Ришикешские заметки, часть 2
Храм Нилкантха Махадев Мандир, посвящённый Шиве, расположен на вершине горы, прямо в храме начинает свой бег мощный ручей, часть его накрыта крышами, там же проходы для людей огороженные трубами. При храме несколько домов в которых живут люди обслуживающие храм. Назвать это деревней тоже нельзя, мала больно, хотя тут же возделаны поля террасного земледелия, и там что то растёт, что то убрали уже.
В прошлый раз в этот храм попасть мы не смогли из за того что было очень много паломников, которые стояли длинной очередью в проходах храмового двора, а мы как и все разулись снаружи и стояли босиком на каменном полу, очень холодном. Очередь двигалась медленно, индусский народ стоит безропотно, а я подумал что так и простыть можно, ведь мы в Сибири предпочитаем одеться потеплей а не бороться с холодом, с ним вообще шутки плохи. Одним словом мы с женой ушли по- английски, обулись и ходим по торговым рядам которые тут же, возле входа. Смотрим, вся наша группа вышла, один Сантош остался, очень набожный человек!
Ходим- бродим, минут через тридцать идёт наш Сантош в машину босиком, спрашиваем где сандалии? У него были новые, красивые сандалии а уже нет, говорит украли! Мы «КАК?» в святом месте? Вот и верь потом людям! Сколько раз мы разувались и ничего, а тут!
На этот раз народу гораздо меньше и разуваемся уже прямо перед входом в храм и заходим внутрь, движемся не быстро по проходам, осматриваемся, что же здесь такого необычного что столько народа сюда едет? Что меня поразило так это два древнейших символа соединены вместе- переплетённый синий шести угольник, нам известный как звезда Давида а внутрь вставлена красная свастика, два антагонизма нашего времени! Нигде такого не видел! Порознь встречаются, вместе нет!
Впервые в Индии увидел шести угольник на старом мусульманском форте, по моему в Агре, обратил на него внимание местного гида и спросил как тут его понимать? На что он ответил что это один из древнейших индийских знаков, который сарацины позаимствовали и ставится он на входе или близко, для привлечения в дом богатства и работает в одну сторону, в дом впускает, а из дома не выпускает, вот для чего он наносится.
А свастика, как многие уже знают это главный солярный знак, солнце, вечность, бытие. Наша галактика завёрнута свастикой- снимки из космоса.
Интересно, как израильтяне относятся к такому симбиозу, их ведь в Ришикеше много бывает. Проходим дальше, хочется сфотографировать знаки но не решаюсь сделать это внутри храма. За нами уже собралась очередь, движение не быстрое. Подходим к алтарю, он в виде беседки низкой, что бы войти внутрь нужно нагнуться, входим, посередине установлен шивалингам, сидит брахман, люди подходят кладут свои подношения, брахман благославляет их и ставит тику (точка краской) на лоб, люди кланяются и проходят далее. Подходим и мы, кладём денежку, он кивает головой и тику нам не ставит, мы не в обиде, не знаем всех их религиозных тонкостей. Идём на выход, немного недоумевая, столько ехать, смотреть особо нечего, разве панораму гор.
Если присмотреться в вершинам гор то почти на каждой горе либо храмы, либо ещё что то построено. И ещё вот что, к этому храму из которого мы только что вышли, проложена асфальтовая дорога и подведена линия электропередачи, большие ведь затраты, любят индийцы своих Богов!
Едем вниз, дорога занимает час с хвостиком, движение такое же, машины в обе стороны. Дело к вечеру, проголодались, идём в ресторан и очень вкусно обедаем.
У нас ещё одно замечательное мероприятие- посещение Ганга аарти во всемирно известном ашраме Пармартх Никетан, как поют! Объясню для тех кто не в курсе- Ганга аарти это тысячелетнее ежедневное служение Богам, проводятся на берегу реки Ганги и говорят что на всём протяжении реки где живут люди. Славят главных Богов, Богиню Гангу, Ханумана, местных Богов и всё это действие происходит при большом стечении народа, тон задают брахманы и их молодые ученики а поют все желающие, никто не стесняется, как умеют.
Самое время выдвигаться, солнце к закату шествует. А заходит оно где то в районе шести вечера. Переходим реку по подвесному мосту Рамджула, он гораздо больше Лакшманджулы, поворачиваем направо и идем вдоль берега, а здесь лавки, магазины, лоточники с обеих сторон дороги, машины, мотоциклы вездесущие и много идущего народа в разных направлениях. Я здесь чуть попозже понял что мы, русские и ходим не так в толпе, получается всё время навстречу основному потоку, потом дошло что как мы ездим по дорогам так и ходим, в Индии ездят по другой стороне и ходят в тоже также по другой стороне, вот японцы которых здесь много, ходят как индийцы.
Так потихонечку идём вдоль берега доходим до нужной гхаты (широкие ступеньки с площадками для спуска к воде большого количества людей одновременно) , заходим, сдаем обувь в цивильную камеру хранения и босиком по тёплому мрамору проходим на гхату.
И вдруг мы видим, что медитирующего Шивы, который был два года назад нет! Сидит другой Шива поменьше размером, который был ещё раньше (видел на ДВД диске) , идём дальше, надо заранее занимать хорошие места чтобы лучше было видно. Вода высокая, под верхнюю ступеньку, рассаживаемся. Молодые брахманы расстелили дорожки в центре гхаты, установили звукоусиливающую аппаратуру, распеваются уже. Голоса хорошие, мелодичные.
Обсуждаем новость с Шивой, смотрю на воду и на горы намытого песка на других гхатах выдвигаю предположение что его в этом году смыло водой, очень жаль, красивая мраморная статуя была, то же интересная. Представьте себе- сидит спортивного телосложения молодой человек, с развитой мускулатурой а голова красива женской красотой и это ощущение усиливают длинные волнистые волосы, на шее ожерелья из священного растения, не помню название и как всегда свернувшейся кобры. Выполнена из белого мрамора, горло у него подсинено, ну вы знаете эту историю. Он в медитации, руки на коленях, указательные и большие пальцы рук в кольце, на лице полное шанти (умиротворение). У меня дома висит на стене большая фотография его. Жаль!
А народ всё прибывает, активно заполняются места вокруг нас , гармоника (не гармошка, хотя принцип тот же) начинает играть обязательную программу , запел молодой брахман и понеслись над Гангой слова которые она уже слышала миллионы раз, сменяются поколения, певцы, но слова неизменны.
Сегодня ещё одно удивление, женщина одетая в оранжевые одежды брахмана сначала подхватывает песнь молодого брахмана а потом и поёт сама через микрофон, однако!
Ближе к середине аарти вдруг заволновался народ, начинают все вставать с мест, кого то приветствуя, все повернулись в сторону входа на гхаты, какое то движение людских тел а народу много, встаём и мы.
Этот вечер приносит ещё одно удивление, выходит к месту проведения аарти небольшой человек, одетый в оранжевые брахманские одежды, у него густые седеющие но не очень волосы и роскошная борода. Смотрю и узнаю, это он, основатель и главный руководитель этого ашрама Свами Чайдананд Сарасвати джи Махарадж ( Муни джи). У меня есть ДВД с Гангой аарти. Постарел немного, но подключается к женщине и вместе поют дальше. Народ рассаживается по местам. Потом возжигают светильники, и начинают ими движения по кругу, по часовой стрелке. Сначала светильники берут Свами джи и взрослые брахманы, потом передают молодым, те после вращения передают мирянам а там уже не различают, индус ты или белый, передают в руки светильник, и это вызывает наше уважительное отношение к ним.
Аарти длится минут сорок, сорок пять, заканчивается опусканием лепестков роз и других цветов с священные воды Ганги. Начинает Свами джи, потом все желающие. Люди подходят к нему, касаются руками его ног просят благославления, он даёт.
Пробираемся на выход, получаем свои обувки и потихоньку, сильно в толпе не разгонишься идём к мосту, по пути интересуясь фруктами на ужин. И опять удивление!
Один продавец фруктов на тележке предлагает манго, жёлтое, спелое но по 250 за кг. Моя жена всегда мечтала поесть настоящих, спелых манго а не то что у нас продают. А ведь сезон манго уже закончился, а тут надо же, откуда, говорит что местные, но больше ни у кого нет. Начинаем торговаться, не сбавляет, здесь подключается наш Мукеш джи, что то говорит продавцу быстро и резко и цена падает до 200 рупий и ни копья меньше, что поделать, надо мечты сбывать, тем более сама Индия помогает! Берём!
Когда заходим на мост, где то на середину, гаснет свет во всём Ришикеше, обычное дело в Индии! Идём друг за другом, никто не волнуется, выходим на правый берег, а там уже торговцы зажгли светильники, очень даже оригинальные, баллон с газом пропаном, на вентиль сверху одета изогнутая трубка а на конце трубки прикреплен шарик наверно из асбеста, из него выходит газ и горит очень даже ярко, примерно как эл.лампочка 150 ватт. Здорово придумали! Ни кто не возмущён отсутствием света, а вот он уже загорается, движение людей ни на миг не прекращалось. Подходим к стоянке тук туков, приценяемся, водилы в один голос- 100 руп. Везти в гору! Выбора нет, пешком далековато да и находились мы сегодня, спать будем как убитые.
За общим ужином оценили манго. Что тут сказать, песня!!! Таких мы не ели никогда, даже нет вкуса хвои! Пора на отдых, нелёгкий был день, впечатлений много, завтра снова в горы, в пещеру! Расскажу обязательно.
Читать дальше https://indonet.ru/R...
автор я
Комментариев : 5
Позволила себе
Позволила себе исправить название храма, правильно Нилкантха, нил -синий, кантха - горло, шея на санскрите, на хинди кстати синий цвет кстати тоже нил или нила.
Да, прошлую статую Шивы смыло во время наводнения осенью этого года, один из наших авторов - Юра был очевидцем, писал в https://indonet.ru/R... Новый Шива очень красивый, судя по вашей фотке.
А нету ли фото шестиугольника со свастикой? Шестиугольники я встречала в Индии часто, шестиугольник с лотосом внутри символ Шри Ауробиндо Гхоша. А вот про свастики интересно, что они встречаются даже там, где заимствования в принципе быть не могло, например, я в христианских церквях свастики используются в элементах декора, в Питере как то шла по улице и увидела бордюр из свастик, хотя православие не могло взять их из индуизма, это точно.
Ответ
Мне нужно было поточнее написать про скульптуры Шивы. Эта, что на фото, медитирующий Шива, фото2008г, я его описываю в рассказе, его и смыло а сидит сейчас Шива с вытянутой рукой и дающий благославление людям.
Фото с символами шестиугольника и свастики я так и не решился сделать, много народу индийского было. Может кому повезёт больше и кто то сделает? Символ свастики используется в славянских Ведах широко.
... из чего
... из чего делаем вывод, что Шиве надоело сидеть в позе медитации и захотелось давать благословения :)
то, что свастику использовали славяне-язычники совершенно понятно, ибо это самый распространенный солярный символ, а вот в церквях...
Православие
переняло многое у язычников или азов, асов
Согласись, меняется значительно восприятие и значение слова. В Википедии значение слова АЗ...
Не соглашусь
бо не знаю что еще и не понимаю кто такие азы и асы и причем первая тут буква алфавита.
хотя, пожалуй, возможно, что свастика, в основе которой имеется крест, обязана своей жизнью "во Христе" именно ему.
Напишите отзыв или вопрос