из которого с ревом вырывается Ганга, сияющая на солнце как стекло. А над ней застыли   бело-голубые вершины Бхагиратхи, как стражи небес, отделяющие землю от облаков.

Алтарь Шивы у Гомукха

Я сфоткала окрестности и подошла к алтарю. Там пожилой паломник-шиваит в  желто-рыжих одеждах с косой до колен совершал абхишеку.  В  таком месте и в таком исполнении зрелише было просто завораживающее и затягивающее.  Я шагнула к порогу и почти бессознательно опустилась на камни, ибо в этом месте, наверное, не существует ничего более естественного. Кажется, что здесь Боги смотрят вниз и под их взглядом люди непроизвольно склоняются. Паломник подошел ко мне, сделав знак подняться,  прошептал "ОМ намах Шивайя" и поставил мне на лоб красную отметину - бинду. Я повернулась к Сереге, он замер, сложив руки и нагнувшись в поклоне. О своих видеооператорских обязанностях он попросту забыл.

Вниз, к Ганге мы не спускались, поскольку времени было не много.
Меня мучила горняшка, но желание подняться на ледник и увидеть Шивалинг поближе  были сильнее, чем любая болезнь. Точнее, упустить такую возможность казалось мне просто преступлением. Мы решили идти вверх, пока я могу идти, Винод взял меня за руку и  мы стали взбираться на ледник.

Ледник Ганготри

Я никогда до этого ледников не видела и думала, что ледник - это толстый слой льда, по которому идти скользко. Оказалось, что это ледяной массив, покрытый несколькими слоями камней. Ледник Ганготри занимает площадь примерно 4Х6 км. и находится на высоте около 4.120 м. Собственно лед видно только изредка под ногами, точнее под камнями, по которым идешь. А еще там, где лед вышел на поверхность или стаивает, там видны многометровые  трещины или проломы, сочащиеся темной водой. Правда приближаться к таким местам Винод не разрешал, потому как опасно, хотя с виду никаких отличий от того, по чему мы идем, не было заметно. Винод  бросил камень в сторону открытого льда, камень упал и просел, а вокруг него образовалась сетка  трещин.
А ходить по леднику совсем не скользко, но очень сложно - надо перешагивать или перепрыгивать с камня на камень, а камни разного размера, многоуровневые, кривые, далеко не все устойчивые... Хотя это только на мой взгляд.
Для местных жителей это занятие привычное, а потому не столь трудное... но дело не в этом, а в том КАК они перемещаются по горам. С легкостью необычайной!
Мой портер Санджип все время шел впереди нас, то есть мы стартовали вместе, потом он отрывался и терялся из виду, а когда мы подходили к следующей стоянке он или уже спал или только что поел. Шел он удивительно легко, как будто ничего не весил. А всю дорогу вниз он  просто бежал... казалось, что он не только не выбирает дороги, но просто падает и иногда отталкивается от земли в нужном направлении.

Мне в моем первом трекинге к Чандеркани объяснили, что за проводником по плохой горной дороге надо идти след в след, я и шла за Винодом, и наступила на "живой камушек". Винод прошел нормально, но толи у него центр тяжести иной, то ли он этот камушек раскачал... короче говоря я на камушек наступила, а он стал падать и придавил мне своим весом стопу к другому камушку. Слава Богам, он был не очень большой,  ногу мне не расплющил и ребята его довольно быстро приподняли. Правда после освобождения оказалось, что вывихнуто еще и бедро. К этому моменту мы почти прошли ледник, а это почти полдороги до Тапована, в общем возвращаться было поздно, пришлось подниматься.

Тапован находится справка от Гомукха. Влево от Гомукха через ледник почти напротив Тапована лежит ущелье, уходящее к Нанандавану, а оттуда дорога, если ее можно так назвать, ведет в сторону Бадринатха.
На леднике не растет почти ничего, иногда между камнями обнаруживаются редкие травинки и крохотные цветы. На подъеме к Таповану не растет совсем ничего. Зато на самом Таповане растительности полно, правда она  карликовая, не более 15-20 см. До Тапована мы добрались к 15.00

Долина Тапован

Тапован представляет собой высокогорную долину (4.500 м.), лежащую у подножия горы Шивалинг.

Долина Тапован и гряда Бхагиратхи

Место довольно живописное, от Шивалинга по долине протекает речка, которая затем стекает на ледник Ганготри к подножию гряды Бхагиратхи. По берегам реки  заросли шелковистых трав зелено-желто-бордового цвета. По долине разбросаны бульники самого разного размера и цвета.
Почти все здешние камни и валуны покрыты желтой, зеленой, черной  плесенью или мхами. Цветы   тоже самых разных цветов, но крохотные, не больше ногтя.
Здесь пасутся горные козы, которых в окрестностях я не видела.
А еще здесь живут люди, правда их очень мало. Строят дома,  выдалбливая нишу в скале, и обкладывая такую нишу камнями. Домиков всего 5, люди были обнаружены в 3. Выше жилья уже нет, там начинается мертвая зона, где находиться  можно только ограниченное время. Даже Серега с большим горно-туристским и альпинистским стажем говорил, что здесь при резком движении и повороте головы даже у него нарушается координация.

В одном из таких странных домиков нас и приютила его хозяйка Mata Ji. Спускаться вниз было уже поздно, к тому же начался дождь, к тому же мы толком не увидели Шивалинг, за чем собственно я и шла сюда, поэтому решили остаться на ночь. МатаДжи напоила нас чаем пока Винод с Санджипом ставили палатку. На Таповане очень не уютно без крыши над головой, стен и пола - место открытое, влажное и очень ветреное. Мы с Серегой немножко посидели в палатке, и мне страшно захотелось в каменный домик, Сережа как единственный белый джентльмен меня сопровождал.
Дом внутри оказался довольно вместительным, он состоял из 3 небольших комнат, длинной подсобки-чулана, кухни, и длинной прихожей. В прихожей нас и поселили, нам выдали туристические коврики, подушки и одеяла. Индийцы разбрелись по комнаткам. Кроме нас был еще 1 пришлый индиец, хозяйка и ее сын.

За ночевку и еду принято оставлять денюжку,  не плату, а подношение - 300 - 400 рупий с маленькой группы.  Просто так принято, ведь у живущих здесь нет иного источника доходов, да и доставка продуктов и топлива на высоту тоже чего-то стоит.   Никто ничего естественно не просит, мы спросили у проводника, он и сказал нам. Платят естественно туристы.
Поутру облака немного рассеялись, со всех сторон нас окружили заснеженные горы. Неподалеку от домика МатаДжи, за грядой находится озерцо, к сожалению я из-за травмы к нему не пошла, а Сережа пошел, сказал, что вид потрясающий - в нем отражаются Бхагиратхи. А Шивалинг все плавал в облаках.
Снова начинался дождь, и мы начали спуск. Когда спустились на ледник (а там ужасно ветренно) мокрый дождь превратился в лед, точнее в мельчайшие ледяные кристаллы, которые  ветер как иглы втыкал  в кожу лица и которые царапали слизистую на вдохе.

Гомукх, здесь рождается Ганга

К Гомукху мы спустились через 3 часа. Подошли насколько это было возможно близко к самой пещере. Подойти вплотную Винод не разрешил, поскольку по тающему леднику и непосредственно рядом с ним идти опасно, по воде пройти вверх просто не возможно.

Исток Ганги, Гомукх

Ветер здесь пронизывающий и студеный. Зато он разогнал тучи, дождик кончился и мы просидели тут полтора часа.
Гомукх - это многослойная ледяная пещера. Ганга, т.е. Бхагиратхи, рождается из этой самой пещеры, путем таяния льдов ее составляющих и ледника Ганготри, частью которого Гомукх является.  Пещера довольно большая, высота ее около 50 метров, ширина наверное около 100, по сторонам ледяные языки, уходящие в верх и в стороны на ледник и соседние склоны гор. Ширина Ганга в истоке метров 10.

Льды, составляющие пещеру, голубоватого и бледно-бирюзового цвета или опаловые или похожие на сланцы в зависимости от освещения. Ледяные языки, хотя больше они похожи на оборку или кружева, светлее, полупрозрачнее, и более серые. Вокруг грота валяются и несутся вниз  по течению Ганги куски льда белого цвета. Вода естественно, тоже ледяная, и обжигает кожу. Течение очень быстрое, поэтому вода мутная и желтоватая. Сергей набрал воды на Гомукхе  и через неделю осадок составил около одной трети.

август 2004 года

achadidi, собственные. Впервые рассказ был опубликован на моем сайте http://achadidi.narod.ru/2004/... там же еще и много других фотографий из треккинга

Бхуджбаса, Бхагиратхи на закате Каменное плато у Гомукха Шивлинг

Красивые и притягательные места

andrey аватар

И путь к Гомукху очень красив. Ты права, и в одном месте, наиболее вероятно, могут осыпаться камни. Я назвал его "Зубы Дракона".
Красавец Шивлинг мне показался похожим на Ганеша.
А ледник, из под которого появляется Ганга, к сожалению похоже уже другой формы, нежели когда ты его видела. Ибо нередки обвалы льда, о чем я говорил в своей рассказке.
Время берет своё...
Жаль не смог разместить фотки в комменте.
Спасибо за рассказ.

да, ледник тает

в 2007 он был совсем другой
и "блюдце с сахарной ватой" уже изменилось до неузнаваемости
горы живут и меняются также как люди
фотки ты можешь выложить только в своем материале или в галерее фото

О фотках

andrey аватар

Не понимаю, может со зрением что, но левая фотография очень впечатляет. Кажется объемной даже. Или облака создают этот эффект. Здорово!!!
Все фотки замечательные.

спасибо!

рада, что тебе нравится
хотя все таки это не от фотографа зависит в большей степени, а от вида и условия;)
а они там.... ну ты и сам знаешь