Об Индии и культуре, самостоятельных путешествиях и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Душера. Праздник богов

Страница для печатиSend by email

Штат Химачал Прадеш. Куллу. Душера в этом году проходит с 28 сентября по 06 октября.

История о том, как боги Куллу ходят в гости
В долине Куллу наступает самый любимый для жителей месяц – октябрь. Урожай яблок собран, кукуруза раскрасила крыши домов в оранжевый цвет (так сушат початки в деревнях), на небе ни облачка, стоит теплая погода. В это время царь Куллу – маленький бог Рагхунатх зовет в гости всех богов долины в свою резиденцию – город Куллу.

Надо сказать, что богов в долине очень много. Некоторые говорят – более трехсот, другие – более двух тысяч! Каждый бог живет в своем доме – большом храме или имеет маленький алтарь. У него есть свита – служители бога, которые ухаживают за ним, и за его домом, возят его на носилках в гости к другим богам, готовят пищу (прасад), которая освящается и раздается жителями деревни по определенным этим богом дням и в праздники. У него есть музыканты. Они сопровождают бога в далеких путешествиях. Есть и портные, которые шьют одежду и украшают носилки. Октябрь – самый важный месяц в жизни богов Куллу. Ведь их приглашает в гости сам Рагхунатх!

Свита, музыканты, портные, да и все деревни готовятся к этому походу, собирают богов в дальний путь. Иногда два дня идут деревенские посольства. Через гребни гор, из других долин, сквозь дремучие леса, через быстрые реки несут своих богов жители деревень на праздник в Куллу – Дуссеру (Душера, Душейра). Главный бог – Рагхунатх готовится тоже. По его приказу выстраивают целый палаточный город – временное пристанище гостей – богов. В центре возводится огромный шатер. Именно здесь будет принимать царь Куллу своих гостей, здесь будут звучать днем и ночью священные песни, сюда будут приходить на поклон и благословение жители городов и деревень.

Десять дней длится праздник богов – Дуссера. Днем и ночью трубят трубы, гремят барабаны: ведь здесь встречаются боги, которые давно не виделись друг с другом и очень соскучились. А маленький бог Рагхунатх – его фигурка умещается на ладони ребенка – смотрит из своего шатра выпученными глазами и радуется: сколько людей он собрал вместе, сколько песен звучит вокруг. Из года в год к нему на праздник приезжают гости из России и в тесной гималайской долине звучат песни русских просторов в честь Рагхунатха и всех гостей-богов, на радость жителям этих сказочных мест.

Еще раз о Душере

Мы уже писали о любимом осеннем празднике жителей долины Куллу – Душере. С этим фестивалем связано много легенд, и каждая легенда имеет несколько вариантов. Так, история возникновения Душеры можно рассказывать весь день и не повторяться. Мы поведаем еще одну легенду, связанную с раджой Куллу и главным богом долины – Рагхунатхе*.

История Душеры насчитывает всего 300 лет. В эти не далекие для Индии времена правил в Гималайской долине царский род Палов-Сингхов. Он сейчас сохранился и живет в городке Куллу в своем дворце. Одна из резиденций раджей находилась в то время в Маникаране*.

Прослышал один из раджей о необыкновенной жемчужине, хранившейся в семье брахмана. Она передавалась из поколения в поколение и имела необыкновенный дар – давать силу и могущество. Захотел раджа присвоить жемчужину. Он предлагал ее продать, и грозился отобрать силой, и просил просто подарить. Но брахман наотрез отказался отдавать, а тем более продавать бесценное сокровище. Силой ее было не отнять, умела эта жемчужина прятаться. Тогда раджа и его свита стали придумывать и разносить грязные истории и сплетни о брахмане и его семье. И священник не выдержал такого позора и решил уйти из жизни. Вся его семья приняла решение – последовать за ним. Брахман сжег свой дом, себя и свою семью.

Жители Маникарана и окрестностей, узнав правду, возмутились:
- Раджа убил брахмана! Он – виновник смерти священника – честнейшего и беднейшего человека!

По всем долинам начались волнения и выступления против раджи. Тогда царь собрал совет, в который входили маханты*. Они посоветовали украсть фигурку бога Рагхунатха из Айодхьи* и передать богу всю свою власть. Фигурка была украдена и в Наггаре, рядом с храмом Кришны, раджа долины отрекся от престола, передал всю свою власть маленькому идолу, а сам стал премьер-министром при Рагхунатхе. Людям сказал, что не имеет право управлять народом. Подданные успокоились, и в честь передачи власти Рагхунатху был назначен праздник - Душера. Раз в год, в октябре Душера праздновалась в Маникаране до начала ХХ века как символ покаяния раджи. Сейчас она проходит в Куллу и символизирует начало борьбы Рамы с Раванной*.

* Рагхунатх – одно из имен богочеловека Рамы

* Маникаран сейчас столица долины Парбати, которая находится в шт. Химачал Прадеш

* Маханты – защитники и священники больших храмов, близкие ко двору князя. Монахи – воины.

* Айодхья (букв. Невидимый) – один из древнейших городов Индии

* Раванна - демон из основного сюжета «Рамаяны» - древнейшего индийского эпоса

Канун Душеры

Богиня Ходимба из городка Манали накануне Душеры приходит в Рамшилу*. У храма Ханумана* она проводит целый день и ночь. Наутро, главный бог Куллу – Рагхунатх приглашает ее в гости. Она – главный гость Душеры. Без нее фестиваль не начнется.

Ходимба - доведическая богиня и образ реальной принцессы, жившей в этих краях до прихода ариев. Она, в понятии древних риши* является демоном. История Ходимбы описана в Махабхарате*. Когда Бхима – один из Пандавов*, уничтожил почти всю семью, она решила выйти за него замуж, чтобы спасти свой народ Ракшас. Она выбрала сильнейшего для того, чтобы прекратить кровопролитие в этих местах. Сын Ходимбы стал главным помощником Кришны и постепенно народ Ракшас ассимилировался с ариями. Почитать эту богиню-демона стали лишь с 16 века. Храм Ходимбы находится в Манали.

Итак, бог Рагхунатх пришел пригласить в гости на Душеру богиню Ходимбу. Она может отказаться и тогда любимый праздник долины не начнется. Но в этот раз Ходимба соглашается и следует в центр городка Куллу, где ее уже встречают многочисленные боги. Праздник начинается.

* Рамшила – один из районов г. Куллу
* Хануман – король обезьян, один из богов, главный помощник Рамы в борьбе с демоном Раванной
* Риши – общее название мудреца, провидца и чудотворца
* Махабхарата – древнеиндийский эпос
* Пандавы - древний род, связанный с битвой за обладание Хастинапурой (теперь г. Дели)

Первый день Душеры

Начало Душеры – фантастическое зрелище. На одну из площадок выкатывают из Султанпура* колесницу в виде старой повозки, но больших размеров. На колеснице сооружен шатер. В нем и сидит маленький бог Рагхунатх. Этот идол стал символом объединения не только разных божков, демонов, мистических существ в долине Куллу, но является главным охранителем древних традиций. К этому шатру, приходят большинство богов долины. Они танцуют перед Рагхунатхом, раскачиваются, высказывая почтение, а кто и гордо стоит, показывая, что он важный гость и пришел навестить равного по силе и значимости. Барабаны и трубы исполняют царственный гимн и все присутствующие раскачиваются в такт этой торжественной музыки.

Вдруг, народ, носилки с богами, музыканты начинают хаотично двигаться, что-то кричать, куда-то показывать руками. Может быть, что случилось? На самом деле, все присутствующие выстраиваются в две линии. Мужчины берут канаты и начинают тянуть повозку с главным богом, музыканты располагаются впереди процессии, а боги стараются занять место поближе главной повозки. Бог Рагхунатх закончил прием и шествует к себе в шатер-палатку, где и будет принимать каждого бога в отдельности и сам посещать отдельных важных персон на протяжении семи дней Душеры.

Боги располагаются в палатках на открытом поле в самом центре Куллу. Утром и вечером проводят в шатрах пуджу, как это обычно делается у них дома в храмах и храмиках. В божественном городке живут и пуджари* и музыканты, и гуры*, и повара, и сопровождающие носилки люди из деревни, принадлежащие к касте брахманов. Гуры принадлежат к разным кастам, как правило, не высоким. Кланы гуров ведут свою историю с ведических времен. Они, в своем роде – ведуны. Через них на протяжение многих поколений бог вещает. Главный гур всегда находится рядом с богом на специальном месте. Пуджари сидит чуть дальше. Но иногда и пуджари может быть гуром.

Утром город просыпается рано. Служители будят своих многоликих покровителей. Возжигаются огни, начинается пуджа. Уже в шесть утра площадка, где стоят палатки, оглашается звуками труб и барабанов. Рабочий день богов наступил. А рядом суетятся торговцы, готовят свои палатки с многочисленным товаром к посещению покупателей, в маленьких дхабах* разожгли очаги - посетителей будет много и всех надо накормить.

Душера - это праздник не только богов, но и всех жителей долины Куллу. Душера - это фестиваль искусств. Душера - это ярмарка, где можно купить все, что пожелаешь. Целый день кипит и бурлит жизнь в центре Куллу – Дальпуре. На концертных площадках проходят выступления многих профессиональных и любительских групп. Вот уже третий год подряд на Душере звучат и русские мелодии, а последние годы Посол России в Индии бывает частным гостем на любимом празднике гималайской долины. А боги встречаются и общаются. Только раз в год им предоставляется возможность посетить всех своих друзей и знакомых. Некоторые живут за сто километров друг от друга, и путешествие в гости может занять не один месяц. Особенно веселятся Наги*. Носилки с этими богами не очень тяжелые. Потому божественные Наги заставляют своих служителей бегать по всем палаткам и вызывать своих друзей на танцы-приветствия. Они кружатся, отдают поклоны, подпрыгивают, всячески выказывают радость и свое праздничное настроение.

- Ах, эти суетливые Наги! – вздыхают пуджари больших и солидных богов, таких как Шива, или Вишну, - Нет от них покоя ни в дни праздника, ни в будни. Они так бегают в гости по всей долине целый год. А нам приходится их встречать, вызывать музыкантов, готовить прасад*.

Наступает вечер. Палатки зажигаются огоньками, которые отражаются на золотых и серебряных ликах богов. Музыканты перед носилками исполняют оглушительную многочасовую колыбельную. Священники, отслужив пуджу, укладывают спать своих властелинов, накрывая их блестящей накидкой. Боги засыпают, успокаиваются и ярмарка. А люди готовятся к новому дню встреч, впечатлений и покупок. В эти дни в городке Куллу до поздней ночи светятся окна.

* Султанпур – один из районов г. Куллу, где находится дворец раджи

* Пуджари – служители богов, те которые делают пуджу

* Гур – голос бога

* Дхаба – небольшая столовая

* Наги – божественные змеи

* Прасад – еда, освященная пуджари в храме

Древний обряд

Последний день Душеры. Именно в это день в Куллу происходит обряд жертвоприношения. На протяжение всех семи дней на специальном месте, рядом с жертвенником, где бьет источник воды, находятся пять животных, которых выбрали брахманы. Это – буйвол, овца, рыба, курица и один из обитателей леса. В этот раз выбрана ящерица. Рагхунатх, сопровождаемый некоторыми богами приезжает на своей колеснице и останавливается далеко от этого места. Приходит и Ходимба. Она подходит ближе и ждет исполнения обряда. Семья раджи Куллу спускается к месту жертвоприношения в сопровождении свиты солдат и брахманов. Раджа повязывает красную ленту на голову исполнителя обряда. Для каждого животного приготовлен свой нож.

Неожиданно появляется один из богов на месте жертвоприношения. Иногда такие визиты делают многие боги, но бывает и так, что подобное место не посещается ни одним из них. В этом году Думбал – божественный Наг решил спуститься к месту священного жертвоприношения. Он показывает то любопытство, приближаясь к животным и останавливаясь около источника воды, то возбуждение, бегая кругами и отгоняя людей. Затем он спешно удаляется. Зажигается большой костер – знак начала обряда.

После его совершения, голову, принесенного в жертву буйвола, подносят Ходимбе. Богиня-демон, посмотрев на нее, спешно уходит к себе, в Манали. После бегства Ходимбы, Душера заканчивается. На месте жертвоприношения людей обрызгивают кровью священных животных.

Рама победил Раванну. Ходимба покорилась ариям, Рагхунатх возвращается в Султанпур главным богом долины.

Шива с характером

Душера закончилась. Пора собираться домой в дальний путь – через гребни гор, по лесным тропам, в маленькие деревеньки и города. Кто в носилках, кто за плечами своих служителей, а кто и на их головах покидают Куллу многочисленные боги. Они подходят друг к другу, прощаются, назначают встречи. Барабаны и трубы возвещают об отбытии очередного божественного гостя.

На одной из площадок собралось много народа. В центре толпы стояли служители и пытались сдвинуть с места огромные носилки с многоликим богом. Сделав несколько шагов вперед, они останавливались, а затем неведомая сила их отбрасывала на прежнее место. Вокруг носилок бегал пуджари, что-то у бога спрашивал, уговаривал, просил. Музыканты изо всех сил били в барабаны и трубили, старались угодить своему покровителю. Но бог уходить с площадки не желал и на уговоры не поддавался.

- Этот Шива с характером, - ворчал один из стариков, - что-то ему не понравилось, вот и капризничает. Попробуй, подержи такую махину! А еще идти так долго придется! До следующего утра не управятся.

Недалеко от носилок сидел гур. Он готовился для серьезного разговора с богом. Ему предстояло выяснить причину такого поведения Шивы. Через некоторое время гур подошел к носилкам. Тело его задрожало, глаза расширились и остекленели. Народ отошел в сторонку, чтобы не мешать общению с богом. И вдруг раздался голос бога - хриплыми, но громкими восклицаниями гур передавал желание Шивы и причину его немилости. Оказалось, что главный барабанщик – глубокий старик, не сопровождал носилки с его божественным величеством к месту Душеры, а приехал позже. Больного барабанщика заменил сын, тоже не молодой уже человек. Но он играл плохо, не достойно такого бога, как Шива. Потому сейчас старик должен извиниться перед ним и барабанить до того момента, пока не будет прощен. Несколько часов подряд старый, больной человек отбивал ритмы-извинения перед носилками грозного покровителя. Наконец, носилки быстро сдвинулись с места, пуджари заулыбался, а вся свита, подхватив дорожные сумки, поспешила за своим капризным властелином.

- Да, только к утру придут в деревню, - скрипел знакомый старик, - Все боги, как боги. Пришли, пообщались, порадовались. А этот, видишь ли, обиделся. Думаю, бедный барабанщик долго еще будет вымаливать прощение.

А вдали слышался неистовый звук барабана. Последний из богов долины покидал Душеру.

После Душеры

Семья Судов из Рамшилы пригласила в гости в честь прибытия в дом богов всех своих родственников и друзей. Это – редкое событие. Три бога – Джамдагны из деревни Пидж, Вишну из городка Харипур и Шива из местечка Бран решили посетить это семейство сразу же после Душеры. Фамилия Судов распространена по всей долине. Суды – это торговцы и меценаты. Они с древнейших времен поддерживают строительство храмов и ашрамов*. Мы породнились с этой семьей и на правах родственников тоже получили приглашение.

На крыше дома был сооружен шатер, вызваны повара из храма Вишну Деви для приготовления прасада и еды для всех гостей и просто проходящих мимо людей. Дочки хозяина готовили чай в огромном количестве. Без чая не обходятся ни одни гости. Рядом с богами, в неторопливой беседе мы пытались узнать причину божественной милости. Жена главы семейства поведала следующую историю.

В прошлом году она посетила деревню Пидж, где царствует бог Джамдагны. При общении с богом через гура, она услышала желание Джамдагны посетить ее дом. Так, в прошлом году, на Душеру, в первый раз семейство Судов почтил своим вниманием один из богов долины. Очень понравилось ему в доме наших родственников. Джамдагны передал, что каждый год, после фестиваля, он будет приходить к ним в гости. А в этом году с ним пришли его друзья. И какие – Шива и Вишну! Для семьи индусов – это благословение и знак, что вся их жизни соразмерна божественному плану. Да и торговля будет идти намного лучше. В дом, куда нередко заходят боги, товар должен быть отменным.

* Ашрама – название обители отшельника или святого. Сейчас (чаще всего) – комплекс храмов или зданий, где преподают те или иные учителя, проводятся практики по различным направлениям индуизма.

Автор и источник публикации: 

Марина Филиппова

боги на носилках бог в палатке Царь (Раджа) долины Куллу приветсвует богов


Автор пишет для живых людей, и ему очень важны Отзывы Читателей, которые Вы можете оставить ниже! Заранее Спасибо за Ваш комментарий!

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Поддержите автора лайком, плюсом, поделившись...

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 0

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
Е_разия:
Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников

register