Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Красный форт Дели

СОКРОВИЩА КРАСНОГО ФОРТА
О былой славе двора Великих Моголов сегодня можно судить прежде всего по величественному комплексу Лал Кила (Красного форта). Высокие бастионы цитадели (в среднем высота — 11 м, периметр стен — 2 км), были свидетелями одного из самых ярких, но не всегда счастливых этапов индийской истории. Нет теперь воды в девятиметровом рве, сильно пострадали в результате “цивилизаторской деятельности” верных слуг английской короны многие постройки крепости.
В форт ведут Лахорские ворота, обращённые к Чандни-Чоуку, и далее следует широкий коридор Чаттак Чоук, где в прошлом располагался богатый придворный базар. Миновав площадь, вы проходите ещё одни ворота, и взору предстают прекрасные дворцовые сооружения.

Прежде всего — это Диван-и-Ам (Зал общих аудиенций), стоящий на невысокой каменной платформе (24 м х 12 м). Когда-то стены зала были украшены высокохудожественными серебряными панно. Вокруг Диван-и-Ама стояла изящная золочёная ограда, за которой располагались тенистые сады. Французский врач Ф.Бернье, посетивший Красный форт во времена правления коварного сына Шах Джахана Аурангзеба, писал, что “водоёмы в форте были полны разноцветных рыб. Внутри — просторные сады, цветники, зелёные поляны, изумительно контрастирующие с огромными красными стенами”. Эти сады назывались “Махатаб-багх”, т.е. “дарующие жизнь”. Между ровными аллеями протекал Нехр-и-Бишт (райский поток).
Каждое утро в присутствии императора здесь проводилось заседание двора — дарбар. Всё начиналось с торжественного шествия богато украшенной конницы, за которой медленно шли слоны в расшитых золотом попонах с серебряными колокольчиками. После парада Шах Джахану показывали диковинных животных, отловленных во время последней охоты, а после всех увеселений можно было заняться государственными делами, выслушать доклады министров и принять решения.
Посреди зала — беломраморное сооружение Курси, или императорская ложа, рядом с которой когда-то стояла разноцветная шамиана (шатёр), расшитая жемчугом, золотыми нитями и украшенная драгоценными камнями. Перед Курси стоит невысокое мраморное возвышение, откуда визирь сообщал императору последние новости. Поодаль выстраивались придворные и послы других монархов. На стенах Диван-и-Ама — изображения птиц, цветочные орнаменты и натюрморты, исполненные французским художником Остином де Борденю. Во время подавления восстания 1857 г. большинство драгоценных камней, украшавших стены, были украдены англичанами.

Рядом с Диван-и-Амом стоит Ранг Махал (Разноцветный дворец), названный так из-за цветных украшений, которыми он славился на весь мир. На потолке, который был сделан целиком из чистого серебра, - прекрасные цветочные орнаменты. Во время заката великомогольской династии это серебро пришлось переплавить на монеты, ибо казна совсем опустела.
В задней стене этого здания, выходящей к реке Джамна, имеется пять резных окон. Франсуа Бернье писал: “На песчаных берегах Джамны между рекой и фортом устраивались сражения слонов. Отсюда наложницы гарема и принцессы наблюдали за слонами ...”.
В центре Ранг Махала — небольшой бассейн, в котором из белого мрамора вырезан цветок лотоса. Его лепестки находятся на различных уровнях, и протекавшая по ним вода делала лотос в буквальном смысле слова живым. Над фонтаном была стеклянная крыша. “Когда в стекле отражались вода и лотос, зрелище было необыкновенное...”.
“...Если где-нибудь на земле существует рай, то он здесь, он здесь, он здесь...”,—это строки стихов персидского поэта Садилла Хана, высеченные на одной из колонн Диван-и-Кхаса (Зала частных аудиенций). Когда-то эту надпись сделал известный каллиграф Рашид, украсивший стройную вязь четверостишия настоящим золотом.
Потолок зала поддерживается тридцатью двумя резными колоннами, которые во времена величия форта были украшены драгоценными камнями. В Диван-и-Кхасе потолок был также серебряным и оценивался в 3 млн. рупий — огромная по тем временам сумма.
Здесь стоял вошедший в легенды Павлиний трон, увезённый в 1739 г. персидским шахом Надиром. Французский ювелир Жан-Батист Тавернье так описывал трон: “Создавали Павлиний трон в течение семи лет. Его верхняя часть украшена рубинами, бриллиантами, изумрудами и голубыми сапфирами. Основа Павлиньего трона — стилизованное дерево из резного золота, покрытого эмалью. На одной из веток сидит павлин, весь в драгоценных камнях и жемчуге”. О фантастической стоимости трона можно судить хотя бы по тому, что самый крупный рубин весил 100 каратов, а внутрь рубина была вставлена 50-каратная жемчужина. Украшением трона был бриллиант “Кохинур” весом в 80—90 каратов.
С Диван-и-Кхасом связаны многие памятные события истории двора Моголов. Сюда Аурангзебу принесли головы его братьев — Дара и Мурада. Здесь же, не ведая, что творят, ничтожные потомки Моголов передали англичанам 37 деревень и даровали право беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Тут состоялся суд над императором Бахадур Шахом, участвовавшим в восстании 1857 г.

С северной стороны от Диван-и-Кхаса возвышаются три связанных друг с другом мраморных павильона: Тасбикхана (зал для совершения молитв), Кхвабгах (спальная комната) и Байтхак (гостиная).
Зал молитв и прилегающая к нему спальня разделены резной решёткой, в центре которой изображены весы правосудия, полумесяц и звезды. За этой решёткой обычно сидел придворный рассказчик и, тихо напевая сказки, убаюкивал отходившего ко сну императора.

Рядом с Диван-и-Кхасом расположено ещё одно сооружение. Это — Хамам, или королевские бани. В первой комнате, выходящей окнами к реке, раздевались. Во второй находились бассейны для горячей и тёплой воды, в которых растворяли духи и благовония. Резные окна банных помещений были украшены разноцветными венецианскими стеклами. В третьей комнате располагалась своего рода парная.
Немного восточнее спальной комнаты Кхвабгах стоит башня Самман Бурдж. Её купол когда-то был покрыт золотом. На восходе на верхнюю площадку поднимался император и совершал утренний намаз.

Рядом с банями находится построенная в 1662 г. императором Аурангзебом беломраморная Моти Масджид (Жемчужная мечеть). Первоначально над ней возвышались золочёные купола, но после сипайского восстания 1857 г. из-за сильных разрушений их пришлось заменить мраморными.
В северном углу крепости сохранились два изящных павильона, носящих названия месяцев сезона дождей — Саван и Бхадон (июль-август). В стенах этих сооружений были скрыты резервуары для воды. Проходя по внутренним нишам, вода падала с потолка, и создавалось полное впечатление дождя.
Но вот солнце клонится к западу, и лучи его отражаются в куполах мечетей, подсвечивают находящуюся в восточном углу башню Шах Бурдж, где императоры вели секретные беседы с министрами, бросают золотой отсвет на розовые стены Красного форта.

Каждый вечер здесь проводится первое в Азии светозвуковое представление об истории крепости со времени её создания до наших дней. Сейчас представления “Звук и свет”, как говорят специалисты, наиболее впечатляют в делийском Красном форте, у египетских пирамид и в Версале. Стереозвуковая техника XX века и разноцветные прожекторы помогают воссоздать перед зрителем живую картину былых столетий. Голос выдающегося сына Индии Дж.Неру эхом отдаётся у стен Лахорских ворот, где на ветру развевается флаг независимой Индии.

Продолжение - Чандни чоук

Автор и источник публикации: 

"Дели и его историко-архитектурные памятники (Краткий исторический очерк)". А.М.Кадакин, Издание Посольства Российской Федерации в Республике Индии Октябрь 2000 года. http://www.india.mid...


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
_ндостан: