Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

впечатления. о Дели. часть 4.

Дорогу из Агры в Дели не помню. Витала где-то в лабиринтах из белого мрамора. Мой индийский друг сказал, что увидел, как я уснула в дороге. Действительно, мне удалось недолго покемарить в автобусе. Может от переизбытка впечатлений, а может от того, что встала в пять утра. В любом случае, мимо станций делийского метро мы проезжали, когда было уже около восьми вечера. Зная, что я путешествую бюджетно, мой попутчик решил убить двух зайцев сразу: повидаться со своим кузеном, приехавшим из командировки, и найти ночлег, чтобы сэкономить денег. Мне не улыбалось знакомиться с родными моего индийского спутника и, возможно, поэтому боги были на моей стороне.

Попутчик начал названивать своему кузену, сначала (так это выглядело со стороны) он весело с ним болтал, смеялся и неоднократно в разговоре проскальзывало слово «раша». Но после окончания разговора, вид моего спутника был далеко не радостный. Насупившийся, он был похож на взъерошенного нахохлившегося воробья, а лицо его имело крайне озадаченное выражение.

- Что случилось? – спрашиваю.

- Кузен мне не поверил.

- Чему не поверил? – уточняю.

- Тому, что я приеду с девушкой из России. Он назвал меня сумасшедшим и подумал, что я его разыгрываю. Переночевать у него можно, он сказал, чтобы я приезжал, но не поверил, что я не один, - вкратце рассказал суть телефонной беседы мой индийский друг. Его очень сильно задело то, как отреагировал его родственник на «русскую девушку».

- Если он меня увидит, он тебе поверит, не переживай, - успокаиваю попутчика. – Только я не хочу делать твоему кузену сюрприз. Он будет в шоке.
Конечно, сэкономить на отеле было бы не плохо, там мне было бы гораздо спокойнее, поэтому я настаивала на поиске отеля. В частности, я уцепилась за то, что не хочу шокировать человека, стеснять и т.п. Мой попутчик, жаждущий встречи с родственником, чтобы доказать ему, что он не шутит, в свою очередь, собирался поехать к кузену. Пришлось приводить доводы и применять силу убеждения. Я победила.

Приехали на басстанд. Время позднее, темно. Рикши наглые – никто не хотел везти нас на Пахар Гандж. Наконец, нашелся один старик, который согласился нас туда доставить. Велорикша была оборудована противоугонной системой – колеса перемотаны цепями, а большой амбарный замок завершал картину. Старик-рикша снял цепи с «транспортного средства» и мы поехали искать мне номер.

В поисках номера для меня, было проведено около двух часов, посещено немалое количество отелей, но безрезультатно. Отсутствие свободных номеров не было причиной таких метаний, номера были, но все как один отказывались меня селить, когда видели мою визу (а именно отсутствие печати на оной). Старик-рикша предложил поехать в государственный отель, визитка которого у него была с собой. Согласились. Поехали. Уставшая, голодная и эмоционально вымотанная, я готова была селиться уже в коробку из-под холодильника.

Приехали в отель, нас встретили, показали номер, начали оформлять. Когда носильщик взял мой багаж и отнес его наверх, администратор спохватился. Не устроила моя виза, снова! Нервы мои почти сдали. Психанула, схватила багаж, пошла с вещами вниз к рикше. Хороший старик. Терпеливый. Ждал, когда с ним рассчитаются. Хорошо, что сразу его не отпустили. Видимо, на лице моем все было написано, он мне сочувствовал. Схватил багаж и пристроил сзади так, чтобы он не свалился. У меня возникло ощущение, что ночевать буду где-нибудь на вокзале. Отчасти пожалела, что не поехали к кузену моего индийского друга, но вариант этот все же рассматривать отказывалась.

- Куда поедем? – спросил старик, у которого вариантов тоже не было.

- На любую улицу, - говорю.

Поглядев на меня, мой попутчик помрачнел, видимо я выглядела совершенно убитой сложившейся ситуацией.

- Поехали прямо, - сказал он рикше.

Поехали прямо, гостиниц – тьма! Желания туда соваться - нет. Вижу гестхаусы. Говорю:

- Давай тут остановимся, в гестхаус зайдем, узнаем. Только сразу про визу спросить надо. Не хочу время терять.

- Ты что?! – запричитал мой спутник. – Там не безопасно! Там нет охраны!

Много доводов, причитаний, возгласов и аргументов было перечислено, но я была непреклонна. Зашли в гестик. Слава всем богам, которые только есть! Меня заселили! Администратор предположил, что сотрудники других отелей просто хотели взятку, поэтому и вели себя так. Сторговались по цене. Персонал хороший. Все довольны. Старик-рикша смотрит на меня и тоже улыбается. Дали ему денег в три раза больше, чем нужно было. Работа у него тяжелая. Сам очень худой. Глаза добрые. Энергетика положительная от него исходит. Попрощались, поблагодарили и отпустили.

Мой попутчик, так жаждущий встречи с кузеном, чтобы доказать, что он не сумасшедший дурак, посмотрел на часы. Время было позднее, около одиннадцати. До кузена - почти в другой конец Дели - ехать нужно было на метро, которое скоро закрывалось. Плюнул он на эту затею и остановился в этом же гестике.

На следующий день было решено выспаться и посетить те места, которые я не успела посмотреть ранее, но очень хотела напоследок там побывать. Номером один был национальный музей, номером два – Джама Масджид.

Дорога в национальный музей была не скучной. Нам попался рикша-сикх, который активно расспрашивал моего попутчика обо мне. Сначала они общались на хинди, но потом когда я начала интересоваться темой разговора, перешли на английский. Кстати, мой индийский друг часто «зацеплялся языком» с рикшами, многие спрашивали о том, откуда его спутница и любопытствовали историей знакомства. Рикша-сикх оказался более болтливым, улыбчивым и, главное, хорошо знал инглиш, что встречалось нам не так часто. Мы заехали на заправку, и я поинтересовалась у нашего «веселого водителя», чем заправляется моторикша. Оказалось, обычным газом. И он почему-то удивился, что я знаю, что это такое. Я пояснила, что газ есть у меня дома, я на нем готовлю пищу, этому рикша удивился еще больше. Оказалось, он считал, что «белая мадам» должна иметь прислугу.

С шутками и анекдотами, которые травил улыбчивый сикх, мы доехали до музея. Мой попутчик забрал у меня фотокамеру, чтобы я не переплачивала лишние деньги и, оставив вещи в камере хранения, мы пошли в музей. Сам музей интересен был с точки зрения архитектуры – там все имело цикличность. Впоследствии, мой спутник не мог найти выход, потому что не смотрел на указатели.

Уже в холле музея стояли статуи-экспонаты, которые привлекли мое внимание.

- Пошли, купим билеты, - оттаскивал меня от скульптур мой индийский друг.

Кассы в музее не было, в том понимании, в каком она есть в наших российских музеях. В холле стоял обычный стол, за которым сидели двое мужчин. Один - принимает оплату, второй - выдает билеты. Мы купили билеты и отправились на экскурсию. Понравились многие экспозиции, не могу сказать, что что-то не понравилось. Каждая выставка интересна, предметна и по-своему увлекательна. Мы начали поход по музею с археологических экспозиций, потом перешли к скульптуре. Составляли впечатление о существовавших древних цивилизациях. Рассматривали скульптуры, статуи, бытовые принадлежности (домашнюю утварь), довольно любопытными были украшения, игрушки, изображения животных и многое другое. В музее мы пробыли несколько часов. Особенный интерес у меня вызвала экспозиция, где были собраны деньги со всех уголков Индии. Можно было обратиться к картам и окунуться в историю страны, проследить путь ее объединения в единое целое, увидеть особенности правления колонизаторов. Все это отражают деньги, разные по своей форме, возрасту и сплаву, они рассказывают не только историю целой страны, но и развитие цивилизации. Очень интересная серия монет «Зодиак», в которой, к сожалению, не было моего знака.

DSC_0555.JPG

Помимо денег мне были интересны произведения мастеров-художников, рассматривая которые я думала о том, чем же прорисовывали мельчайшие детали. Четкость и тонкость линий поражали и восхищали. К сожалению, картины находились за стеклом и фотографировать их было проблематично, даже без вспышки стекло бликовало. Что касается фотографии, то удачных фото было всего лишь пара штук. Все самое интересное было спрятано за стекло, а функции съемки через стекло в моей камере, увы, нет.

Любопытной была экспозиция национальной одежды, но более впечатляющей по своим масштабам была военная выставка – доспехи, оружие. Мой попутчик был в диком восторге. Некоторые виды оружия были нам неизвестны и мы строили предположения, как ими пользовались воины. Были здесь и экспонаты, которые в свое время использовались как доспехи и оружие для животных. Посмотрев на этот ужас, мне стало жалко тех бедных лошадей и слонов, которых использовали в качестве мяса в войнах. Броня броней, но животные, думается мне, долго не жили.

Достаточно эффектными были несколько залов, собравших в своих стенах множество скульптур различных богов и богинь. Большинство статуй относились к индуизму, но были и изображения Будды, высеченные в камне. Про каждого бога или богиню, моим индийским другом, мне была прочитана краткая лекция, после которой он говорил, чтобы мне обязательно нужно сфотографироваться с Шивой (Вишну, Парвати и прочими «присутствующими», имя бога\богини менялось в процессе перемещения к следующей скульптуре). Собственно, стоя в очередной фотостойке рядом с пузатым божеством, с которым меня решил запечатлеть мой попутчик, я не обратила абсолютно никакого внимания на подошедших к нам четверых корейцев. Три женщины и один мужчина. Мужчина обратился ко мне, я его даже не слышала. Вообще на тот момент я пребывала в своем состоянии витания где-то там, которое бывает от переизбытка впечатлений, либо когда я чем-то очень сильно увлекаюсь, мир вокруг просто перестает существовать. Конкретно в тот момент я была увлечена рассматриванием мелких деталей скульптуры и не слышала и не видела даже своего спутника, пока он не тронул меня за руку. Оказалось турист-кореец посоветовал потереть того самого божка, с которым меня запечатлел мой попутчик, по животу по часовой стрелке. На вопрос «зачем», он ответил, что «деньги будут». Недолго думая, сделала, как сказал мужчина и дальше мы уже «путешествовали» по залам вместе с маленькой корейской делегацией.

DSC_0565.JPG

Наблюдать за корейцами было интересно (для меня). Сами они были буддистами, но вне зависимости от религии подходили ко всем богам в поклоне. Помимо поклона дотрагивались руками и кошельками до божественных глаз и стоп (чтобы денежки водились и на удачу, а так же получить благословение). Когда экспозиция плавно перешла в буддистскую тематику, то корейские туристы стали «водить хороводы» вокруг экспонатов. Религиозные реликвии, которые можно было обойти по кругу, они обходили, делая определенное количество кругов. В общем, не только в музей сходила и просветилась, но еще и некоторые интересные вещи о представителях другой культуры узнала.

После посещения музея захотелось мороженного. На улицах были торговцы, можно было купить у них, но мой попутчик решил, что нужно где-то немного отдохнуть и потащил меня на Мальвия Нагар, в кофейню. Угостились мороженным, отдохнули. После этого поехали на метро на Чандни Чоук, а оттуда в Джама Масджит.

Джама Масджит показалась мне мрачноватой. Поднимаясь по лестнице наверх я обратила внимание на женщин, которые раскачиваясь протягивали полу своего сари, прося подаяние.

- Не вздумай давать им денег, - поучал меня попутчик. – Это их бизнес. Они - не нищие.

Не стала ничего говорить ему на этот счет, промолчала. На входе разулись, взяли обувь и стали проходить во внутрь. К нам пристал какой-то дед в белых одеждах. Стоит, не пропускает, лопочет что-то на хинди. Оказалось, этот дед сотрудник мечети (кто-то типа вахтера по-нашему), он увидел мою камеру и требовал оплату. Пришлось платить триста рупий. Квитанцию выписал от руки. Мы вошли во внутрь. Ожидала увидеть более захватывающее зрелище…

Народу тьма! Грязно. «Хорошо, что я в носках», - думала я. Нельзя сказать, что с точки зрения архитектуры мне мечеть не понравилась. Понравилась, только вот была она менее яркой, чем другие увиденные мною достопримечательности. Обилие людей создавало атмосферу муравейника. Этого я не ожидала. Территория и вместимость – это одна из уникальных особенностей мечети. Люди были везде, сидели, ходили, лежали. Самое «козырное» место, судя по всему, было у воды, туда люди стремились больше всего. Я поняла, что именно из-за такого количества народа, мне не рассмотреть какие-то особенности, детали, на которые падал взгляд.

Почему было такое огромное количество народа, что яблоку негде упасть, мой индийским друг не знал. Предположил, что либо у мусульман праздник, либо все явились на вечерний молебен. В любом случае, со старинной архитектурой никак не вязались современные люстра и микрофон. Это было что-то из ряда вон выходящее. Так же, для меня было необычным увидеть большую гору зерна для птиц, которых активно кормили посетители.

Джама Масджид, пожалуй, тот случай, когда много об увиденном не расскажешь. Не оттого, что не хватает слов выразить это увиденное, а оттого, что какие-то другие ощущения и впечатления заслонили то, чем нужно восхищаться. Заслонили впечатления о мечети люди, которые на меня глазели больше, чем где-либо. Меня в открытую снимали на телефоны и камеры, что мне удовольствия не доставляло. Было ощущение, что индийцы увидели какого-то пришельца. Я стала искать европейцев, потащила своего спутника по всей территории мечети кругами, зигзагами и прочими «маршрутами». Европейцев тут можно было пересчитать по пальцам одной руки, не одной женщины я не увидела.

- Ко мне относятся, как к белой обезьяне, - пожаловалась я своему другу, который заметил, что внимания на нас было обращено больше, чем обычно.

- Ты не такая как все, - успокаивал он меня. – Одень очки и на тебя будут меньше смотреть.

Очки не помогли. Ко мне конкретно и надолго пристали молодые парни с просьбой сфотографироваться. Когда получили отказ стали предлагать деньги, получили очередной отказ. Стали спрашивать, почему я за деньги отказываюсь с ними фотографироваться, и присутствие моего спутника их нисколько не смущало. Назойливость и наглость меня поразили, я сказала, что не продаюсь, а мой индийский друг, который, к слову, ненавидит мусульман, начинал злиться и посылать далеко практически открытым текстом. Парни отстали, но улучив момент, все же сделали серию снимков, как раз в тот момент, когда мой спутник решил запечатлеть меня на фоне Джама Масджид. Настроение парни мне малость испортили и мы решили уйти.

На выходе из мечети меня ждал сюрприз. Мой индийский друг решил поднять мне настроение и притащил меня в общественную едальню, которая была тут же рядом с выходом из мечети. Как я была рада плову! Мне вообще до жути хотелось родной пищи, а тут плов! Стоит дешево, вкусный, не острый, естественно, без свинины, порции просто огромные. Съесть все я не смогла. Тут же, в нескольких шагах от едальни, продавали сладости. Вот когда я пожалела, что у меня нет с собой ручки, ибо названия купленных мне сладостей канули в Лету. Сначала мой индийский друг купил мне один вид сладостей с воплем: «Ты должна это попробовать!». Потом купил еще и еще.

– Это индийское мороженное, то которое мы ели днем – европейское, - пояснял мне попутчик, покупая очередную вкусняшку.

Перекатываясь колобком (обижать человека не хотелось, приходилось есть, чуть не лопнула), еле-еле залезла в рикшу. Под религиозные песнопения, мы поехали прощаться с Дели на полюбившийся мне Канат Плейс. Поскольку это был последний день нашего пребывания в Дели, мне хотелось еще раз увидеть Канат Плейс и центральный парк, где мы собственно и гуляли еще какое-то время. Поскольку дорога предстояла долгой, а ехать мы собирались в Дехрадун, то, на последок, мы зашли в Макдональдс, чтобы подкрепиться. Время было позднее, темное. Канат Плейс и центральный парк светились прощальным светом фонарей и постепенно удалялись, ибо после ужина мы, забрав вещи из камеры хранения отеля, поехали на басстанд.

P.S.: Ни одной удачной фотографии Джама Масджит, к моему великому сожалению, не получилось.

Время путешествия: 
сентябрь, 2012
Автор и\или источник публикации: 

nessa-05 и впечатления первой поездки


Комментариев : 22

Удивительно

george аватар

как с визой все к вам цепляются. Я с новой визой (без печати и подписи) прилетел в Дели в начале июля, никаких проблем на границе не было. В июле, августе и октябре много раз останавливался в гостиницах в Бхопале, Маунт Абу, Абу Роуд, Джайпура, Удайпура - никаких проблем.
По поводу Джама Масджид - очень жаль, что ваш индийский спутник враждебно относится к мусульманам, возможно поэтому вам не удалось сделать удачные снимки этого восхитительного сооружения, например взобраться на смотровую площадку минарета Джама Масджид (кстати, мое фото с минарета есть на этом сайте)

видела

Георгий, видела ваше фото, безусловно - это шикарно! только не помнила автора фотографии, оказалось - вы. фото мне запомнилось, ибо очень оригинальное. необычно снято, интересная точка обзора. про мусульман могу сказать, что ненавидит мой попутчик их из-за тупого зомбирования телевидением, которое вещает о терроризме. это правда мое мнение, основанное на распросах причин ненависти. например, он думал, что в мечети кто-то украдет мои кеды, если я их оставлю. кому они сдались?
что касается визы, то думаю, что отношение иное к вам, потому что вы - мужчина. склоняюсь к тому, что администратор отеля прав и с меня хотели выманить деньги. но это опять же мое субъективное мнение. может мне просто не везло.

Плата за фото

george аватар

С меня при входе в Джама Масджид тоже всегда хотят взять деньги (раньше это было 200 рупий, сейчас 300). Однако я ни разу еще не платил, хотя посещаю эту мечеть часто. Дело в том, что в моей небольшой сумке через плечо есть маленький задний карман на молнии, куда я кладу свою фотокамеру типа "мыльница" и свой мобильник. При входе показываю открытую сумку, где лежит старый не действующий мобильник без фотокамеры - и свободно прохожу внутрь. Кстати, Джама Масджид единственная мечеть в Индии где требуют деньги за фотосъемку.
Про взятку при поселении в гест (или гостиницу) ни разу не слышал, наоборот - в девяти случаях из десяти мне всегда предоставляют скидку. А в былые времена было вообще проще, я никогда не брал с собой паспорт и в анкете записывал по памяти номер паспорта и номер визы (часто от фонаря) - сейчас то конечно, паспорт с визой обязателен. Но не везде - есть исключения, например в Дарамкоте в этом году я пытался показать хозяйке геста паспорт, но она только отмахнулась со смехом. Почему то в Дарамкоте все, что принято в остальной Индии вызывает смех, хотя это понятно - место такое, не формальное

опыт

про плату вообще не знала, я же первый раз ездила. вы - опытный путешественник, а с меня, человека не сведущего... знала бы про плату, положила бы камеру в рюкзак, а так я ее в спец. сумке носила на боку, чтобы не закрывать-открывать лишний раз рюкзак. перед путешествием много, конечно, читала рассказов, но разве все упомнишь. да и забывается многое, когда на месте уже.

про визу вообще не знаю что и думать. может, правда не везло, но меня посещали мысли о том, что буду делать, если не найду номер. нервы мне, конечно, эта ситуация попортила, но нет худа без добра, нашла жилье дешевле, чем рассчитывала.

Нет

george аватар

Нет, если вы положите свою фотокамеру в рюкзак с вас все равно потребуют деньги, т.к. вам придется открыть его чтобы убедить их в том, что у вас якобы ничего нет. Моя "мыльница" очень плоская (не больше обычного мобильника) и не заметна в заднем кармане сумки. Опять же, надо уметь вежливо, но с напором убедить их в том, что вы рады бы заплатить, но было бы за что. В споре с индийцами хорошо действуют отвлекающие маневры, чтобы переключить их внимание. В случае с Джама Масджид отвлекающий маневр (как я и говорил чуть раньше) - старый мобильник без фотокамеры.
Я против того, чтобы пытаться уклониться от платы за фотосъемку в тех местах, где это требование официальное - например в музеях. Однако в Джама Масджид это полулегальный "развод" на деньги под прикрытием местных полицейских.

)

несмотря на то, что я была в индии первый раз, я поняла, что хитрые индийцы пытаются сделать деньги на всем. читала об этом, конечно, но на деле это оказалось гораздо более обширным явлением. коммерциализация воздуха скоро будет, наверное. мне было не ясно, например, почему я должна платить за вход куда-либо 250, 300, 750 рупий, а индийцы 10, 20. мне мой индийский друг сказал, что содержат за счет иностранцев все достопримечательности (у нас в музее и прочих местах нет разницы в цене на билет для иностранца и местного). может в Джама Масджид тоже деньги только с иностранцев берут?.. либо сумма такая именно потому, что мы не местные. по поводу выманивания денег с меня я еще напишу, когда буду писать продолжение своего путешествия. но были такие способы выманить, что просто смешно. пожалуй, Джама Масджид, это тот случай, где мне с моей зеркалкой в любом случае прошмыгнуть бы не удалось))

про цены билетов в музеи в

achadidi аватар

про цены билетов в музеи в россии вы очень сильно ошибаетесь! Цены в московский кремль или исакиевский собор в питере различаются тоже в разы, хотя в россии разница меньше, но не потому, что индийцы жадные, а потому что жадные русские дерут со своих же много . Почему ваще есть разница? Это как раз понятно - культура должна быть доступна для населения, цена билетов дб символической, иначе население свою культуру знать не будет, а это не в интересах государства, нормального конечно.

Кстати про скульптуру, мне кажется что каменная девушка принадлежит мастерам обожаемого мною стиля южно-индийской империи хойсала, кликните по этой ссылке - увидите много интересно и красивого ;)

цены

про цены сужу по своему городу, может в москве и по-другому. но накрутка цены на билет в процентном соотношении... это по-моему ни в какие ворота.

про вселение в гестхаусы

achadidi аватар

10 лет назад надо было заполнять анкеты для полиции и писать в книге регистрации отеля при вселении. На регистрацию иностранцев в индии установлен срок, так что все гесты кои имеют лицензии на форейнеров обязаны инфу в полицию сдавать. Конечно имеют не все, одни не селят по этой причине, другие не регистрируют.

Лет 5 назад ввели фотосъемку иностранцев, сейчас уже редко кто это делает, да и анкеты в гестах дели уже часто подаются через инет, посему их заполняют менеджеры, правда они паспорта берут и визу ксерят.

Джама Масджид

george аватар

Еще одно фото с минарета мечети Джама Масджид, одной из моих самых любимых мечетей в Индии (фото сделано с "мыльницы", пронесенной без оплаты)

8(2).JPG

красиво!

achadidi аватар

даже на кусочке мобильного экрана видно, что очь красивый вид :)

присоединяюсь

к комплиментам Анны. вид - шикарен! впечатляет. когда фото сижу различные (свои и чужие, тут на индонете) разглядываю, так вообще умираю, как обратно хочу.

про регистрацию

конечно, не в тему, но хотелось бы полюбопытствовать зарегистрировались вы или нет? на визе написано про 14 дней без регистрации. как у вас с этим дела обстоят?

Регистрация

george аватар

К кому вопрос про регистрацию? Если к Ане, то ей не надо регистрироваться, т.к. у нее полугодовая турвиза. Регистрация обязательно лишь в тех случаях, если безвыездный срок пребывания в Индии более 180 дней. Однако я не помню случаев среди своих знакомых, у кого была бы годовая турвиза.
Если вопрос ко мне, то да, я зарегистрировался, т.к. у меня годовая бизнес виза и я не планирую выезжать за пределы Индии до истечения срока 180 дней.
Можно было бы зарегистрироваться в FRRO и на 179-й день своего пребывания, заплатив смешной штраф 100 рупий, но я сделал это сразу по прибытии в Индию. Дело в том, что у меня закончился срок действия индийского водительского удостоверения, а новое удостоверение выдается только при наличии Registration Certificate (RC). Также, я часто (в свое нерабочее время разумеется) люблю посещать исторические достопримечательности, где за вход с иностранцев берут от 150 рупий и выше. Я же со своим RC плачу как индийцы - 5 или максимум 10 рупий

нет, не правильно,

achadidi аватар

нет, не правильно, полугодовая виза обязывает регистрироваться, у меня на ней так и написано
- регистрация в течении 14 дней

я не регилась, пропустила срок и вообще не знала куда идти и что будет если нет
но я встретила в индии девушку коя пошла в фро по своим делам и с нее содрали штраф около 1800 рупий за то что она не зарегилась в 2 недели, хотя она тут полгода и не будет сидеть

я же не зря вопрос писала на форуме www.indonet.ru/forum...
настя, которая в индию выезжает по полгода по туристической визе высказала мнение, что регистрация - это заполнение формы в отеле

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
аккли_атизационный: