Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

впечатления. о бедности.

Индия считается одной из бедных стран в мире. С одной стороны - это правда, с другой... Мне довелось понять, что бедность - это нечто размытое, и далеко не всегда, оказывается, про человека можно судить по одежке.

Когда я со своим индийским другом посещала Красный форт в Дели, то увидела пожилого мужчину, одетого не то чтобы в рванину или тряпье, но достаточно бедно. Старик был босой, ножки тощие - одни кости, право. Ручки тоже у него были худющие, да и сама одежка на его истощенном теле болталась мешком.

- Что он тут делает? - спросила я своего попутчика. - Откуда у него деньги, что сюда попасть?

Мой спутник внимательно посмотрел на старика и изрек:

- Он приехал из Раджастана.

- Откуда ты знаешь?

- Я был там. Я знаю как там одеваются и выглядят люди.

- Тогда откуда у него деньги, чтобы приехать сюда и прийти на экскурсию? Он же бедный, - еще больше изумилась я.

- С чего ты взяла что он бедный? - удивился мой друг.

- Он одет так, как одеваются бедные люди, - ответила я, полагая, что во всем мире о людях судят по одежке.

Мой индийский друг засмеялся.

- Нет, - ответил он. - Этот мужчина не бедный, а скорее наоборот. Смотри.

Мы подошли поближе к пожилому человеку, который просто приковал мое внимание к своей персоне.

- У него в ушах золотые серьги, - продолжал объяснять мне попутчик. - Посмотри на руки и шею.

Да, действительно, старик был "весь в золоте" - серьги были не маленькие, перстни - весомые, цепочка (или ожерелье, не знаю как правильно) - красивая, и все это было немалой массы. К тому, как оказалось, старик был не один, а с четырьмя пожилыми дамами. Дамы, кстати, тоже не были обделены золотыми украшениями.

"То родственники, то ли гарем," - подумала я.

Любопытство мое разгорелось еще больше.

- Тогда почему он так одет? - не унималась я никак.

- Он - брамин, - пояснил мой индийский друг. - Ему все равно, что носить. Он - не бедный. Смотри, он приехал сюда из Раджастана не один, живет тут, ест, пьет и ходит на экскурсии. Это - особенность касты, он - брамин.

Брамин, тем временем, собрал своих разбредшихся, как овечек, дам, и во главе этой "делегации" зашагал дальше рассматривать уголки Красного форта.

Время путешествия: 
сентябрь, 2012
Автор и\или источник публикации: 

nessa-05 и задумчивые впечатления первой поездки


Комментариев : 18

так по одежке ли? Если

achadidi аватар

так по одежке ли? Если человоек весь в золоте почему вы решили, что он нищ? Потому что худой? Но худоба бывает и от болезней, а не только от недоедания.
По поводу золота его всегда одевают, один мой приятель ходил босиком в одном лунги по своему кафе в тируваннамалаи, спал там же на коврике, но в ришикеш он приехал весь в золоте туристов иностранных возить, золото это показатель статуса

что касается одежды и стариков, есть в жизни правоверных индусов 4 ашрама, когда старые люди должны отдавать все свое добро детям и внукам, отказываться от роскоши и посвящать остаток жизни богу и подготовке к смерти
вроде как и богатые даже золото снимают, хотя об этой теме я тока читала, знакомых таких нет
еще вариант когда люди сознательно

дистанцируются от дорогого образа жизни и носят простую одежду, этот вариант встречается повсеместно, многие не хотят демонстрировать богатство, а другие просто предпочитают скромно выглядеть

так что вариантов хватает ;)

дело не столько в одежде,

дело не столько в одежде, сколько в шаблоне. мне в голову вдолбили, что бедные люди в Индии не могут позволить себе ничего, вот и удивилась. золото изначально не видела. но уж такой старик был худющий, прямо косточки одни. аж жалость вызывает. но считаю сей факт интересным опытом для себя, одной из отправных точек в смене взглядов на что-либо, тем более, что менталитеты разные, традиции и т.п. судила по одежке, по привычке, как в России. хотя предпочитаю сама простоту и удобство в одежде. и вижу как на меня иногда косятся те, кто носят шубы и модные шмотки. в Индии я в этом плане отдохнула, ходила в том, что удобнее всего и даже в том, что дома бы на улицу не надела. восприятие у них другое. поэтому свое восприятие менять начала и не стала обращать внимание на одежду.

был и другой пример, когда в Ришикеше видела хорошо одетого мужчину. обсмотрела с ног до головы на предмет золота - ни одной вещи не увидела. но меня больше поражает то пренебрежение, которое богачи показывают беднякам, низшим кастам. уборщица тоже человек, поэтому у меня к таким людям отношение гораздо лучше, чем к тем, кто пальцы веером выгибает.

ну тут несколько другие

achadidi аватар

ну тут несколько другие понятия, это ж индия, а не россия :) да и многое от человека зависит, я даже когда была адвокатом, а потом начальником юр отдела и имела гораздо больший бюждет чем теперь все равно одевалась в дешевую одежду и носила ее до упора. И здесь и дома причем, костюмы шерсть с шелком для работы тоже были, но это же для работы. Просто не вижу я смысла в дорогих шмотках, ктото видит, ну мы же все разные, везде так

что касается бедняков и богачей и отношений между ними, как бы да, согласна, глаз режет, впрочем доля смысла в этом есть. Хотя дело не столько в достатке сколько в самоощущении человека, помнится когда я имела богатых клиентов я сначала комплексовала по поводу своего костюма, часов и тд. А потом решила для себя что сие ваще роли не играет, вот и не играет для меня не зависимо от того в хорошем ли я костюме или в дешевых выцветших индийских тряпках, и те, кто имел со мной дело независимо от их представлений вынуждены были с этим считаться, и не мерить меня по одежке. так что тут палка о 2 концах, и так везде. Если бедный чел подобострастно будет смотреть на богатого чела, то вызовет у него возможно даже пренебрежение и не тока потому, что он беден, а потому что он присмыкается и завидует. А можно встретить садху в лохмотьях, которые себя несут гордо, и они равны и богатым и бедным одинаково, потому что они несут в себе бога, для которого нет критерия дорогой или дешевый, согласитесь

менталитет не изменить, м не

менталитет не изменить, м не кажется, это врожденное. можно изменить точку зрения, взгляды. там все намного проще было для меня, чем дома. там не надо заморачиваться, что одеть, если бы меня дома в той одежде увидели, которую я там носила, посчитали бы бичом. ))) поэтому я морально отдыхала и радовалась тому, что можно плюнуть на эти условности и никто не будет фыркать глядя на меня и мои шмотки. прям как камень упал. а дома раздражает то, что по одежке встречают.

по отношению к людям, так мне иногда хотелось хорошенько двинуть моему попутчику. поведение с некоторым обслуживающим персоналом напоминало нового русского. только пиджака малинового не хватает. мой друг врач, и по сравнению с россией там врачи имеют большее уважение. он из очень обеспеченной семьи - дом такой, какие я только в кино видела. и когда начиналось верчение ключей от машины на пальце и вальяжные хождения с важным видом взад-вперед... клянусь, хотелось двинуть по фейсу. но таких моментов было оч мало, слава богу. положительного, все же вижу больше, чем отрицательного, а к негативному отношусь равнодушно. предпочитаю забыть неприятные вещи, либо свести негатив на ноль, чтобы воспоминания были из негативных нейтральными.

и в индии по одежке

achadidi аватар

и в индии по одежке встречают! И в россии и в америке! Не тешьте себя иллюзиями, это общепринято, просто выражается в разных формах, которые посторонний иностранец просто не фиксирует :)
на самом деле имхо все дело во внутренней свободе, не важно где вы. Может через некоторое время вы станете смотреть на фыркание своих знакомых по поводу шмоток с улыбкой и сочувствовать что тряпки могут заслонить от них личность :)

я тут как раз писала про гордость правда в другом несколько ключе, но это и одной бочки наливали ;)
вашему знакомоиу конечно приятно - у него машина, хорошее образование, статус и наконец белая спутница, мало кто в индии ему не позавидует.... Возможно наиграется и будет смотреть глубже. Но опять таки не на всех скорее всего. Он поди воспитан так, что у него должна быть прислуга, конечно он будет к людям этого класса относиться не как к равным.

Однажды я жила в отеле со слугой, слуга был шудра, но очь религиозный мальчик. Он обо мне заботился все время, считая, что служение его долг и то, что он для меня делает это сева, никаких денег понятно не брал. По ночам мы с ним разговаривали и медитировали сидя на крыше под звездами, и как я могла видеть в нем слугу и ваще не равного себе? И вот когда я наготовила еды на все европейскую толпу я почти застявляла его поесть немного, у него в бошке клин - белая леди не может кормить бедного бенгальского слугу, тем что она сделала сама и своими руками просто так. На праздники и тд положено еду раздавать, и хозяева слугам подарки дарят, но это их индийские сложные семейные отношения. А вот когда иностранец индийца кормит тем, что приготовил для себя, да еще перед тем как самому поесть - это нонсенс!
Так что социальная дистанция оправдана воспитанием обоих сторон.
Если ваш друг брамин вдруг позволит себе панибратство с каким то нищим это будет для последнего шоком, он знает свое место, которое определено его кармой, и с брамином ему не по чину за руку здороваться. Разумеется есть исключения когда низкокастовые люди получают образование и тд. Но тогда общество и его наиболее эгалитарные представители начинают ценить их заслуги, пробиться в люди ведь тоже дорогого стоит. А нищие сидят на самой низкой ступени и ценность их для общества равна 0, ну и отношение такое же

в этих их традиционных

в этих их традиционных межкастовых отношениях нет фундамента. за принадлежностью к той или иной касте, как я считаю, индийцы видят, в силу векового вдалбливания в головы, только оболочку, личность не видят. поэтому и человечность отсутствует. причем человечность во всех проявлениях. по отношению к женщине, на мой взгляд, в том числе. это убеждение, что муж - это бог, и женщина - значит грехи в прошлой жизни были... я считаю, что вера - это хорошо, но не тогда, когда принижают человека, не видят в нем личность, и относятся как к скотине.

по поводу воспитания и прислуги моего попутчика - вы правы. без прислуги там никак. да и особняк такой... семь ванных комнат, три автомобиля, огромный сад. шофер, приходящая домработница, садовник, но при этом человек отдает всю зарплату по традиции отцу, и вынужден постоянно просить у отца свои же деньги. унижаться. может поэтому все таки проявлений напыщенности было 2-3 случая. не знаю. но всегда пыталась переубедить и отстоять свою точку зрения, например, на отношение к другим более бедным или к женщинам. у них веками мужья били жен. и это считалось нормальным. теперь участились обращения женщин в полицию по этому поводу. вот если бы традиции сочетались с европейскими взглядами, я бы видела гораздо меньше негативных вещей. индийцы были бы более человечны, возможно.

а вот тут вы очь сильно

achadidi аватар

а вот тут вы очь сильно ошибаетесь, тыкните в слово касты - просто почитайте с чего это началось и почему. Изначально система варн была придумана просто прекрасно, и то, что садовник вашего друга ему не ровня это так же верно, что я со своим высшим юридическим образованием и стажем не ровня дворнику без этого всего в моем доме и не тока интересы и образ жизни и мысле, но даже и лексикон у нас разный, хотя в россии кастовой системы нет.
То, что хорошая идея со временем превратилась в окостеневшую систему это факт, но идея варн имхо гениальна ибо основана на психологии разных типов людей, а не на рождении в определенной семье. Впрочем мы живем в эпоху кали юги, где вырождается все.

Что до битья жен - эка невидаль, в россии тоже самое и много где еще! То, что тут жен жгут - это да, индийское ноу хау, но у нас их травили уксусом и тд так что в сущности разницы никакой. Не всякая жена позволит себя ударить ведь? У меня были клиентки с такими проблемами, они могли уйти, но... Типа куда я пойду. Чел сам выбирает свою жизнь, так что выбор чаще всего таков просто.

не совсем понятна ваша

не совсем понятна ваша позиция. то есть вы к дворнику как к человеку относиться не будете, потому что он дворник? именно это вытекает из написанного. ладно, если это чужой человек и с ним нет поводов для общения, а если этот дворник какой-то родственник? зачем принижать человека за его профессию? для моего миропонимания - это ненормально. это сродни тому, что какой-то олигарх будет принижать нас с вами за то, что мы не имеем нефтяных компаний и миллионов в банке.

нет, не так, вы смешиваете

achadidi аватар

нет, не так, вы смешиваете социум и личное, хотя одно от другого часто зависит, но не всегда.
Место человека в социуме определяется его положением на социальной лестнице, место чела в мире его личными свойствами.
С дворниками я всегда здороваюсь, даже если знаю, что они не ответят, но часто ругаюсь, не, просто наезжаю, потому что они калечат деревья, а я их лечу, они замуровывают кошек в подвалах и гоняют собак, а я их кормлю и тд. То есть это просто не мой мир, если я пересекаюсь с ними чаще всего это конфликт не потому, что они дворники, я сама работала уборщицей, а потому что они готовы быть только дворниками и людьми с чисто животными инстинктами, а я нет, дворники в данном случае просто условность. Вот я к таким людям и отношусь как просто к людям.
Я вас удивлю если скажу что почти не общаюсь со своей родней? У нас мало общего, нет предмета для взаимодействия и это тоже не мой мир, хотя есть кровная связь.
Олигархи... Я знала очень богатых людей и они со мной общались в силу того, что я хороший спец в социальном смысле либо потому что я стараюсь приносить миру пользу в несоциальном. В несоциальном смысле твой статус не играет роли вообще, но должно быть нечто, что люди в тебе будут уважать, ценить или типа того. Если этого нет - тебя никто не позовет в гости и не поговорит ни о чем, что прямо не связано с точкой взаимодействия. Я поэтому и говорила о садху - они равны и нищим и олигархам.
Люди которые согласны быть просто животными не представляют интереса для иных типов, если они не пытаются быть чем то еще. И это оправдано в том числе энергетически, только святые могут принимать их в свое сердце потому что они способны переформатировать их животное начало своим светом, простые люди стараются не контактировать что бы не нахвататься их энергии: агрессии, ментального хаоса и прочего банально что бы не разрушать самоего себя.

приведу вам другую аналогию -

achadidi аватар

приведу вам другую аналогию - никогда не задумывались почему туристов и вообще не хинду не пускают во многие индуисткие храмы индии и непала? Дело не в запрете фото и не в деньгах и не в одежде.
Так вот как раз потому - чужие несут чужую энергетику, которая никому там не нужна. Сейчас я это понимаю потому что чувствую -это приходит с опытом и практикой.
Вот поэтому ваш друг брамин может брезгливо отмахнуться от нищего попрошайки, но почтительно даст деньги такому же нищему садху. Попрощайка не должен презирая приличия лезть к брамину, в прежние времена за это побили бы, а вот паломник живет в одном мире в брамином и имеет право обратиться с просьбой, которая будет услышана скорее всего.

не путайте моего друга и

не путайте моего друга и брамина))) я не знаю к какой касте относится мой друг. брамин это мужчина, который привлек мое внимание в Красном форте и о нем я написала, так как для меня это важно, если я об этом помню. в принципе, мне интересно наблюдать что-то или за кем-то, если это новое и интересное для меня и если это позволяет задуматься и как-то меняться и самосовершенствоваться. если я могу кусочек чего-то взять и добавить к своим мироощущению и духовному восприятию. брамин меня воодушевил и вдохновил в каких-то вещах и что-то из того, мне рассказано было о браминах я считаю нужным перенять для себя, и т.п. это конечно все очень абстрактно и возможно непонятно, но такие вещи как мироощущение, состояние души - сами по себе не материальны, поэтому так и описываю.

по поводу храмов и энергетики: не знала, но!!! заходила только в 2 (и то в одном по делу, а второй Акшардхам) пока была в индии, остальные, куда меня за собой водил мой друг - не посещала. что-то меня останавливало прямо на пороге. не могла понять что и почему. наверное интуитивно. не знаю. и ответа не нашла. хотя очень хотелось зайти.

про дворников читала, у меня аж екнуло - я человека оцениваю по поступкам, а если дворники издеваются над беззащитными животными, то они не заслужили того, чтобы к ним относились нормально. уважать таких не буду никогда за их поступки и отношение к братьям нашим меньшим. это изверги, лишенные всего человеческого и не имеющие души и место им среди таких же. я вот домой котенка забрала почти месяц назад, который потерялся, а раньше много лет назад 3 щенков подбирала. если бы у меня двор убирал дворник-изверг я бы с ним тоже ругалась за те вещи, что они вытворяют.

ваш друг врач, значит скорее

achadidi аватар

ваш друг врач, значит скорее всего брамин, лечить и учить это традиционные браминские профессии в индии

акшардхам не в счет, в тамильские храмы белых не пускают в святилища, в керальские вообще

позволю себе пару цитат: род занятий определяет склад понятий и характер отношений, большая часть зоозащитников и экологов в россии люди традиционно интеллегентских профессий, маргиналы есть но чаще всего это дауншифтеры, которые бросили работу за деньги ради работы для мира. Исключения есть, но редки.
И второе: нет плохих людей, есть неправильные поступки. Ведь большая часто просто не осознает че творит. Увы и ах но верны оба тезиса имхо

возвращаясь к индии... У меня сегодня 2 случая убедиться в проблемах у людей, к которым я отнеслась по человечески.
Под дверью тусят сторож и шофер, я выходила курить саи рам им говорила, фотки показывала, рассказывала всяко, сигаретами и печеньками угощала. И че в результате? Показывают на пару: это немцы, не гуд, они не здороваются. Те то о чем я писала - к хорошему быстро привыкают и начинают ждать этого! Ото всех! А все вобщем не сном не духом...
Второе, принесла мне женщина- дхоби, прачка, это неприкасаемая совсем, то есть даже не в касте, белье. Руки у нее в струпьях, спрашиваю что это? Она говорит: от воды и руки прячет. Я на автомате хватаю крем для рук, сдвигаю белье к локтю и выдавливаю крем. Она не реагирует, потом я показала мазать. Другу говорю, который ко мне как раз заглянул: мне показалось что она меня не поняла. Он говорит: она растерялась. С моей точки зрения ничего особенного, в моем мире это нормально, но я в индии, и загнала дхоби в ступор, и возможно она начнет ждать такого же отношения к себе от других и будет страдать от нереализованности ожиданий. Я действовала на автомате, не от себя, не потому что я такая хорошая мэм сахиб, но мое действие создало результаты, которые могут быть осознаны не правильно и повлекут негативные последствия, если чел не готов их воспринять в том же ключе, в котором они совершены, а они не готовы, раз начинают сравнивать. Так что дистанция в среде неравных себе по статусу это способ ограничить себя от нанесению вреда другим людям даже добрыми как бы делами.

Вообще разговор у нас как то плавно ушел в сторону, простите за офтоп :) мне эта тема просто близка и интересна с разных сторон;)

офтоп не офтоп, но сейчас

офтоп не офтоп, но сейчас благодаря этой беседе обязательно узнаю у своего друга какой он касте принадлежит, тем более, что мать у него учитель и сам он подался в те же дебри. говорит, практиковать просто так надоело, пару месяцев преподавательствует. читала про то, какая профессия какой касте принадлежит, но значения не придала. сейчас-то уточню этот вопрос. заинтересовало.

с обслугой он мне общаться не давал, мотивируя тем, что я гость и не должна ни о чем беспокоиться, поэтому как-то возможности не было с кем-то пообщаться особо, так как все возникшие вопросы он решал. может у них так принято и это показатель определенного отношения, но с другой стороны - чувствовала, что самостоятельность мою ущемили и относятся как к беспомощному ребенку. а это малость раздражает. либо еще один вариант, он считал что возможно, что я не должна общаться с теми, кто по его мнению ниже по соц. лестнице. правду тут не узнаю, ибо не скажет. пришлось даже из-за того, что индийцы негативно относятся к курящим женщинам (а я традиции уважаю), прожить все это время без сигарет. оно, на мой взгляд, на пользу. пару затяжек удалось сделать, только когда обратно в аэропорт ехала.

только варны, а не касты :)

achadidi аватар

только варны, а не касты :) каста вам мало что скажет, их тысячи

гость - это бог, во первых, значит вас окружат максимальной заботой.
во вторых вы женщина, то есть существо о котом еще больше заботиться надо. У меня есть знакомый тамильский паренек, который по телефону говорил: ты где, что ты там делаешь? Ты уже поела? Быстро иди, а то скоро свет отключат. Дверь никому не открывай и тд. Я его спрашиваю ты забыл, что я взрослая девочка и сюда зама забралась, а ему пофигу, ибо он тут мужчина, не мой, маленький еще, но все равно мужчина, эта тему тут уже была кстати

)))

понимаю. аналогичная ситуация была. точно такие же фразы))) и никуда от этого не деться)

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
соответствен_о: