Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Земная обитель Будды

По традиции все междугородние автобусы в Непале уходят в семь утра.
Путь наш лежал из Покхары в Лумбини, а на туристической автостанции в нужном нам направлении стоял лишь один автобус (в отличие от направления на Катманду - там их было более десятка). Совершенно пустой. А зазывала и утромбовыватель пассажиров на вопрос доедем ли на нем до Лумбини стал что-то долго и путанно объяснять. Но тогда мы нисколько не насторожились - знали, что до самого Лумбини автобусы не доходят и на подступах к земной обители Будды нужно делать пересадку.

Однако наша действительность стала разворачиваться весьма мучительно для Игоря. Он с помощью своей игрушки - айфона - отслеживал наше местонахождение и к своему удивлению заметил, что автобус идет другой дорогой, делаю крюк чуть ли не через весь Непал! Кондуктор бесстрастно покивал головой, мол, да, именно так и едем.
Автобус был традиционно маленький и тесный. Сиденья не очень удобные. А дорога оказалась более длинной чем предполагалось. Автобус ехал медленно и, казалось, громкоголосый кондуктор со своим помощником пытался посадить в него каждого встречного. Функции непальских кондукторов уникальны: мало того, что они собирают деньги с пассажиров - они почти всю дорогу висят на подножках и во всю глотку горланят скороговоркой названия остановок и конечного пункта, но кроме того они на остановках выскакивают из автобуса, по-хозяйски рыскают в толпе и чуть ли не силой заталкивают внутрь пассажиров. Кондукторы указывают места и все их беспрекословно слушаются. Например, он может кого-нибудь из пассажиров согнать и посадить на его место "белого", женщину с ребенком или инвалида. Ибо западные туристы здесь приравниваются именно к самым уважаемым и оберегаемым категориям и им в автобусе неизменно выделяются лучшие места.
Вообще, Пассажир в Непале - царь и бог - его заманивают, его ублажают, им дорожат, за него борются команды разных автобусов. Видели бы с какой важностью некоторые непальцы заходят в автобус, а на дороге не они бегут за автобусом (как это принято в России), а автобус "бегает" за ними. И он будет ждать столько времени, сколько понадобится пассажиру чтобы зайти в салон, а кондуктору уложить его багаж на крышу (или того хуже - несколько необъятных мешков в салон или велосипед). Но в тоже время во время дальних переездов бригада кондукторов может легко "перепродать" или "купить" пассажира у кондукторов другого попутного автобуса. И перекупленные пассажиры покорно переходят в другой автобус. А сцены покупки и денежных расчетов за пассажиров на дороге весьма экзотичны. Все это настолько необычно и уникально - встречается только в Непале.

Так уж разворачивалась Божественная Игра, что Игорь сегодня воспринимал дорогу весьма болезненно: и копчик отсидел, и устал, но особенно сложно им воспринималось, что автобус идет не по той дороге, по какой хотел бы он (как же интересно разворачиваются игры Осознанности!). Но у саши к автобусам свое особое отношение - порой казалось так бы ехал и ехал, даже выходить на конечной не хочется. Все во время таких переездов мило его сердцу: и картины мелькающие за окном, и забавные сценки в салоне и вне его (чего стоят хотя бы эти знаменитые остановки для "оправки", когда по старой советской хохме - "мальчики направо, девочки налево", только на горной дороге как правило нет придорожных кустов, где можно было бы укрыться со своими природными нуждами), и людские характеры, отраженные в их лицах. Поэтому ему стоны Игоря были забавны и как бы не совсем понятны. Ибо виды из окна были самые великолепные: горные перевалы, стремительные и извилистые речки, многочисленные мосты и т.п. Наконец, миновали все горные массивы и пошла плоская равнинная местность. Снова жарко припекло солнышко, снова запахло Индией. И лица встречных и попутчиков все более становились похожи на индийские, а свободная одежда женщин снова сменилась на строгие сари.

И вот оно - знаменитое Лумбини - место рождения Сидхартхи Гаутамы. Между прочим, это огромная площадь огороженной забором территории. Размах такой, что устанешь ходить. Кстати, на солнце быстро испекаешься и утомляешься.
Главная святыня этого огромного храмового и монастырского комплекса - небольшое скромное здание, а также пруд, где согласно преданию мать Будды искупалась перед родами и легендарный столб царя Ашоки, где были выбиты в камне упоминания о месте рождения Гаутамы. Стоимость посещения - 200 рупий. Но обзавестись билетом лучше сразу при входе в комплекс Лумбини, иначе может случиться как у нас: мы дошли до места без билетов, а купить на месте их почему-то нельзя - необходимо вернуться назад (1,5 км) или совершить пеший поход на 2 километра за билетом в кассу, либо преодолеть это расстояние на велорикше. Нам было влом переться за тридевять земель за тикетом, а желание посмотреть не смогло осилить недоумение по поводу нелепой ситуации и невозможности взять билет непосредственно в том месте, куда надо (а может, не так много осталось в нас от туристов, от жажды "узреть" и "отметиться"). Словом, эту часть программы мы благоразумно пропустили и приобщались только к доброму, вечному, общедоступному и... бесплатному.
И это нисколько не уступает, а в архитектурном смысле даже превосходит то, что можно увидеть в платной части Лумбини.
Чтобы было понятней, пол-словечка из истории: в 1986 году правительство Непала при поддержке ЮНЕСКО приняло решение создать в предполагаемом месте рождения Будды ныне существующий комплекс и призвало все государства, где люди исповедуют буддизм, построить в Лумбини храм или монастырь. Многие страны откликнулись на это предложение и на сегодняшний день в Лумбини можно полюбоваться храмами и монастырями Непала, Мьянмы, Индии, Тайланда, Вьетнама, Китая, Кореи, а также Австрии, Германии, Франции, Японии и др. Все это грандиозно. Будто страны старались перещеголять друг друга в изысканности архитектуры и убранства. Строительство многих сооружений продолжается до сих пор.
Словом, посмотреть в Лумбини есть на что.
Глаз радует золотая ступа Мьянмы и монастырский комплекс этой маленькой и неспокойной страны. Архитектура завораживает, но глаз невольно цепляется за потускневшие и полинявшие краски, а ведь все это построили не так давно - в 1996 году. Тот же налет разрушения можно узреть в длиннющем канале - центральной оси всего комплекса - кирпичи, которыми выложен канал не очень качественные и уже сейчас начинают рассыпаться. Не хочется останавливаться на достоинствах и недостатках каждого храма или монастыря - пусть они у каждого будут свои. Настоящей красоты и изящества здесь много. Но всюду царит тишина и покой, но не умиротворяющий Покой, а тишина забвения, заброшенности, отсутствия людей. Западных туристов и роскошные туристические автобусы встречаешь лишь у входа в парк Лумбини - но видимо программа экскурсий не включает обзор всех строений комплекса и дальше центрального круга они не забредают. Так или иначе: монастыри в Лумбини без монахов ("живых" монахов видно было только у непальского манастыря), а храмы - без посетителей (незначительное оживление у китайского комплекса - благодаря живописным, забавным статуям каких-то китайских мифологичкских персонажей - возле них очередь сфотографироваться). Немного смущают и огромные расстояния от одного комплекса до другого, а лумбинийская густая и постоянная пыль, а так же южное непальское солнышко не сильно располагают к многокилометровым переходам.
Такой вот взгляд на Лумбини путешественника с несколько ослабленным туристическим инстинктом.

Карта достопримечательности, координаты, фото-тур: 
Lumbini
Непал
27° 28' 6.384" N, 83° 16' 33.8916" E
Javascript is required to view this map.
Ваш голос будет первым
Поделитесь с друзьями!

Комментариев : 3

ощущение дороги

achadidi аватар
АдминАвтор путеводителяюзер

я называю это ощущением или чувством дороги, когда долго едешь впадаешь в какое-то медитативное состояние. я иногда вообще забываю куда я еду и зачем, просто смотрю в окошко как поток жизни проносит мимо ландшафты, деревни, людей, животных...
у вас кажется что-то похожее :)

Саша, а что в Индии разве как-то по-другому кондукторы себя ведут? признаться я не замечала за непальцами каких-то особых достижений в обслуживании пассажиров...

Кондуктор в Непале - важная

Volcov аватар
архивПутешественникюзер

Кондуктор в Непале - важная должность (как в Индии - полицейский). Все его беспрекословно слушаются и повинуются. У многих кондукторов есть "помощники" из молодых парней. Эти только горланят в открытые двери и носятся на остановках по улице, "уговаривая" пассажиров ехать именно их автобусом. Старший только собирает деньги. Причем постоянно обсчитывает "белых (чего в Индии так же не замечал). Словом, различия есть и их много.

Ну, кондукторы в Индии

achadidi аватар
АдминАвтор путеводителяюзер

Ну, кондукторы в Индии занимают такое же место, их все слушаются, и белых они тоже обсчитывают :) в последнем рассказе о Гоа как раз писала, что не могла понять сколько же на самом деле стоит билет на автобус

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается). Gravatar подгружается автоматически.
Индост_н:

Рекомендуемые посты