Самоучитель по Индии. Индийский авто-транспорт
По дорогам Индии, особенно по хайвеям, очень любят ездить не только трактора, но и комбайны. Особенно по ночам. Им там нравится – они на хайвеях лучше помещаются. У некоторых из них бывают сняты сами комбайновые части – и погружены на прицеп. А у некоторых – нет. Может, у них нет прицепа. Может, он поломался (колесо, например, надо накачать). Может, индийцам его просто лень снимать. Но по любому у них в этом случае ширина немножко больше двух рядов.
А фары у них стоят очень высоко – на самом верху. И почему-то это то немногое в Индии, что ярко светит на дороге. Но почему-то не вниз, а вперед (зачем им на поле вперед светить?). Так что слепит по полной программе. Угадать заранее, снят с него комбайн или висит – вероятность примерно 50%. После встречи – 100%. Собственно, сказанное можно отнести и к обгону такового устройства. Можно попытаться заранее разглядеть, есть ли у него прицеп и есть ли в прицепе что-то. Впрочем, оно может быть и не его, а от другого комбайна. 50%.
О перевозке грузов в Индии. Возят все, что угодно и на всем, габариты значения не имеет. Груз – грузится, пока не опрокинется.
На автобусах очень часто подбирают на халтуру груз на крышу – тонны 2-3. Грузить любят уже после отъезда, когда все пассажиры на месте. Занимает около часа. Выгрузка – аналогично, но обычно уже после высадки пассажиров. Количество груза на грузовике как правило определяется не столько размером, сколько весом. Поэтому прежде чем такое обгонять – посмотрите, как это делают другие. Может, и вообще лучше не стоит. Увидите – поймете, о чем я пишу. Вообще, в Индии практически вся техника (кроме части легковушек) – собственного производства. Ну и еще что-то – из стран Востока. Собственный автомобильный гигант – Тата (ударение вроде на второй слог). Практически все грузовики, наверное, и локалы, - его. Часть легковых и джипов – тоже. Подозреваю, что слипперы и Вольвы – тоже в его ассортименте есть. Ну и еще всякая техника. Причем, насколько я понимаю, машинки делаются очень надежными и выносливыми (при таких-то загрузках!). Есть и еще какие-то индийские автомобильные фирмы.
В принципе, в Индии далеко не у всех за рулем есть права. Я со своим другом много ездил по Бихару, и заметил, что он избегал выезжать из шатата. Позднее он признался мне, что машину купил давно, а права все никак не соберется получить. В своем штате проблем не будет (ну в Индии много строится на личных связях). А в других могут быть сложности. Решили, что в других штатах, если поедем, за руль буду садиться я (собственно, на машине так и не выехали). Права обязательно возьмите, если не сделали международных – то хотя бы национальные. Да, еще пишут – во многих штатах до шлемов полиция до…….ся, имейте в виду. Нам в Гокарне к байку шлемы выдали. (Helmet- шлем (хельмет). (Какой это геморрой – надевать шлем, когда носишь очки!)
Прицепов в Индии практически нет. Есть полуприцепы – но не во всех штатах (не понимаю, они где-то запрещены?). И не в горах. Даже к тракторам прицепы одноосные (или со спаренной осью). Бывают прицепы – для религиозных праздников, на них перевозят мурти, музыкантов и т.п. Но это все со скоростью пешехода. Это скорее исключение. Прицепы к легковым видел только в Мегхлайе и еще где-то. Но! Это не значит, что автотранспортом не перевозят негабариты. Именно им и перевозят. Длинномеры – метров под 50-60. На каких-то специальных полуприцепах. Да даже обычные полуприцепы – увидите, какие у них выносы. И даже просто у некоторых длинных грузовиков… И это не мешает им лезть порой в самый центр города, в переулки.
То же и негабариты – метров по 8-10 шириной. И перевозят также. Но видел их только стоящих днем. То ли ночью перевозят, то ли больше отдыхают, чем везут. Но с этим аккуратнее – не уверен, что они как-то отмечены. Практически не видел, чтобы буксировали. Один раз – при мне вытаскивали заглохший грузовик из кассы какого-то чек-поста. Как перетаскивают сломанные машины – не знаю (надо пояснять, что эвакуаторов не видел?). Вернее, видел – есть какие-то эвакуаторы, они даже роятся в специальных местах – типа таких ремонтных грузовиков-кранов. А-ля американский запад 60-х. Видимо, подцепляют на крюк, поднимают один конец в воздух – и поехали. Видел пару раз – но везли что-то легонькое. Но если будет это груженый грузовик?.. При такой нагрузке – рама начнет подниматься, а колеса на земле так и останутся.
Я, кстати, не треплюсь насчет опрокидывания – видел. Даже на небольших кочках или наклонах полотна высоко груженая машина вполне ложится на бок.
Ну и что такого? Но серьезных аварий почти нет (особенно если вспомнить нашу милую страну). Перво-наперво, думаю, здесь играет роль то, что никто не гоняет. Да и гололеда не бывает. Даже в горах у них – часто вполне так себе дорожки, только что узкие и серпантины… Вот после размывов и ливней начинается… Полноприводных машин практически нет – только военные. Незачем. (Правда, я в монсун не был. Но зная индийцев полагаю, что если что-то застрянет, они скорее будут ждать, пока высохнет или в горах лед стает, чем будут пытаться вытаскивать). Даже у трех- и четырехосных грузовиков, ведущая – только одна. Да, еще на грузовиках есть манера ставить вторую ось-ленивца наперед (видимо, какие-то ограничения нагрузки на ось ), в результате ему очень быстро сворачивают шею и вырывают тягу - и попросту вывешивают, а больное колесо при этом часто остается вывернутым полностью наружу (или болтается как захочет) – острожно, не прижимайтесь, если ось поднята.
На грузовиках обожают вешать знак аварийной остановки. Или несколько. Причем спереди. Вообще любят, чтобы было красиво. Так что ночью не пугайтесь, это встречный. Да, в связи с этой привычкой любят на грузовых вставать на отдых на встречной полосе (сзади знака аварийной остановки как правило не вешают).
А еще в Индии водители любят ставить дизельные машины на уклоне на передачу… Интересная привычка. Осторожнее с этим.
Вообще у меня сложилось впечатление, что на многих машинах пермит только по каким-то штатам (видел надписи “All India Permit” или “какие-то штаты permit”. Или вообще без надписи. Поэтому в случае проката где бы то ни было – удостоверьтесь, что сможете поехать на этой штуке туда, куда собираетесь. Даже если просто нанимаете джип или минибас для поездки. Полагаю, что аналогичная ситуация и с правами у индийских водителей. Что-то такое есть. То есть, см. парой строк выше.
Причем я так слышал что-то насчет «All India Permit» - типа как All India, кроме Гоа… Когда ехали на заказном слиппер-басе в Гоа, нас в Бомбее пересадили на другой, не слиппер, бас, более похожий на локал, объяснив тем, что у слиппера нет пермита для Гоа (правда мог неправильно понять, возможно слипперу просто нельзя на NH17 из-за серпантинов. В горах есть ограничения для слиппер-басов, полуприцепов и прочего – иногда даже выложена змейка бетонным надолбами, чтобы не пролезли).
Еще момент. Правительственная автоколонна (да и вообще сопровождаемые полицией машины) обозначаются флажками, устанавливаемыми с обеих сторон машины (вроде красными). Насколько понимаю, такие же флажки устанавливаются и на головной полицейской машине. В городе обычно полицейский освобождает для колонны перекрестки, ну а на трассе – вряд ли. Это всяких там министров так возят и прочую публику.
Спецмашины с включенной сиреной принято пропускать. Если вы присмотритесь, то поймете, что это делается без истерики, но делается – машинка скорой в пробке довольно быстро продвигается вперед. Вообще по правилам пропуская спецмашины вроде как полагается остановиться, но никто этого по-моему не делает, просто освобождают дорогу и пропускают. Тут, разглядывая фото пожарных машин на мейне, с изумлением обнаружил в дополнение к матюгальнику – еще и наличие здоровенного такого колокола. Жаль, не довелось послушать.
Комментариев : 2
Замечательная статья. Обычно
Замечательная статья. Обычно я постоянно зависаю на ayda.ru, но этот сайт также очень интересный. Особенно, если ты хочешь узнать побольше об Индии.
Спасибо ;) Ну, да, в отличие
Спасибо ;)
Ну, да, в отличие от просто туристических сайтов, которые обо всем на индонете мы почти исключительно об Индии пишем, да и путешественники тут самостоятельные, так что про Индию знаем больше, чем экскурсоводы и их клиенты :))
Напишите отзыв или вопрос