Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Этническая мозаика Непала

В русском языке обозначения населения - непальцы имеет самостоятельное значение, что для мужчины - непалец, что для женщины - непалка, по поводу чего есть известный анекдот...
А мой друг непалец Равиндра рассказал мне анекдот из собственной жизни в России. Когда он окончил институт и поехал отрабатывать практику на российский север в аэропорт, где находилось предприятие, на которое он ехал, помимо представителя этого предприятия пришли и другие его работники, узнавшие о новом коллеге и не представлявшие каким может быть человек с национальностью "не-палец" :)
О жителях Непала известно действительно очень мало, попытаюсь восполнить этот пробел. Так каковы же они, представители этого этноса с экзотическим на русский слух названием? Очень даже разные!
Такие разные непальцы

Брамины и Четри.
Брамины и четри составляют более 30% всего населения Непала, хотя формально кастовая система была упразднена в 1963г. И сегодня брамины и четри остаются главенствующими в кастовой иерархии. В индуизме, как известно, нет прямых связей между кастой и этносом, но в Непале бахуны и четри (жрецы- брамины и воины- кшатрии соответственно) считаются как этнические группы. Брамины и Четри сыграли важную роль при дворе и армии Притхи Нарайян Шаха, и после объединения Непала они стали крупными землевладельцами. Их язык Кхаса Кура стал национальным языком Непала, а их высокое кастовое положение было закреплено в религии, культуре и законах. С того времени бахуны и четри составляли подавляющее большинство в правительстве и бюрократии. За пределами долины Катманду бахуны и четри в подавляющем большинстве простые фермеры, почти неотличимые от своих соседей. При режимах Шах и Рана многие из них были сборщиками податей, и до сегодняшнего дня некоторые из них является крупными ростовщиками.

Магары.
Магары составляют до 10% населения, относятся к Тибето – Бирманской группе, и в основном проживают в предгорьях западного и центрального Непала.
Магары всегда славились отвагой и бесстрашием, составляя основную ударную силу в армии Притхи Нарайян Шаха. Королевство Магаров Палпа (столица Тансен) было одним из самых сильных в Непале до 1786г. Позднее магары также составляли большинство в знаменитых полках гуркхов, и благодаря жалованью и пенсиям стали более состоятельными, чем их соседи. Магары живут обычно в 2-этажных квадратных или прямоугольных домах, обмазанных красной глиной. Большинство из них индуисты, и по обычаям, занятиям, одежде их почти невозможно отличить от четри.

Гурунги
Гурунги принадлежат к Тибето – Бирманской группе, проживают в предгорьях центрального Непала от Горкхи и Баглунга до Мананга, и на южных склонах массива Аннапурна вокруг Покхары. Столицей гурунгов является крупный поселок Гандрук, откуда открывается потрясающая панорама вершин Аннапурны и Мачапучаре. Гурунги также составляли на протяжении 200 лет костяк полков гуркха. Гурунги (самоназвание Таму-горный народ) мигрировали в Непал из Тибета, принеся с собой анимистическую религию Бон. Интересным аспектом сельской жизни являются Роди, микст деревенского клуба и молодежного центра, где собирается совет деревни и проходят вечеринки молодежи.

Невары.
Невары составляют около 7% населения Непала. Из 1,2 млн. человек около 700 тысяч проживают в Катманду. Их язык Невари отличается от тибетского, непальского и хинди и является одним из труднейших в мире для изучения. Невары всегда были искусными земледельцами и торговцами, а их архитекторы и мастера прикладных искусств украсили столицу Катманду поистине мировыми шедеврами. Их происхождение окутано тайной. Большинство неваров имеет характерные монголо- кавказские черты. Считается, что предки неваров появились в долине Катманду с незапямятных времен или с киратами, или даже раньше. У неваров общинный уклад жизни, они выработали некоторые уникальные обычаи, включая поклонение Кумари – девочки- девственницы, которой поклоняются как живой богине, и ежегодные фестивали колесниц, которые обогащают культурную жизнь долины. Их сосредоточение в Катманду также означает, что многие невары входят в состав столичной бюрократии. Мужская одежда состоит из брюк сурувал, дауры- двубортной рубашки, жилета и традиционной шапочки топи. Неварские касты довольно многочисленны, включая Сакья(жрецы), Джапу(фермеры). Женщины джапу носят черные сари с красной каймой, мужчины носят традиционные брюки и рубашки.

Раи и Лимбу
Племена Раи и Лимбу правили долиной Катманду с 7 века до н.э. до 3 века н.э. Затем их вытеснили в предгорья Гималаев в восточном Непале, от долины реки Арун до границы с Сиккимом, где большинство живет и сейчас. Часть живет в Тераях или в Индии в поисках заработка. Кираты выделяются монголоидными чертами. Они принадлежат к Тибето-Бирманской группе, их традиционная религия отличается от буддизма и индуизма, хотя последний оказывает большое влияние. Гималайские охотники и воины, они являются отличными солдатами, и многие служили в войсках гуркхов. Многие мужчины носят кхукри(изогнутый нож за поясом) и традиционную шапочку топи. В долине реки Арун кираты живут в бамбуковых хижинах.

Шерпа
Шерпа, которые населяют высокогорные районы восточного и центрального Непала, являются наиболее известной этнической группой страны. Эти пастушеские племена тибетских кочевников пришли в район Солу Кхумбу около 500 лет тому назад, принеся с собой буддизм в форме тибетского ламаизма и практику построек гомпа(монастырей) и ступ. Шерпа всегда ассоциируются с регионом Кхумбу вокруг Эвереста, хотя здесь проживают только около 3000 шерпа, остальные 32000 живут в нижних долинах Кхумбу и в Катманду. После вхождения Тибета в состав Китая древние торговые пути были закрыты, но альпинистские экспедиции и развитие туризма в районе Эвереста определило их выживание и относительное благополучие. В районе Шерпландии растет около 15 видов картофеля, ячмень, просо, развито скотоводство.

Таманги.
Таманги составляют одну из самых больших этнических групп в стране, 1,6 млн. человек. Они живут преимущественно в среднегорье вокруг Катманду. Древние таманги были известными торговцами лошадьми и кавалеристами в тибетской армии, которая некогда вторглась в Непал. Они отличаются независимостью и подозрительностью, последнее отчасти объясняется тем фактом, что в 19 веке их отнесли к низким кастам и нещадно эксплуатировали, а их земли были разделены между бахунами и четри.
Многие из них работали также на поденных работах и портерами. Сейчас многие из “тибетских”сувениров, ковров и танка(религиозная живопись на холсте) в Катманду сделаны тамангами – ремесленниками.

Тхакали
Тхакали издревле населяли верховья реки Кали Гандаки в центральном Непале. Вплоть до прошлого века они играли важную роль в торговле солью и другими товарами между Индией и Тибетом. Сейчас тхакали славятся как умелые предприниматели и торговцы. Первоначально буддисты, многие предприимчивые тхакали стали индуистами. Большинство из них занимаются фермерством, а часть стала владельцами горных приютов и ресторанов на главном маршруте трекинга вокруг Аннапурны.

Манангботы
Манангботы живут в верховьях реки Марсианди в районе Мананга. Они похожи на тибетцев, но происходят, вероятно, от гурунгов. Умелые торговцы, они путешествовали по всей Азии, торгуя драгоценными камнями, травами и т.д. Сейчас занимаются импортом товаров из Таиланда и Сингапура. Они буддисты, соблюдают все ритуалы, участвуют в соревнованиях лучников и фестивале лошадей Яртунг.

Тхару
Тхару выделяются среди всех остальных этнических групп в Тераях по своей численности – 1,2 млн. человек. Часть из них живет в районе Читвана, но основное ядро тхару населяет запад Тераев. Историки расходятся во мнениях, откуда тхару пришли в страну. Часть считает, что они произошли от раджпутов Индии, которые перебросили свои семьи в Непал, а сами полегли в битве с мусульманами на границе Непала. Другие полагают, что они произошли из буддистского клана Сакья, хотя Тхару не являются буддистами.

Кусунда
Кусунда, или Бан Раджа -”лесные люди” – одна из самых малых народностей, всего 164 человека, проживает на западе Гималаев, и, возможно, является древнейшей на территории Непала. Кусунда этнически связаны с народностью Чепанг, но в отличие от чепангов, живущих в домах, кусунда живут в лесах в простых шалашах. Они занимаются охотой и собирательством. Язык относится к группе изолированных языков. Кусунда исповедуют анимизм, хотя в ритуалах есть индуистское влияние.

Чепанги
Чепанги – одно из трех диких племен Бхотов, живущее в густых лесах центрального Непала, к западу от долины Катманду. Ранее кочевники, ныне они осели на стыке Читвана и Макванпури. Большая часть их сейчас стала земледельцами, остальные занимаются рыбной ловлей и собирательством, . Оружие охотников – лук и стрелы. Численность племени достигает 20000 человек. Превалируют индуистские обряды, хотя есть клановые жрецы-колдуны.

Рауте
Кочевое племя Рауте насчитывает всего 658 человек. Они кочуют в бассейне реки Карнали и Махакали, строят временные шалаши в лесах, где занимаются собирательством и охотой на мелкую дичь. Делают деревянные чаши, которые меняют на продукты. В кочевья никого не допускают.

Автор и источник публикации: 

статья из архива русской версии сайта welcomenepal.com


Комментариев : 7

Кстати неврские женщины касты

achadidi аватар

Кстати неврские женщины касты джапу носят не только узнаваемые черные сари с красной каймой, но и татуировки на руках и ногах, и даже на лице, их довольно много в Бхактапуре, который считается со слов знакомого непальца-невари неварской столицей.

Забавно, в Бхактапуре была 2

nava аватар

Забавно, в Бхактапуре была 2 раза. Первый раз поехала, так как искала аутентичные места, и кто то подсказал. Кто уже не помню. А во второй раз поехала, так как в первый раз ни черта не поняла. ;).
И снова поеду, так как там присутствует некая особая атмосфера, ни на одной фотографии ее так и не удалось передать полностью, некие фрагменты, части не до конца собранной мозаики. Но их много...

Видимо есть прямая связь между качествами людей и количеством-сложностью языка (языков) на котором они говорят.

Что в жирный плюс русскоязычным, так как тоже один из древних и сложных языков ;).

Я тоже была в Бхактапуре 2

achadidi аватар

Я тоже была в Бхактапуре 2 раза, в первый раз несколько часов - на экскурсию приехали, а вот во второй приехала уже на несколько дней, правда тоже в отпуск двухнедельный. Интересный город, Непал вообще волшебный, загадочный.
Но из всех моих путешествий по Индии и прочим странам я вынесла для себя одно - очень трудно понять и почувствовать культуру и вообще страну со стороны, и все становится значительно проще как только начинаешь общаться с ее носителями, коренным населением, причем не по обязанности, а приятельски, тогда аборигены как будто приоткрывают занавес перед тобой через перетекания к тебе их энергии возможно.

Очень сложно оказалось учить

nava аватар

Очень сложно оказалось учить хинди через английский, я сначала списала это на мое плохое знание английского.

Надежда, так вы как житель

achadidi аватар

Надежда, так вы как житель Азии :) тоже поли-язычная?
меня всегда поражало с какой легкостью индийцы и непальцы говорят на 3-4-... языках. причем те, кто никаких университетов не заканчивал, официанты, например.

Хинди, к сожалению, на

nava аватар

Хинди, к сожалению, на "базаром" уровне. :).
Меня больше восхищает та скорость, с которой они переключаются между языками...
Многоязыковые страны. ;)

Они не только переключаются,

achadidi аватар

Они не только переключаются, нои смешивают языки ведь. Однажды в поезде наблюдала беседу пожилой индианки: часть слов на хинди, часть на английском, и знакомые санскритские слова тоже были слышны.
Однажды прикола ради сказала в русском кашмирском кафе в путтапарти: бринь ми эк блины вис дахи. Он так и записал на 3 языках ;) я фотку даже сделала.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
поздравительн_й: