Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Тик - не только болезнь, но и ценное дерево!

В оны годы achadidi порадовала нас статьей о сандале. Действительно, какое еще дерево ассоциируется с Индией, как не сандал? Между тем, есть сорт древесины, пользующийся более прозаической, но зато всемирной славой. Его происхождение и название напрямую связаны с Индостаном – это тик!

Специалисты-дендрологи сходятся в том, что изначально тиковое дерево (Tectona grandis) в диком виде произрастало только в на Малабарском побережье Индии – в современных штатах Махараштра, Керала и Карнатака. Название «тик» (teak) произошло из языка малаялам (thekka). Первое письменное упоминание о тике встречается в тамильских текстах 7 в.

Молодые тиковые деревца на плантации в Индии

Безупречные качества древесины тика издревле привлекали к нему внимание человека с топором. Тик относится к твердым породам с плотной древесиной и красивой текстурой. Одна из особенностей тика состоит в том, что его древесина содержит уникальный комплекс веществ, позволяющих ей успешно сопротивляться гниению, грибку и вредителям.
Еще одно свойство тика – скорость роста. Это самое быстрорастущее из деревьев с твердой древесиной. Заметив это, человек быстро додумался выращивать тик, интродуцируя его в различных странах.

В незапамятные времена тик попал из Индии в Бирму, Таиланд и Индокитай. Около 600 лет назад тик попал на о.Ява – теперь это дерево растет по всему Зондскому архипелагу вплоть до Новой Гвинеи, а Индонезия стоит на первом месте среди экспортеров тиковой древесины. В 1680 г. голландцы основали плантации тика на Шри-Ланке. В Индии вырубка естественных лесов уже в 1840-х гг. заставила англичан заложить плантации на Малабарском побережье. Первая плантация - The Conolly's Plot, - была основана близ города Ниламбур в современном штате Керала (70 км к востоку от Кожикоде). В Бирме первая плантация появилась в 1856 г., в Индонезии – в 1880 г. В 1902 г. тик был впервые интродуцирован в Африке, в 1913 г. – на островах Карибского моря, в 1927 г. – в Центральной Америке. Сейчас большую часть тиковой древесины получают с плантаций, площадь которых в мире в 1990 г. составляла 2,2 млн.гектаров. Около 90% плантаций находится в Азии.

Еще одно свойство древесины тика – высокое содержание естественного каучука (5%). Его мало, чтобы считать тик каучуконосом (у бразильской гевеи содержание составляет 40-50%), к тому же тик не выделяет сока, из которого каучук можно было бы добыть. Но 5% природного полимера придают древесине тика водоотталкивающие свойства, что в сочетании с плотностью и сопротивляемостью жучкам-червячкам сделало ее любимым материалом судостроителей эпохи парусного флота и мебельщиков – в первую очередь производителей садовой мебели. В частных парках Англии сохранились скамейки из индийского и бирманского тика, которым более 100 лет!

Ценность тика для кораблестроения первыми оценили арабы. Многочисленные парусники-доу, по сей день бороздящие Аравийское море и воды Персидского залива, построены из индийского тика. В городке Бейпур в штате Керала до сих пор действуют полукустарные верфи, строящие подобные суда (любопытствующие могут найти на этом сайте мой старый рассказ «У корабелов Малабара», посвященный этой теме).

Бейпур, ноябрь 2006 г. Так выглядит судовая обшивка из тиковых досок

Корабли из тика ладили не только арабы. В годы Наполеоновских войн британский флот строился такими темпами, что дубовые леса доброй старой Англии сильно поредели. Победа над Бони не отменяла необходимости создания новых кораблей, поэтому англичане были вынуждены обратиться к индийским ресурсам. Семейство предприимчивых парсов Вадия из города Сурат пошло навстречу чаяниям Адмиралтейства – так началась история Бомбейских верфей. В начале 19 в. там трудился выдающийся кораблестроитель Джамситжи Боманджи Вадия (1756-1821), только для Королевского флота построивший 14 кораблей из добротного индийского тика.

Кстати, выбор Бомбея для создания верфей как раз и объяснялся близостью этого порта к местам заготовки тиковых бревен. Корабли, построенные из дерева этой породы, отличались потрясающим долголетием. Например, 74-пушечный линейный корабль «Корнуоллис» был спущен на воду в Бомбее в 1813 г. В 1840 г. он принял участие в 1-й Опиумной войне и прославился тем, что на его борту был подписан мирный договор между Англией и Китаем, по которому королева Виктория получила в свое владение Гонконг. После этого «Корнуоллис» совершил плавание через два океана к берегам Англии, где получил паровой двигатель. Потом он принял участие в Крымской войне, обстреливал Севастополь, а потом долгие годы служил в составе Королевского флота. Служба эта завершилась только в 1957 г.!

Фрегат "Тринкомали" - тиковый долгожитель

Еще более удивительным образом сложилась судьба другого тикового корабля бомбейской постройки – фрегата «Тринкомали».
Д.Б.Вадия сдал его представителям Адмиралтейства в 1817 г. В 1897 г. фрегат стал учебным судном – сначала на военно-морской, потом на частной службе, - и до… 1991 г. находился в Портсмуте. В начале 1990-х фрегат выкупило специальное благотворительное общество, организовавшее его доставку в г.Хартлпул и реставрацию. Когда обшивку корабля вскрыли, то оказалось, что 65% деталей тикового корпуса не требует замены! Остальные 35% из экономии заменили африканским деревом опепе, близким к тику по свойствам. При этом то, что извлекли из корпуса «Тринкомали», не выкинули, а пустили на сувениры, которые теперь продают в музейном магазине. Сам корабль после реставрации приобрел свой оригинальный вид (с рангоутом, такелажем, пушками и т.п.) и ныне благополучно стоит в специальном доке-бассейне. Это самый старый корабль в Великобритании (если не в мире), который до сих пор находится на плаву.

В 2006 г., будучи в Варанаси, имел я случай наблюдать за работой местных мужичков-плотничков, прямо на гатах строивших интересные бескилевые лодки. Эти суденышки также строились из тиковых досочек (см. фотачки).

Варанаси, январь 2006 г. Индийские коллеги английского работяги строят тиковую лодочку по прадедовскому методу

В современном мире из тика изготовляют палубные настилы, поручни трапов и ограждений для морских судов. Ну, и мебель там, паркетные доски всякие…

Будучи в Керале, можно посетить тиковые плантации – например, в том же Ниламбуре:http://www.nilambur.com/

Автор и источник публикации: 

Митрий, отовсюду понемногу, в том числе и свое

Тиковая модель кораблика-доу, сделанная в Бейпуре Тиковый лесоповал Д.Б.Вадия - легенда индийского кораблестроения Хартлпул, нач.1990-х гг. Английский рабочий осматривает тиковые шпангоуты 170-летней давности. Как новые! Вот такая деталька... В Бейпуре пилят тиковые досочки вот такими ручными пилами

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 4

Дима, спасибо!

achadidi аватар
АдминАвтор путеводителяюзер

Название улыбнуло со страшной силой!
И как все ваши статьи ужасно увлекательно, даже если основная тема материала не особо интересна ;)
Переложила часть фото в текст, надеюсь вы не в обиде, так выглядит красивее, если что добавление фото - 1 кнопка в ряду над текстом. Конечно, если статья - просто статья, а не для подшивки в путеводитель, для путеводителя так делать не надо.

Если честно, пребывала в уверенности, что быстрее всего растет бамбук, ему вроде и проще, он же пустой... хотя кораблей из бамбука наверное не строят.

Тик - самое быстрорастущее...

Митрий аватар
Автор путеводителяюзер

...из твердых дерев. К 80 годам тик уже вырастает до 70 см в диаметре. По сравнению с дубом (особенно европейским, из которого строили корабли) - это быстро. А бамбук - это вообще типа трава. Даже слово бамбук в переводе с южно-китайского диалекта хакка означает "большой сорняк, который, если заведется на рисовом поле, - хрен выкосишь!"

Еще одно достоинство тика в глазах кораблестроителей прошлого - то, что его древесина очень мелкослойная и не давала разлета щепок при ударе вражеского ядра. Кто помнит фильм "Хозяин морей", там в одном из первых эпизодов мальчишка-мичман получает ранение такой щепой и теряет руку.
В храмах острова Элефанты однажды нашли отесанное тиковое бревно, возраст которого оценили в 1000-2000 лет - еще один показатель долговечности.
Нашел в Инете сайт фирмы по строительству тиковых лодок в Гуджарате: http://www.wadiaboat... Желающие могут обращаться:)

ага, поняла, да наши дубы

achadidi аватар
АдминАвтор путеводителяюзер

ага, поняла, да наши дубы растут медленнее всех других деревьев, мы выращиваем... 6 лет и меньше 1 метра ростом...

про сорняк... бамбук конечно сильно смахивает на траву, но как оказалось очень твердый, основной стойматериал в Индонезии, на Яве например.
да и растет... хороший сорняк, нам бы такой.

вспомнила короля Генриха 2 французского, тоже щепкой, в глаз, вообще убило...

но такая древесина плотная и смолистая должна быть по идее еще и тяжелой?
Дима, а вы не знаете из чего рыбаки в Керале свои лодки делают? те, которые из 3 кусков связаны...

Судя по виду...

Митрий аватар
Автор путеводителяюзер

... из чего придется. Скорее всего из плавника - т.е.бревен, выброшенных прибоем. Удобно, не надо в лес идти, рубить, тащить, кору снимать...

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
_уристический:

Комментарии Disqus

Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников

register