Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Мадурай и Каньякумари

Мы продолжали наше путешествие по храмовым городам южной Индии.
Следующим пунктом нашей программы был город Мадураи, где мы планировали посетить величественный храм Минакши Сундарешвар, являющийся одним из самых красивых в Тамил Наду.
А потом мы решили ехать к океану, в город Каньякумари, который является самой южной точной Индии и вообще азиатского континента.

Мадурай

6 октября. Автобусы из Рамешварама в Мадурай ходят через каждые полчаса с самого утра, билет 49 рупий, выехав около 7 утра мы прибыли в Мадурай в 11. Решили ехать в Sree Devi- взяли рикшу за 100 рупий, реально не больше 50.
Маленький номер без горячей воды конечно, полотенец, вешалок, антимоскитных средств, короче голые стены стоят там 180 рупий в сутки. Но главное в Шри Дэви как известно roof top, с которого открывается вид на храм Минакши Сундарешвар.

Madurai-2992.jpg

Храм Минакши Сундарешвар (Meenakshi Sundareshwar) является храмом, не побоюсь этого слова, - градообразующим, улицы, ведующие к его четырем входам там и зовутся - "улица западного гопурама", "улица южного гопурама"... Храм считается одним из самых больших в Тамиле, его наружные стены достигают 6 метров в высоту, а гопуры возвышаются аж на 46 метров.

Гопурамы тут очень красивые, с рядами скульптур, и все разные. Если верить The Rought Guide гопуры храма стали красить в яркие цвета после проведенного в Мадурае референдума 1950-х гг., когда гопуры поблекли и обветшали, теперь их красят каждый лет 10, последний раз в середине 1990-х гг. К сожалению со временем окончания дневного пекла два дня подряд совпадало время начало ливня, так что мы прятались в отеле и запечатлеть эту красоту толком не удалось.

Гопурам храма Мадураи

В храме 4 наружных огромных гопурама - храмовых башен над входом, через каждую из которых можно в него зайти.
На дверях входа в гопурам стоит рамка-металлоискателя и военые или полиция. Уж не знаю почему, но в каждых воротах люди в форме разные и ведут себя тоже по разному, например, мы заметили пока ходили вокруг храма, что с южной стороны охрана стоит в форме, но босиком и улыбается, а с северной - серьезнее, в ботинках и даже с ружьями.
За первой стеной есть открытый обход, войдя во второй гопурам попадаешь в крытый замкнутый храмовый корридор с колоннадами со зверями и яли и прочими фигурами на колоннах, проходящий по периметру храма.

Мадурай, в храме Минакши Сундарешвар

Корридор высокий, внешняя его сторона разбита на 2 этажа каменными же перегородками, создавая клеточки-соты в стенах. Потолки расписаны разноцветными мандалами. Скульптура на капителях тоже местами покрашена в яркие цвета. Внутри второй стены находятся зал для медитации (!), бассейн, ну и третья стена, за которой находятся основные святилища, но туда белым вход запрещен. Слева от бассейна стена, разрисованная историей свадьбы Шивы (Сундарешвара) и Минакши. Здесь также расположены залы со святилищами Ганеша и других Богов, куда доступ тоже запрещен, вокруг них стены украшены скульптурой и резьбой.

Мадурай, скульптуры яли в храме

Снимать тут можно! Билет на съемку стоит 50 рупий, единственная проблема найти кассу, этот билет у меня просили показать так часто, что я после 5 раза перестала его убирать и держала в руке постоянно. Правда удачных фотографий получилось очень мало - в храме преимущественно искусственное и неравномерное освещение, поэтому полная тьма и затемненные участки соседствуют с неоновыми лампами и свечами, камера просто не знает что делать, да и зерно выходит такое, что даже фотошоп не сильно помогает.

По вечерам, когда на улице становилось совсем темно, мы с Андреем гуляли по длинным полутемным корридорам, разглядывая каменных яли, красавиц и дварапала, охраняющих многочисленные святилица. В некоторых местах здесь встречаются скульптуры, вырезанные из разного камня - серого и желтоватого.Это относится и к материалу стен и колонн в центральной части рядом со святилищами.
И как-то совершенно случайно мы забрели в какой-то боковой вход, на котором не было останавливающей надписи, а там светло, народ ходит молча и как будто плавает, неся в руках масляные свечи, и атмосфера насыщена энергией как будто стоишь рядом с трансформаторной будкой. Прошли по энерции метров несколько и поняли, что ошиблись дверью, тут не для белых совсем, хотя нас никто не выгонял, на нас вообще внимания не обратили, а когда вышли, через главную дверь прочли, что это было святилище Минакши...

Примерно в 21.00 Бога Шиву в образе Сундарешвара и воплощение Парвати богиню Минакши выносят в украшенных цветами паланкинах из их покоев, в корридор, где им играют на трубах и барабанах очень громкие, кричащие песни и читают какие-то тексты, потом их переносят в спальню, после чего храм закрывают для посетителей.

Вечерняя церемония в храме Мадураи, фото А.Малашенка

На выходе мы познакомились с местной женщиной которую зовут Райсия, ее папа очень любил нашу страну, вот и назвал дочь в честь России. Я уж не помню с кем и о чем она заговорила, просто мы никуда не спешили и болтали как это бывает здесь часто, но в процессе беседы она вдруг ни стого ни с сего сказала мне, что теперь у меня все будет хорошо.
"С чего бы это вдруг?", - спросила я в недоумении.
"А просто потому, что ты побывала в этом храме, это не обычный храм, - ответила Райсия твердо, - когда я была маленькой девочкой, я каждый день приходила в храм и просила Минакши чтобы у меня все было хорошо. Теперь у меня все хорошо, любящий муж, 2 детей и еще один скоро будет. И у тебя теперь все тоже будет хорошо..."
Звучало все это довольно забавно, но Райсия говорила так уверенно, что ее уверенность вселила сомнение даже в мой скептицизм. А почему бы действительно нет? Хотя я, конечно, ни о чем и не просила Минакши, но ведь Боги на самом деле гораздо лучше знают, что нужно в действительности и каждому из нас, и всему миру в целом...
Потом Райсия отвела нас в магазинчик совего мужа, где Андрей накупил всяких платочков на подарки, а мне, поскольку я ничего не хотела покупать, Райсия подарила мне ксивник с вышитым золотом слоником просто так и пожелала мне удачи.

Железнодорожный вокзал Мадурая находится в 10-15 минутах пешком от храма или 20-25 рупий на рикше, поскольку ему приходится ехать в объезд. Мы купили билет на ночной поезд в Каньякумари, 3АС стоит 390 рупий. По дороге к ж\д есть улочка с приличными, думаю звездочными, отелями Suprem и т.д., во всех этих отелях есть рестораны с почти европейской (при желании) едой и вменяемыми ценами.

Если идти из храма в эту сторону по левой стороне у вас будет небольшой, но очь приятный книжный магазин с большим выбором красочных открыток и небольшими и недорогими местными путеводителями на английском языке, книгами по архитектуре и подобными.
Поезд из Мадурая в Канниякумани уходит около 2 часов ночи и прибывает около 7 утра. Кстати дорога очень живописна, потому сильно рекомендую ехать в светлое время суток.

Каньякумари, на краю обитаемого мира

8 октября. Каньякумари (Канньякумари, Канниякумари) - очень необычное место - это край света, самая южная точка Индии, Индостана, и Евразийского континента заодно, южнее конечно есть Шри Ланка, но "слеза Индии" лишь остров.
Каньякумари, то есть мыс Коморин, также место слияние Индийского океана, Бенгальского залива и Аравийского моря, это человеческая условность, конечно, но впечатляет все равно. Здесь очень хорошо, как-то по особому, не то, что бы чувствуешь себя на краю земли, но...

Kanyakumari-3127.jpg

Свое название Каньякумари получил от имени местной богини Каньи и санскритской приставки "кумари", т.е. девственница. Поэтому мужчины, входящие в храм Канья Амман, должны снимать рубашки и обнажать торс. Не очень понятно зачем, но...
В храм Каньи не индуистов пускают, а святилище, по идеее, нет, о чем свидетельствует табличка. Когда мы подошли к храму Андрея изловил местный пуджари, который потащил нас в храм на экскурсию и провел нас по всем помещениям. При входе в храм играли на трубе и барабане такую замечательную музыку... хотя музыкой, конечно, это называть неправильно, это некий набор звуков, который создает внутри вибрацию, помогающую растворять себя в окружающем пространстве, но наш брамин волок нас вперед и вправо, по спирали, закончившейся в святилище Каньи, подгоняя меня всякий раз когда я останавливалась или садилась.

Легенда гласит, что Шива собирался жениться на Канье, и начал соответствующий обряд, который должен был завершиться ночью, но тут, кто-то из его оппозиции, превратился в петуха и прокукарекал рассвет. Шива, поняв, что не успел завершить свадебный ритуал, до рассвета, ушел, а Канья так и осталась его невестой. Так и наш провожатый не давал нам побыть в храме в мире и покое. Экскурсия стоила Андрею 300 рупий, а у меня поубивала остатки ровного отношения к экскурсоводам.

Храм старый и интересный, он небольшой, всего 1 стена вокруг. Между правой стеной храма (если стоять лицом к нему) и наружней идет колоннада, на колоннах вырезаны женшины в полный рост, с протянутыми руками-светильниками, в ладони наливают масло, используемое в качестве горючего, ничего подобного не встречала. В храме очень темно, но он очень уютный, в нем приятно просто посидеть среди колонн, только надо мазаться антимоскитными средствами, кровососущих тут полно.
Снимать в храме и сам храм запрещено, фотики и мобилы конфискуют при входе.

Вокруг храма много книжных и сувенирных лавочек с открытками и путеводителями. Если обойти храм слева, выходишь на набережную заполненную лотками с ракушками. Ракушки в Каньякумари пожалуй самые дешевые и тут самый большой выбор. Не люблю сувиниры в принципе, но не удержалась и купила по 1 рупии несколькуо белых ракушек с нежным голубым овалом, заключенным в тонкий желтый контур, очень уж необычные ракушки, похожие на глаза - глаза моря.
Как не зарекалась от покупок, прикупила я себе в Канниякумари юбку черного цвета с золотыми и голубыми цветами на резинке, уж больно практичная тряпка. Начальная цена была 200, после скидки 190. Я пошла дальше по рядам, Андрей догнал меня и сказал, что торговец согласен на 150, я конечно вернулась, даю 200 рупий двумя бумажками. Торговец дает 10 сдачи. Андрей напомнил про скидку, торговец померк, поник и сказал, что у него нет 50 рупий сдачи. Я пошла менять вторую 100 купюру и отдала ему 70... он так счастливо заулыбался...

На набережной я познакомилась с одной местной женщиной, она была немой, но мы вполне понимали друг друга и общались потом 2 дня, ведь чтобы понять нужно просто захотеть этого. Она рассказала, что во время цунами, который бушевал в Канньякумари 6 часов подряд, волны перекатили через храмовые стены и смыли ее дом, из 2 ее детей осталась 1 дочь, а она сама потеряла дар речи.

По набережной можно выйти к гхатам, где стоит небольшая мандапа и крохотный храмик, посвященный Божественной Матери. Этот храмик был основан в 2000 году стариком-садху, который сегодня является и его настоятелем, после того как Амма, современная святая из Кералы, посетила это место. У садху несколько рыжих собак, которые живут с ним в- и вокруг храма, собственно мы и познакомились, когда я стала их кормить. Он провел меня во внутреннюю комнату, и с восторгом тыкнул пальцем - на лежанке были 2 грудных, еще синеглазых, щенка, а рядом лежала и их мама. А ночью старик спал напротив своего храмика на земле, рядом со своими собаками, которые услышав приближение чужаков утробно урчали и искрили глазами.

В Каньякумари есть еще и католический костел, он стоит в рыбацкой деревушке, налево от косы, кстати здесь полно рыбаков-христиан, которые снабжают рыбой материковые города. Костел произвел впечатление странное, пустое, как будто это и не храм вовсе, а склад.

Kanyakumari-3167.jpg

Мы прошли через деревушку, когда возвращались, и я запомнила выворачивающий наружу запах несвежей рыбы, голых глазастых ребятишек лет 3-5, ползающих по улице, и удивление, но без интереса, с которым на нас смотрели здешние женщины в грязных одеждах. Если идти от берега вглубь городка хибарки сменяются белыми мазанками, а потом и небольшими домиками с садами.
Причем любопытно, Каньякумари поделен на части по религиозному признаку - те дома, что за рыбацкой деревней - украшены крестами, мы повернули от костела по дороге налево и прошли через улицу с сикхскими ладошками на стенах домов, пока не добрались до района нашего отеля, откуда улица ведет к индуистскому храму.

Географической точкой конца Индии принято считать не сам Каньякумари, а два маленьких острова в 500 метрах от берега, на одном из которых находится мемориал Свами Вивекананды, а на другом гигантская статуя тамильского святого поэта Тирумулара.
Свами Вивеканада был учеником великого индийского мистика, йогина и реформатора Шри Рамакришны Парамахамсы, он получил западное образование и активно участвовал в конгрессе мировых религий в Чикаго, что привело, к распространению в европейском мире интереса к индийской культуре и индуизму, с чего собственно официально индуизм и начал свою экспансию на запад, и что повлекло за собой, в том числе, появление этого сайта :)

Каньякумари,  мемориал Вивекананды на острове

Кораблики к мемориалу и статуе ходят каждый полчаса с 6 до 16.30, билет стоит 20 рупий. Вход в мемориал 10 рупий. В мемориале есть зал для медитации и хорошие книжные лавки, снимать внутри мемориала нельзя.

Что касается жилья в Каньякумари - мы рассмотрели несколько вариантов, приведу их для общего развития. Отель Samudra находится рядом с храмом Каниякумари на 1 линии, большой чистый номер с ковром и видом на море 870 рупий, попросили показать подешевле - за 350 рупий нам предложили помещение типа барака на цокольном этаже с потолками, разъеденными плесенью. Отель Sea View на первой линии ближе к костелу - номера от 1200 рупий.
Рядом с Sea View на 2 линии NRS lodge - небольшие номера с балконами без горячей воды за 200 рупий. Мы взяли за 300 рупий угловой номер с видом на море на 4 этаже Ashok lodge, он на 3 линии, зато там был бойлер. Проблем с номерами категории 200-300-400 здесь нет, все просто утыкано отельчиками, разница в цене определяется наличием вида на море, телевизора и бойлера, в остальном они практически одинаковые.

Валюту можно поменять в лавке, напротив Sea View, курс был 44,8 рупий за доллар - выше, чем где бы то ни было.

Ресторан в SV без вида на море, зато с кондером и официантами в галстуках, готовят не вкусно и дорого. "Русский салат" состоял из долек апельсина, половинки вареного яйца, кубиков сырой фасоли и моркови, вареной картошки и майонеза, и за все это безобразие 60 рупий. В конце улочки слева от Sea View есть дорогой отель с хорошим рестораном, на улочке стоит указатель на этот ресторан с АС. Там нет официантов в белом, зато полно белых людей, умеренные цены и хорошо готовят, мне понравилось больше сидеть на свежем воздухе в ресторанном дворике, образованном корпусами отеля. Если идти в сторону храма, по правую руку есть кафешка европейского образца, где готовят свежевыжатые соки и ласси, там же можно заказать и жаренную картошку и овощные бургеры с чаем. Ели мы и в соседней забегаловке индийского типа напротив Samudra, сидеть интересно - можно понаблюдать за семьями, приехавшими сюда со всех частей Индии, но еда мне не понравилась.
В Канньякумари вообще очень много приезжих индийцев, нас часто останавливали на улицах, чтобы познакомиться и пораспросить нас, или просто пожать нам руки.

Рассвет в Каньякумари

По утрам в Канниякумари принято встречать солнце, собственно ради восхода солнца на краю мира сюда и приезжают индийские туристы. На крыши отелей, прочих построек, на набережные и косу в 5.30 высыпают люди, и мы тоже толпились на руфтопе в ожидании ярко-красного светила, которое выкатилось неожиданно быстро над черно-синим морем.

Но больше всего мне понравилось сидеть на закате на краю рукотворной косы, уходящей далеко в море.
А мимо проплывали, играли и выпрыгивали из воды дельфины. Они были совсем рядом, но снимать их не мне хотелось, просто было радостно, что удалось увидеть их на самом краю земли. Дельфины, кстати, не такие как в черном море, они тут светло-серые с розовыми пятнышками.
Потом Андрей, который уже 10 лет жил в Сиднее на океане сказал, что давно не видел дельфинов так близко, и что увидеть дельфинов не только большая удача, но и хорошая примета, подтвердив то, о чем говорила мне Райсия в Мадурае.

Каньякумари, на краю света, фото А.Малашенка

Время путешествия: 
осень 2006 года
Автор и\или источник публикации: 

achadidi

Каньякумари, мемориалы на островах, фото А.Малашенка


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
этногра_ия: