Лех и монастыри
В Ле приехали в 3 ночи. Город в это время не работает и нам, оставшимся шести пассажирам, пришлось до 6-00 спать в машине в позе "уставшего мальчика".
А дальше - здравствуйте, Лех или, как его называют здесь Ле - столица Ладакха. Ле расположен на высоте 3521 метр в верховьях реки Инд (Синдху) - одной из семи священных рек Индии. Омовение в Инде освобождает от всех грехов!
26 мая
Сегодня четверг, но у жителей Ле - холидей. Закрыты все лавки, аптеки, банки, магазины - в-общем, закрыто все. Только бабушки, которые спустились с гор, торгуют зеленью, молоком и репой, и все! Позже оказалось, что это не праздник, а акция протеста торговцев против повышения налогов. Ле - столица малого Тибета, но и здесь существует мусульманская диаспора. У подножья королевского дворца притулилась мечеть, а некоторые девочки-школьницы, хоть и имеют типичные тибетские лица, одеты в мусульманские одежды.
У нас "приятная" новость: самолеты из Ле в Манали не летают, только в Дели за 150 $, а дорога Ле-Манали откроется, то ли через пять дней, то ли через пятнадцать. По плану нам нужно в Манали (долина Кулу-Рерих; Дхармсала-Далай лама), но возвращаться назад из Дели - плохая примета. Что ж, будем планомерно осматривать Ладакх, а там, глядишь, и прояснится. Сегодняшний поход в монастырь секты Гелукпа-Шанкар Гомпа, и Шанти-Ступу, которая является важным памятником буддизма. Ее построили хитрые японцы на свои йены. Цель - распространение буддизма во всем мире. Ступа была торжественно открыта его святейшеством Далай ламой в 1985 году. Королевский дворец в Ле, который был задуман, как копия Поталы в Ласе. Он так и не был закончен. Но над городом реет не он (дворец), а Шанти Ступа.
Бледнолицых мистеров в Ле немного. В основном прилетают из Дели на большом самолете. Чтой-то будет здесь, когда перевалы начнут функционировать, и начнется турсезон?
27 мая
Утром первым автобусом - в монастырь Спиток (8 километров от автостанции Ле), построенный в XV веке монахами секты Гелукпа и иже проживающих тут же. С крыши монастыря, как на ладони, база ВВС Индии, с которой, впрочем, взлетают и гражданские самолеты. Вообще Ладдакх, как часть Индии, ориентирован в оборонном отношении на Китай. Монахов в монастыре немного. Пообщались. Интересуются, как там Путин, мол, Гут?, и улыбаются. А я не знаю что ответить, и чтобы не обидеть монахов, говорю: " фифти-фифти" - понятное выражение. В монастыре находится коллекция масок и аммуниции, используемых во время Цама - ежегодного монастырского праздника.
Сегодня город Ле преобразился. После вчерашнего табу на торговлю, идет ее сплошной разгул. Блокнотик вот купил - пишу, орешков, водочки... Завтра едем в Хемис.
18-00. Света в отеле как не было, так и нет. Богатые отели на этот случай имеют резервные дизеля, а небогатые – свечки. На базаре в Ле, в основном, китайские товары и тибетские предметы культа. Спросил у китайца-продавца: "Это что, контрабанда?" Да, говорит, существуют негласные коридоры, по которым идет товарообмен между Ладдакхом (Индия) и Тибетом (Китай). Официального перехода на всем протяжении длиннющей границы нет. Только через Непал, а у Непала с Китаем свои проблемы - "маоизм". Чтой–то не слышно русской речи в Ладакхе.
28 мая суббота
Сегодня монастырь Хемис - один из крупнейших и богатейших монастырей в Ладакхе. Здесь, не так давно, были обнаружены рукописи, подтверждающие пребывание Иисуса Христа в Кашмире, сам я правда этих манускриптов не видел. Коллекцию ритуальных принадлежностей и библиотеку нам не показали - мордой не вышли. Автобус на Хемис отправляется в 9-20 по расписанию, народ же говорит, что поедем после десяти.
Пацанчик лет 10-12, он же автобусный кондуктор подмел салон, протер окна и двигатель, проверил масло - все, как положено. Поехали в…9-45 - Азияс... Едем, вдруг из-за горушки выныривает самолет, а из него гроздьями парашютисты. Ладакцы - народ непосредственный, остановили автобус и всей компанией вышли смотреть. Мы же с Виктором не только глазели, раскрыв рты, но и снимали на видео.
Монастырь Хемис, впрочем как и все монастыри Ладакха, находится в живописнейшем месте, в горах. Через несколько дней должен начаться Цам, и молодые монахи разучивают ритуальные танцы под барабан и тарелочки (динь-динь). После осмотра и общения с "братвой", зашли в "ресторан" (тряпичные стены и крыша), который находится вне стен монастыря, чайку попить, а попали на… гулянку. Буддисты-миряне, которые ехали вместе с нами в автобусе, пригласили вкусить цампы и тибетского чая.
Цампа (основной продукт питания в Тибете) делается так: в специальную металлическую чашку кладут кусок ячьего масла, немного сахара и соли, заливают все это водой и добавляют овсяной муки. Потом рукой все это перелопачивают и доводят до консистенции пластилина. А потом пожалуйста – кушай на здоровье. Учитывая легкий завтрак, цампа пришлась в самый раз.
Автобус возвращается в Ле только вечером, и мы решили идти пешком - благо что под горку. Прошли километров десять "огородами", попутно обмыли лицо и "сапоги" в священной реке Инд (Индиан ривер) - здесь ее ширина метров тридцать, вышли на трассу Манали-Ле, и... пешком дальше, в сторону монастыря Тиксей. Примерно так Киса с Остапом Ибрагимовичем ходили по военно-грузинской дороге, с шутками и прибаутками. Километра через три тормознули микроавтобус и с комфортом прибыли в Тиксей. Денег водитель с нас не взял, что уж тут говорить-святое дело. Монастырь большой, большая статуя Будды-Майтрейи (Будды грядущего). Много беседовали с ламами. Хорошие ребята, с чувством юмора, а когда я объявил, что в прошлом году был в Тибете, в монастыре Ташилунпо, подтвердив это фотографиями, один старый лама украдкой смахнул набежавшую слезу. Оказалось, что в оные годы китайского вторжения и разрушения монастырей, многие ламы были изгнаны из Тибета и приютились здесь, в Ладакхе. В знак расположения, нас с Виктором напоили чаем. Еще пять километров и последний плановый визит. Шей - бывший летний дворец правителей Ладакха, между прочим, уроженцев Ирака, построенный в 1620 году. В гомпе огромная статуя медитирующего Будды-Шакъямуни, высотой с двухэтажный дом. На выходе встретили индийского офицера, который шутя, отдал нам честь. Пришлось обстоятельно объяснить иноверцу, что в российской армии руку к "пустой" голове не прикладывают. Ногами за день мы уже находились, а за неимением общественного транспорта, "поймали" самосвал. В Ле возвратились затемно, и сразу же окунулись в "ночную жизнь". Небольшая площадь, даже не площадь, а перекресток, недалеко от рынка, оккупировали толпы разновозрастных мужиков, в-основном индусов. В воздухе - стойкий запах гашиша и жареной баранины. Не выдержав аромат, купили по одному маленькому шашлычку, которые были съедены в течение минуты. Повторили два раза. После трех недель вегетерианства это был праздник.
29 мая
Собрались в монастырь Фиянг, но не на чем ехать, а тут кондуктор из соседнего автобуса орет: "Алчи, Алчи... ", вот мы и поехали в монастырь Алчи, в 70 километрах от Ле, в сторону Каргила. Вообще, Алчи - древнейший монастырь, построенный аж в 11 веке, во время татаро-монгол на Руси. Гомпы (храмовые помещения) ветхие - столько лет! Снимать внутри нельзя. Очень интересна гомпа Авалокитешвары. Три его изваяния разного цвета и с разными мудрами. Очень хотелось сделать фото, но постоянно рядом оказывался лама-настоятель или мальчик-служка. Ну мальчик, погоди...
До трассы Каргил-Ле - пять километров. Пошли, ландшафты романтическо-космические. Ни фото, ни видео, ни даже "великий и могучий" не могут это отобразить, уверен. Поймали автобус с "зеленщиками". Так, как в Ле овощи особо не выращивают, то их привозят из Каргила и близлежащих сел, где растут зелень, мелкая картошка и корнеплоды. Вдоль дорог в Ладакхе установлены памятные доски, в честь погибших солдат и офицеров. Все-таки у Индии существуют на севере две политические проблемы: Кашмир-Пакистан и Ладакх-Китай. Все хотят "самостийности и незалежности", что-то еще, и правительству Индии приходится держать в этих местах две армии. У ворот каждого, даже небольшого гарнизона или воинской части, непременный атрибут - две пушки времен Трафальгарской битвы, а может быть и покорения Ермаком Сибири, а у некоторых просто два обрезка трубы, положенных на покрашенные катушки от электрокабеля - чем не пушка? У меня от солнца обветрились губы - очень трудно улыбаться, а ведь здесь в Ладакхе принято улыбаются всем встречным людям и при этом говорить "ДЖУЛЕЙ" - здравствуйте, и Вам привет, как жена? как дети? – универсальное ладакхское слово.
А как там поживают перевалы? Когда власть над стратегической дорогой (с точки зрения военной стратегии, эта дорога Дели-Манали – Ле является фронтовой рокадой на случай конфликта с Китаем) в руках военных, не жди от них никаких поблажек. Не ездят штатские машины и туристические автобусы, вот и хорошо, и меньше проблем.
30 мая
Каждое утро в Ле начинается с посещения автобусной станции. Поездка на озеро Цо-Морари – 8000 рупий, не вписывается в наш скромный бюджет. Из них львинную долю забирает проезд туда и обратно на машине, а компанию попутчиков пока не нашли.
С трудом узнаем, что автобус на озеро, в монастырь Корзок ходит один раз в неделю, по субботам, а сегодня - воскресение. Значит, не судьба. Что ж, едем в монастырь Фиянг, осматривать гомпы. Все здорово, но снимать на фото-видео не дают. В конце экскурсии по монастырю, говорю ламе, что вчера в Тиксее нам не только разрешили снимать, но и напоили чаем. Монах размяк и свистнул кухонным – напоить. Чай тибетский. Виктор не очень хорошо к нему относится, я же с удовольствием выпил два стаканчика. Внизу, под монастырем ладакхская семья сеет овес. Технология проста. Мужик с помощью двух яков и деревянного плуга, вспахивает небольшой участок, женщины из лукошка разбрасывают семена и засыпают землей. Во время работы все тихонечко поют мантры, чтоб урожай вырос хороший. Перевалы все еще закрыты и когда откроются знают лишь "на верху". Все, сжигаем мосты и покупаем билеты на самолет до Дели. Отъезд из Ле отмечаем поеданием мороженного с соком манго - обалдеть как вкусно. Вечером гуляя по Ле, замечаем, что у нас уже пол-города знакомых. Со всеми раскланиваемся и говорим "джулей".
31 мая
Портье нашей гостиницы оказался слишком усердным и разбудил на 20 минут раньше срока - не дал поспать. Таксисты просят до аэропорта 100 рупий, мол у них, таксистов, прейскурант. Экономная натура не смогла смириться с таким расточительством -100 рупий обед на двоих в ресторане, и тогда мы поехали на Тук-Туке за 50. Откуда он взялся, непонятно, ведь за пять дней пребывания в Ле ни одной "этажерки с колесами" мы не видели.
В аэропорту царят военные. От попадания в аэровокзал и до самолета нас обыскивали (ощупывали) шесть раз. Я думаю, что контролеры Верхнечовских лагерей были бы довольны, оценив работу коллег из далекого Ладакха. На последнем досмотре у меня отобрали аккумулятор для видеокамеры, а у Виктора зажигалку. Обещали вернуть. В-общем, борьба с терроризмом и здесь идет полным ходом. Летим в Дели, а там жарко.
До свидания Ле, до свидания Ладакх и ладакхцы... Я уверен, что вернусь в эти края.
На регистрации спросили: Где хочешь сидеть? - У окна и чтобы открывалось. Взлетаем прямо на монастырь Спиток. Не успели набрать высоту – началась кормежка. Баночка с лимонной водой, я так и не понял пить ее, или мыть руки. На всякий случай выпил. На высоте 25 тысяч футов Гималаи не кажутся такими уж великими. Нет, не так: "Лечу я как-то над Гималаями, смотрю, а нынче снега-то многовато будет". Из-за этого снега мы и летим в Дели на "Боинге-737" индийской авиакомпании "JET".
После прохлады и несуетности Ладакха, Дели - это сорокаградусная жара, помноженная на людской муравейник. Конкурс на право везти нас в офис "Айр Индия", для обмена билетов на сегодняшний рейс, выиграл "частник" на сером "Амбассадоре", правда, "законные" таксисты из-за этого, чуть не начистили ему лицо, а столько было крику. Дели - город очень разбросанный, но если иметь авто с кондиционером, офис с кондиционером и загородный дом с кондиционером, то вполне можно жить. В нашем "лимузине" всего этого не было предусмотрено и при остановке у светофора пот тут же начинал предательски сочиться за шиворот, и далее через спину в трусы. Срок вылета нам поменяли без проблем, вылет завтра в 4-30 утра. На разграбление Дели у нас, как минимум, 15 часов - многовато. В городе жара, а у нас по плану - сувенирные лавки. В Дели ты никогда не бываешь один, и в прямом, и в переносном смысле. На каждом шагу подкарауливают добровольные гиды, провожатые, прилипалы, зазывалы, причем одни могут много и убедительно говорить про самый лучший и самый дешевый магазин, между делом завлекая туда, а другие целомудренно молчать, идти в отдалении и ловить твой взгляд. Как правило, в процессе торговли, цена может упасть в два-четыре, десять раз. Вспомнил фразу одной знакомой дамы: "Ах, я так люблю отдыхать в Италии, там такой шоппинг - закачаешься".
Индия не чужбина, а родная сестра России
(Н. К. Рерих)
Что роднит Индию и Росси? - спросите вы. Запах, устоявшийся запах мочи, и если в России он доминирует в подъездах, на вокзалах и в школах, то в Индии в неприсутственных местах: на улицах, в переулках, закоулках и проч. Вопроса, где в Индии пописать не существует.
Чем славится индийская культура?
Ну, скажем, Шива - многорук, клыкаст
Еще артиста знаем, Радж Капура,
И касту йогов - странную из каст.
(В. Высоцкий)
Кали – она же Парвати, жена бога Шивы, роковая женщина с убийственным макияжем. Один глаз золотой, другой – черный. С ножом в руке и бубенчиками на босых ногах и с "высунутым" красным, картонным языком. Ходит по магазинам и офисам, стучит пяткой и машет ножом – "денги давай". Нож большой, кухонный Шиваисты ходят с тришулем (трезубец) и барабаном - тоже что-нибудь просят, обходя лавки и магазины. Садху (юродивые) побираются везде.
Дети. Бдительная "мамаша" сидит где-то в тенечке, а при появлении в поле зрения иностранца подает на хинди команду - фас. Табунчик детей срывается с места и обступает плотным кольцом - попался дядя, дай… В этой ситуации лучше ретироваться, изобразив из себя слепо, глухо-немого. Можно перевести стрелки на другого "белого господина", если он есть под боком или же дать денег, но тогда существует риск, что толпа деток удвоится или утроится, и давать придется всем. Между прочим, в Дели только-только начинают строить метро и некоторые недоброжелатели говорят, что оно будет на "рикшевой" тяге. Набродившись по магазинам до одури, и немного полежав на травке в районе Паликен базара, выжатые этим прекрасным солнечным днем, как плод манго, на традиционном тук-туке поехали в аэропорт, и тут произошел казус. Сегодня утром из Ладакха мы прилетели в местный аэропорт Доместос, там же и оставили свои баулы. А вылетаем в Москву из международного имени Индиры Ганди. Индентифицировать здание аэропорт нам оказалось не под силу. Сегодня оно выглядело как-то не совсем так, как в ночь нашего приезда в Дели. Аэропорт то вроде, как один, а выходы разные. Поехали искать "маленький" аэропорт, приехали – опять не то. Оказалось, что нам нужен терминал "би". Нашли "би", но потеряли дедушку, который нас сюда привез, забрали вещи, нашли дедушку и обратно в "большой" аэропорт. Ух. Регистрация прошла без особых осложенений, и в 4-00 знакомый "Ил-96" принял клиентов на борт. "Аэрофлот - это крылья родины" - пелось в доперестроечной песне. Как и в то благодатное время, "крылья" отличаются ненавязчивым сервисом, слабой кормежкой и лимитом на слабоалкогольные напитки: "У нас положено сто грамм Каберне на пассажира, а я налила вам 150, имейте совесть, мужчина". В бригаде бортпроводников народ не первой молодости с помятыми годами и тяжелой работой лицами. Да, компания "Аэрофлот" явно проигрывает местной, внутренней компании "Аэр-Джет", где и стюардессы помоложе и еда повкуснее, да и самолет поновее. Чего-то еще будет в Шереметьево?
"Запад есть Запад, Восток есть Восток"
(Р. Киплинг)
"Таможня берет добро"
(слова из ненаписанного сценария)
1 июня - день защиты детей… от фискальных органов
Страна встретила нас, ощерившись сальным лицом шереметьевского таможенника. Как я и предполагал, загвоздка оказалась в гурхских ножах. По "зеленому" коридору не пошли, и вот тут таможня взялась за дело. Раскручивали нас очень профессионально. И сочувствовали, и "эх и влипли вы ребята", и зачем вам это надо, и приходил старшой (ударение на последнем слоге), цокал языком, и говорил – оформляй, мол, изъятие, и начинал писать протокол на клочке бумаги - действа было много. В финале же этого театра с нас был запрошен эквивалент разрешения вопроса - 100 $. Внутренне я уже был согласен на эту сумму, но на всякий случай сообщил таможне, что на лицо преступление - подкуп должностного лица при исполнении, и что я хотел бы обезопасить себя в момент передачи взятки. Таможенник вздрогнул и резко ушел советоваться со старшим, а вернувшись через минуту пожелал нам немедленно убираться из таможенной зоны в сторону выхода вместе с ножами, паспортами и отмеченной декларацией. Ну, мы и убрались, быстро, и в тот же день выехали в Сыктывкар.
Cергей Горбунов
Комментариев : 2
Потрясающий рассказ, хочу
Потрясающий рассказ, хочу включить в свою книгу "Командировка в этот мир. Индия" в несколько сокращенном виде. С обязательной ссылкой. Для представительства, мои книжки: Командировка в прошлое; Командировка в Африку.
Для этого Вам нужно получить
Для этого Вам нужно получить письменное разрешение автора, в противном случае это будет серьезное нарушение авторских прав с серьезными санкциями.
Если вы хотите вставить небольшой фрагмент - не более 30%, то вы можете сделать это как цитату без разрешения, но обязательны кавычки, имя автора и источник, читайте ГК РФ что бы не нарушать чужие права.
Напишите отзыв или вопрос