Индия 2015. Хайдакхан (Haidakhan)
Хайдакхан (Haidakhan). Мы приехали в ашрам Бабаджи. С ашрамами у меня вообще-то сложные отношения. Но здесь, похоже все сложилось.
Во-первых, красота природы. Здесь немного пониже 2000 метров. Ашрам расположен на берегу ущелья реки, которую называют местной Гангой (точнее — Гаутамой Гангой). Хотя это не Ганг. Вода чистейшая. Русло широкое, сейчас большей частью все высохшее, разливается в период дождей. Но все равно очень живописно от серых и белых камней. В реке есть 2 небольших купели (лагуны), в которых можно окунуться. А так в основном она быстрая и мелкая.
Во-вторых, мало народу. Никогда еще не была в Индии в таком малонаселенном месте. Поэтому возникает ощущение общины. Встречают очень радушно, дают заполнить длиннющие анкеты, в которых мы делаем кучу ошибок, но с нами очень терпеливы. Находят нам русскоязычную переводчицу, подробно рассказывают правила и распорядок дня. Впрочем, русских тут полно, и объяснить что к чему есть кому. Вообще, обитатели ашрама в основном европейцы. Может, поэтому мне здесь так нравится. Воистину, вот он, синтез востока и запада. Мне он больше по душе. Наверное, воспринять чисто индийскую культуру, которая преобладает в других ашрамах, я пока не в состоянии.
Поселили нас в 4-хместном номере. Есть разные номера, 6-местные тоже видела. Англичанка, которая жила здесь одна, перешла в другой, но без всякого разочарования, и, мне кажется, с истинным приятием всех нас и благодатью. А к нам 4-ой подселили в этот же вечер девушку, мало того что русскую, из Питера, так еще и из группы Лены Ганги, в которой мы тоже вполне могли бы оказаться. Они ездили в другой ашрам Бабаджи — в Чиллинауле, в нескольких километрах от Раникета. Там была осенняя Наваратри — праздник Матери-Дурги.
Здесь, на первый взгляд, все непросто. Режим дня такой: Подъем в 4 утра, купание в реке, или обливание холодной водой из под крана (горячей просто нет). В 5 часов тебе рисуют желтые полоски и красную точку на лбу — чандар. Потом — дхуни, огненная церемония с пением, киданием в огонь риса, цветов. Происходит в маленьком храмике, посередине разводят настоящий большой костер большими дровами. Потом, в 6.30 — арати — это пение специальных текстов на санскрите и на хинди. Это в другом храме, побольше. Начинается с перезвона штук 20 колоколов и дудения в раковину. Текст каждый день один и тот же, но заканчивается разными более общеизвестными индийскими мантрами и баджанами.
Продают специальные брошюрки на всех языках, есть и на русском — можно смотреть в них и петь, потому что без них сначала ни фига не поймешь на слух. Затем, с 8 до 9 — свободное время, когда можно самим позавтракать. Общественная еда здесь 2раза в день - в 12 обед и в 8 вечера ужин. Питание предоставляется вместе с жильем, и стоит пребывание в ашраме 300 рупий с человека в день. Может, и дороговато, но оно того стоит. Кормят простой индийской едой, но очень вкусно и не очень остро.
С 9 до 12, и с 4 до 5 -карма-йога. Первые 2 дня предлагают отдохнуть. Вообще очень понравились организаторы, очень заботливо относятся.
Дальше по режиму: после 12 часов обеда- тихий час до 3-х. Потом опять повторяется утренний ритм — в 17 часов дхуни, в 19.30 арати. После ужина отбой. Для меня сперва представилась ужасной перспектива встать в 4 утра (это по индийскому времени), а по нашему получается вообще в полвторого ночи, при том, что мы еще не перестроились. Но это было так здорово! В полной темноте, с фонариками, мы спустились по каменным лесенкам к купели в сопровождении старожилов. Вода не ледяная, вполне подходящая, но ощущение бодрости — необыкновенное. И после такого начала весь день идет в потоке. Очень понравились и песнопения, и все церемонии. Шиваизм рулит! Да, и мы напросились сами на карму-йогу, потому что на следующий день собрались подняться на гору Кайлаш. Это не тот известный Кайлаш. У них здесь своя Ганга и свой Кайлаш. С большим удовольствием подметали листики и убирали мусор на дорожках к храму и к реке.
Сходили на гору Кайлаш. Это типа обязательной программы для всех приезжающих. Конечно, никто не гонит, но только и слышно разговоров, что кто-то вернулся с Кайлаша, кто-то еще не сходил. Одним нельзя. Нужно обязательно с гидом. 1 гид на 4-х человек, и каждому гиду нужно отдать 300 рупий. Накануне выхода пишешь расписку (подписываешься), что берешь всю ответственность на себя. Выход в 5 часов утра, еще затемно, с фонариками. Нам дали на четверых двух гидов, то есть они сами взялись, аргументируя тем, что наша группа разнородная, есть молодая, а есть пожилые, и им придется, может, делиться на 2 группы. Им особо делиться не пришлось, мы поднялись туда довольно быстро, к 9 мы уже были на вершине. Дорога очень тяжелая, везде тропинки, но много по камням, по осыпям. Последние метры я доползла с трудом.
На вершине живет Баба. Нам про него много порассказывали, что он очень классный, что к нему ночью приходит тигр попить. Но у нас с ним не очень сложилось ( с Бабой, а не с тигром). Нам спутали карты, сказали, что сегодня его не будет, т.к. в понедельник он ходит на рынок. А он там оказался на месте. Если бы мы знали, мы бы взяли побольше воды и сладостей. А так мы воду и сладости почти все раздали гидам по дороге. Положили ему пару мандаринок и чуть орехов с сухофруктами. Он их освятил, превратил в прасад, и мы их сами же и съели. Он был разочарован. Особой пуджы не было. В офисе нам строго велели не давать Бабе денег, так как он любит выпить. Но мы оставили 100 рупий, так как совсем уж нечего было ему оставить. И гидам дали сверх суммы по стольнику. Может. нехорошо поступили, но честно рассказываю. Все-таки они провели с нами полдня, помогали, тащили рюкзаки часть дороги. На пути были крошечные деревеньки, где и живут наши гиды. У одного из них четверо детей, другой совсем мальчик. В деревеньках скотинка - буйволы, козы. Из овощей увидела посаженную картошку и снятые большие тыквы. Дети и девушки очень симпатичные.
Обратный путь был едва ли не более тяжелым — вниз, в обычных кроссовках ноги у всех скользили. Я несколько раз навернулась, но удачно — разбила только локоть. Так что все-таки, наверное, нужны специальные туристские ботинки для таких мероприятий. Да еще солнце начало жарить как следует. Но тем не менее мы вернулись уже где-то к пол-первому. Гидов после небольших переговоров отпустили домой, когда уже почти спустились. Вообще, по правилам они должны привести к офису, и только там им нужно отдать деньги. Но реально их обычно отпускают раньше. Предыдущая группа, как мы слышали, вернулась только к 5 вечера.
Да, горячая вода здесь все-таки существует, когда есть электричество — ее нагревают. И проблем с туалетной бумагой, о которых я с ужасом читала в лешином рассказе, особо нет. Туалетную бумагу нельзя кидать в канализацию, но рядом стоит ведро, где ее централизованно собирают. Так что ходить в потемках к печке и самостоятельно сжигать ее нет необходимости.
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос