Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Индийская музыка

Индийская музыка уходит своими корнями в далёкое прошлое. Её отличительной особенностью является то, что это - мелодическая музыкальная система. В отличие от европейской музыки, которая в прошлом также была основана на мелодии, а затем обогатилась гармонией, индийская музыка не изменила своего характера.

Общественные устои современной Индии сформировались в результате развития многих народов, с древнейших времён населявших страну. Так, самыми первыми жителями Индостанского полуострова считаются представители негроидной расы, потомки которых живут в Индии и ныне. Затем вторгались дравиды, монголоиды и арии. Естественно, что музыкальная культура Индии является результатом взаимопроникновения и взаимовлияния культур этих народов.

Своя характерная музыка и танец есть у племен и народностей, живущих более или менее изолированно в различных районах страны: палийанов, ораонов, санталов, саваров, ченчу и бхилов. Их музыкальная культура оказала значительное влияние на характер индийской музыки. Ещё одной возникшей в древности музыкальной формой была музыка тамилов и родственных им народов. Эта музыка, также мелодическая по своему характеру, имела ряд особенностей. Но постепенно все обособленные музыкальные формы слились с музыкой ариев, религиозными песнопениями, тексты которых были записаны в Ригведе и Самаведе. Когда сблизились и растворились друг в друге самые различные формы, образовался единый поток, в который влились и новые течения: одно из районов Центральной Азии, другое, наиболее позднее - с Запада. Поэтому необходимо избавиться от ошибочных представлений об индийской музыке и прежде всего от ошибочного мнения, что не только музыка, но и вся культура Индии однородна по своему происхождению. Если так, что такое Индия? Нельзя же принимать во внимание только политические границы!

Культурные процессы не удержать внутри строгих рамок теорий и не привязать к линиям на карте. Между различными социальными группами нет раз и навсегда установленных границ; одна группа переходит в другую подчас совершенно незаметно. А наш необъятный субконтинент имеет и необозримое прошлое. Если в прошлом материальные и духовные ценности различных культур были чётко различимы (их разнообразие очевидно и сегодня), то за прошедшие века они слились, растворились одна в другой. Поэтому-то музыка Индии и включает в себя всё: от похожих на завывание и крики песни племени нагов, живущего на самом востоке страны, и племени тодов, живущего в горах юга, до самых утончённых раг и тал, исполняемых на концертах.
Таким образом, современное индийское музыкальное искусство и его две основные школы - хиндустани и карнатак - результат своеобразного компромисса. Обе школы, будучи мелодическими по своему характеру, построенные на общих законах раг и тал, имеют общую основу. Карнатак - форма музыкального искусства Южной Индии (Тамилнаду, Керала, Андхра, Карнатака), хиндустани - музыкальный язык остальной части Индии.
Обе школы - всего лишь рафинированные формы примитивного искусства жителей сельских районов страны.

Корни музыкальной культуры, несомненно, следует искать в музыке племён и народностей, населяющих пограничные районы страны, в фольклоре. Хотя завывания и крики тодов и нагов почти немузыкальны, в них есть "музыкальное чувство и, значит, те зерна, из которых зарождается и расцветает сложная концертная музыка". Песни деревенских женщин, занятых помолом муки, - это часть народной музыки. Храмовая музыка и пение верующих в храме - ещё один приток широкой реки, называемой индийской музыкой. Ведическое пение, которое поначалу строилось только на трёх тонах, в конечном счёте включало семь тонов. Музыка была и остаётся важным элементом медитации и молитвы в храме и монастыре. Самые глубокие мистические идеи и социально-реформаторские учения проповедовались в духовных песнопениях: бхаджанах, абхангах, киртанах. Таким образом, к какому 6ы кругу индиец ни принадлежал, какой бы образ жизни ни вел, его окружает музыка. На такой благодатной почве и родилась классическая музыка, которая, в свою очередь дав почве живительную влагу, сделала её ещё плодородней. Это верно в отношении не только музыкальных элементов и форм, но и музыкальных инструментов. Ведь концертная рудра вина - лишь один из вариантов киннари* или джантара, а таблу можно считать потомком обтянутого кожей деревенского горшка. А сложные ритмические комбинации, которыми мы восхищаемся на концертах качери или мехфил, были давным-давно введены санталами.

Из древнейших музыкальных инструментов до нас дошли вену (флейта) и вина (разновидность арфы), которые упоминаются ещё в ведических текстах. Не менее древни и некоторые виды барабанов. Интересно было бы проследить процесс миграции музыкальных инструментов Индии и Центральной Азии, например, рабаба, или киннари, щипкового струнного инструмента, напоминающего библейский киннор и древнекитайский кхин. Похожи и индийский гобой, шехнай, с центральноазиатским сурнаем.

Музыкальные инструменты (вадья) делятся на четыре вида: тата вадья - струнные, сушира вадья - духовые, аванаддха вадья - ударные и гхана вадья - колокольчики, тарелки и т. д. К струнным инструментам относятся вина, ситар, тампура, саранги, дилруба; к духовым - флейты, шенхай, нафери и нагасварам (разновидность индийского гобоя); среди ударных - табла, пакхавадж, мриданг и т. д. Колокольчики, тарелки хотя и встречаются часто, в концертном исполнении, как правило, не используются.

Музыка Индии, краткое представление о которой мы попытались дать, является важной частью культурного наследия не только индийского субконтинента, но и всего мира. Без сомнения, она являет собой одну из наиболее развитых и утончённых музыкальных систем, когда-либо созданных человечеством. Среди того, что представляет собой наибольшую, порой неповторимую ценность - шрути (микротональные интервалы), раги (мелодические схемы), ритмические тонкости талы и т. д.

Высокоразвитая и утончённая музыкальная культура явилась результатом развития как духовной, так и светской музыки. В Индии, как и во многих других странах, различные религиозные течения, аристократы и простой люд внесли свой вклад в развитие духовной культуры. Простолюдин, певший о своих печалях, мечтах и радостях, создавал песни и баллады, являющиеся и поныне богатым музыкальным и поэтическим источником. Сокровища фольклора так же разнообразны, как и народы, населяющие нашу страну. Тхумри, газели, падамы и джавали - ярчайшие примеры выражения в музыке земных страстей. Но, как правило, лучшая музыка связана с религиозными обрядами и мистическими переживаниями, ведь музыка считается одной из главных форм молитвы созерцания.
Формы такой музыки также весьма разнообразны: от доступных лишь посвящённым декламаций мантр до прекрасных песен Муттусвами Дикшитара (1115-1835), от религиозно-любовных поэм Джаядевы (XII век) и Кшетрайи (1600-1680) до ангельской лирики Пурандарадаса (1486-1564) и Тьягараджи (1759-1847). Безумно влюбленная в бога Кришну Мира Баи и мистики Кабир и Тируваллувар - все они способствовали созданию новых форм выражения религиозных чувств. В наше время для развития духовной, в том числе музыкальной культуры, многое сделал гениальный Рабиндранат Тагор. Он записывал и обрабатывал фольклор, писал детские песенки и песни любовные и мистические, изысканные дхрупады. Он создал новые, небывалые по красоте мелодические и ритмичные образы.

Но если взглянуть на обратную сторону медали, мы увидим то плачевное положение, в котором долгое время находилось музыкальное искусство. На протяжении столетий это искусство богов оставалось лишь служанкой чувственных наслаждений. Оно неизменно ассоциировалось с некоторыми слоями общества, к которым относились с пренебрежением и богатые, и бедные. В результате возникла прослойка людей неграмотных и некультурных, потакавших своей музыкой самым нездоровым социальным потребностям. Еще пятьдесят лет назад в большинстве районов страны музыкант был изгоем.
Но и тогда оставались сильные духом люди, которые поддерживали огонь в мерцающей лампаде искусства. Они не только передавали из поколения в поколение древние традиции, но и совершенствовали музыкальное мастерство. В начале нынешнего столетия появилась плеяда учёных и музыкантов, которые сознавали свою ответственность перед великим духовным наследием прошлого и стремились изменить сложившееся положение. Среди них были Вишну Дигамбар Палускар (1872-1931) и Вишну Нараян Бхаткханде (1860-1936) из Махараштры, представители княжеских родов из многих районов Индии, ряд южноиндийских учёных. Они неустанно популяризировали музыкальное искусство, и к нему вернулись былые любовь и почёт.

После достижения политической независимости появились новые пылкие пропагандисты национальной музыки. Музыка наряду с другими видами искусства была признана важной частью культурного наследия и необходимым элементом системы образования. Сегодня музыкальное образование можно получить не только в специальных учебных заведениях, но и в колледжах и университетах, открывших музыкальные факультеты. В настоящее время в любом более или менее крупном городе существуют музыкальные клубы, где выступают и известные, и начинающие исполнители. Крупнейшим покровителем и популяризатором национальной музыки является Всеиндийское радио, государственная организация, имеющая свои ретрансляционные станции во всех районах страны. Оно не только ежедневно транслирует индийскую музыку, но и содержит значительный штат квалифицированных музыкантов, которые планируют и готовят музыкальные программы.
Важная роль в пропаганде музыкального наследия принадлежит Центральной Академии музыки и танцев и музыкальным академиям штатов. Созданные по инициативе правительства Индии и правительств штатов, они являются сравнительно независимыми организациями и ведут большую исследовательскую работу. В настоящее время они представляют большую силу в деле популяризации музыки. Кроме того, в стране есть несколько пользующихся заслужено высокой репутацией частных музыкальных академий.
Большая роль в современной индийской действительности принадлежит киномузыке. Часть её, основанная на национальных традициях и таланте, действительно хороша, но другая, и значительная её часть, гибридна, вульгарна и следует образцам поп-музыки.
Сегодня в индийской музыкальной жизни происходят серьёзные изменения, вызванные становлением нового образа жизни и мышления, и во многом явившиеся результатом контактов с Западом. Технические новинки и быстрое развитие средств массовой информации порождают новые тенденции. Однако концепции раги и талы пока остаются в неприкосновенности и не подвергаются искажению. Вместе с тем новые стили становятся всё более популярными.

В воздухе витает дух перемен и экспериментаторства. В музыке утверждается новый язык, менее формальный, более гибкий, отвечающий потребностям времени. Можно смело надеяться, что и в будущем индийская музыка сохранит свой активный творческий характер.

Автор и источник публикации: 

Журнал "Индия", архив 1980-х, Б.Ч. Дэва


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
в
5
н
В
ы
Введите код без пробелов, учитывая регистр