Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

По обе стороны Гималаев. Тибет

Свой рассказ о Тибете я начну с…конца, то есть с некоторых выводов.
Многие спрашивают – что же вам понравилось в Тибете больше всего?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно, потому что нам в Тибете понравилось абсолютно все (кроме китайцев, конечно). Мало того, я смело могу сказать, что поездка превзошла все наши ожидания. Культура, традиции, природа, религиозный аспект, приключения и, конечно же, встречи с людьми – впечатлило все.

На этапе подготовки поездки я читала множество отчетов. Мнения о Тибете в них высказывались самые разнообразные, зачастую – полярные. Несколько раз я натыкалась даже на такую мысль, что в Тибете делать нечего, и уж подавно не стоит ехать туда за духовностью. Сейчас я бы ответила этим людям, что духовность надо искать прежде всего внутри себя. А такого, что вот я приехал в Тибет и на тебе, дорогой гость, на тарелочке духовность, в Тибете действительно нет. Мы ни за чем подобным в Тибет не ехали – просто открыли пошире глаза, уши и сердце – и получали впечатления. Кроме того, с чем приедешь – то и получишь.

Но, если все-таки коротко сказать о том, что потрясло и впечатлило больше всего, я скажу – люди, простые тибетцы. Большинство тибетцев – это кочевники, полудикие или просто дикие. Они живут в жесточайших природных условиях, у них почти ничего нет, да что там говорить – у них-то и страны их нет, отобрали. Но, тем не менее, я впервые встречала людей, наделенных такой природной силой и вместе с тем – первозданной добротой, искренностью и какой-то детской непосредственностью.
Когда идешь по Лхасе – такие персонажи встречаются, National Geographic отдыхает – ну, реально дикие люди! Смотрят на тебя с нескрываемым изумлением, как на диво, как малыш на слона в зоопарке – еще бы, они не так часто видели белых людей. Но стоит тебе встретиться с таким удивленным диким товарищем взглядом, как смуглое чумазое лицо озаряется такой невероятной улыбкой! От самого сердца, из самой глубины души! И ты невольно улыбаешься в ответ. Мы научились в Тибете улыбаться всем подряд, но, боюсь, что в нашем цивилизованном мире скоро разучимся.

Наши путевые байки не будут полными без рассказа о нашем гиде.
Когда я только готовилась к поездке и читала отчеты, то везде сквозила одна и та же мысль: хороший гид - половина успеха поездки.
Оно и понятно - провести с человеком бок-о-бок 11 дней, ехать в одной машине, даже ночевать вместе - это вам не шуточки. Тут, если не сложатся отношения, пиши пропало. Вся поездка не в кайф будет.

Когда-то давно, в Египте, мы ездили с одним гидом на денек в Каир, а с другим на денек в Луксор. Тот мерзкий тип, что ездил с нами в Луксор, смазал нам все впечатления, в отличии от умного и интеллигентного парня, что был с нами в Каире.
Так то 1 день. А тут - 11. И каких!
Еще одна важная составляющая успеха - это водитель джипа. Человек, который отвечает за нашу жизнь. Тут тоже бы не хотелось проколоться. Но хорошие гиды обычно работают в паре со "своим" водителем, так что тут опять все завязано на гиде.
Конечно же, мы хотели, чтобы нашим гидом был настоящий тибетец. Кататься по Тибету с китайским гидом - это, извините, ни в какие ворота. (но, тем не менее - сплошь и рядом).
И нам повезло. Вернее так - нам повезло с гидом, а гиду повезло с нами. У нас была полная гармония - мы особо не напрягали его, а он напрягал (или не напрягал) нас в зависимости от нашего настроения и состояния. Мы были его первой группой украинцев (за три года его работы).

Наше знакомство началось со смешного казуса, о котором я расскажу позже, в отчете. За 11 дней мы ухитрились присмотреться друг к дружке, подружиться, поговорить обо всем на свете, поругаться, помириться, сходить вместе на дискотеку и чуть ли не всплакнуть на прощание.
Самое интересное, что мы вообще могли не познакомиться. У нас должен был быть совершенно другой гид. Но в последний момент агентство нашего Джамьена всполошилось - из Катманду почему-то сообщили, что едет VIP-група (это мы, хех, мы VIP), и нам нужен самый лучший гид. Поэтому к нам и приставили Джамьена.

Итак, наш Джамьен, 24 года. По тибетским меркам он - настоящий красавец. Местные девушки за ним не то, что падали - они просто умирали. В любой, даже самой захудалой дыре, его все знали - и едва мы приезжали, как сбегался весь персонал отеля (а в отелях там работают только девушки), которые едва ли не выли от восторга: "Джамьен приехал!". Надо сказать, что его вообще знало пол-Тибета. Где бы мы ни были, к Джамьену постоянно подходили какие-то люди, обнимались с ним, и все ужасно радовались, что видят его опять. У него везде были связи, в любой конторе у Джамьена находился нужный человек.

Первые несколько дней мы друг к дружке присматривались. Он не мог раскусить нас, поэтому вел себя с нами крайне осторожно - никаких разговоров о свободном Тибете и о ситуации с Китаем, все сдержанно, ничего личного.
Мы к нему присматривались тоже - я вообще с подозрением отношусь к незнакомым людям, а ведь нам предстояло проехать 1000 км в одной машине.
Первые три дня он ходил у нас под кличкой "Витя Цой жив". Мы сразу заметили, что он здорово отличается от бОльшей части тибетцев высоким ростом, манерой одеваться и вообще, какой-то нездешней франтоватостью. По мере знакомства оказалось, что он большой умница, до чертиков смешлив, с замечательным чувством юмора - ну и вообще, "в матерьяле". Нам это ужасно нравилось. У всех групп гиды как гиды, самые обычные тибетцы, а у нас красавчик, в стильных мешковатых джинсах, низко сидящих на тощих, как стиральная доска, бедрах.
А потом мы его очень сильно зауважали - за все, что он делал и говорил, и все клички отпали, осталось только имя.

С первой минуты Джамьен носился с нами, как вторая мама. Мы должны были быть постоянно сыты, бодры и веселы, нам должно было быть интересно происходящее, а еще нам должно быть тепло и уютно. Мы не успевали подумать, как Джамьен уже все делал. Это что касается бытовой части поездки. Что касается культурной программы - тут ему тоже не было равных. Сколько он нам всего рассказывал обо всем на свете, причем не только непосредственно на экскурсиях, но и просто так. Увидев, что мы действительно глубоко интересуемся темой, он проникся к нам большой симпатией и старался поделиться всем, что знает.
И окончательно приняв нас за своих, Джамьен пустился в диссидентство, разговоры о Китае и свободном Тибете.
При всем при этом, он никогда не был навязчив. Они с Пандой (это мы так нашего водителя окрестили) проявляли просто-таки чудеса деликатности во всем. Что, согласитесь, не так уж просто, когда проводишь столько времени вместе.
У нас с ним, в силу того, что я являлась переводчиком, на каком-то этапе установились очень теплые и доверительные отношения. А еще мы принялись друг друга подкалывать Больше всего Джамьен подшучивал по поводу моего пристрастия к фотографированию яков. Где-то на третий день пути, едва на горизонте появлялось стадо яков, он начинал кричать: "Яки!Яки! Давайте их фотографировать! Немедленно! Остановите машину!".
А еще он нам пел песни, хорошо пел, кстати
По дороге Джамьен не пропустил ни одной, попавшей в беду, машины - он помогал всем. Бедным местным на перевалах всегда давал мелкие деньги и сигареты.

В одной из последних наших бесед, он сказал, что самое главное в этой жизни - это любить все живые существа, искренне, всем сердцем.
Все его поведение доказывало, что для него это - не пустые слова.
Мы все пытались угадать хоть что-то о его жизни. С первой минуты мы пребывали в уверенности, что Джамьен - мальчик из очень хорошей, богатой семьи, - потому как он выглядел именно так.
А в последний вечер он открыл нам карты - и у нас челюсти на пол упали.
Свой рассказ о себе он начал со слов: "Мой отец - большой любитель женщин, очень любит погулять".
-Excuse me? - переспросила я, хотя все прекрасно поняла с самого начала.
"Папа у меня - тот еще плейбой", - улыбнулся он. - "Четыре раза был женат. Мы - мама, я и мой младший брат - были его третьей семьей. А потом он нас бросил и ушел."
Дальше оказалось, что наш Джамьен был вынужден в 13 лет оставить школу, чтобы хоть как-то прокормить семью. И с 13 до 15 лет этот красавчик, со своими изящными девичьими руками, работал носильщиком - таскал грузы в р-не Кайлаша, ходил с экспедициями за пару доларов в день.
Сказать, что мы офигели - не сказать ничего.
-А потом? - спросила я.
-А потом, - он улыбнулся, - я танцевал. Три года танцевал.
-Где?
-В Непале, в центре тибетской культуры, в ансамбле народного тибетского танца.
Мы опять офигели. Смотрели на него, как на что-то нереальное.
-Сложно танцевать тибетские танцы? - поинтересовались мы.
-В Тибете говорят, что кто умеет ходить - тот умеет и танцевать, - Джамьен засмеялся, - Конечно, надо было много репетировать, зато мы объездили всю Индию, были в Малайзии и Таиланде. Тем временем я учил английский язык - и так стал гидом. А сейчас я учу немецкий. Мне повезло, у меня есть загранпаспорт - тибетцу получить загранпаспорт нереально.
-Но паспорт-то у тебя китайский?
-Только паспорт, - опять засмеялся он, - Мой дядя живет в Голландии и года через три я планирую уехать к нему.
-И что ты будешь делать в Голландии? - удивились мы.
Он посмотрел на нас недоуменно и просто ответил: - Тяжело работать.
Эта беседа произвела на нас неизгладимое впечатление.
Хочу сказать, что танцует он действительно офигенно Я в этом убедилась на нашей совместной дискотеке. Не знаю, увидимся ли мы еще...Пока что в наших планах - пойти вместе на Кайлаш следующим летом.
Посмотрим.
Но то, что Джамьен оставил след в моей душе и повлиял на некоторые мои взгляды - это я могу сказать с полной уверенностью.
И еще - без него наша поездка по Тибету не была бы столь прекрасной:)

Следующие заметки про 23 августа написаны мною прямо в Лхасе, в первый вечер.

Читать дальше про Лхасу

Время путешествия: 
август 2007
Автор и\или источник публикации: 

я


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
энцик_опедия: