Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Религии Индии: Шиваизм

Шиваизм - условное обозначение системы реальных культов, объединенных именами Шивы и связанного с ним пантеона божеств и легендарно-мифологич. персонажей: это его супруга-шактиПарвати; сыновья Ганеша и Карттикея (он же Сканда, Субрахманья и др.), а также на юге — Аиянар; святые подвижники — шиваиты, наянары, и т. п.
Таким образом понятие щиваизма включает в себя некоторый набор определенных течений, или ветвей (сект): это лингаяты, пашупаты, шактисты (адепты шакти), капалики и др.
История шиваизма в Индии древняя и многосложная. Как определенная форма индуизма (в противоположность вишнуизму) шиваизм оформился в эпоху раннего средневековья. В различные исторические периоды разные ветви шиваизма имели распространение у разных народов Индии. Так, в Ориссе "пик" шиваизма приходился на X в.; в Андхре в XII в. особое развитие получило течение шиваитского бхакти.

"Цитаделью" шиваизма считается Южная Индия. В Бихаре шактизм сочетается с поклонением самому Шиве, а в Бенгалии ревностное поклонение Кали уживается с вишнуизмом, тогда как в Гуджарате слабо распространен культ Дурги, но обнаруживается немало почитателей Шивы. Шиваиты-каннада — преимуществ, лингаяты (вирашайва), а малаяли почитают главным образом Ганешу. В Махараштре культ этого бога популярен как среди шиваитов, так и среди вишнуитов; Шиву здесь почитают более всего под именем Шанкары, но больше распространено поклонение Витхобе, в котором сочетаются черты и Шивы и Вишну. Вообще, хотя наблюдаются различия в ритуальнообрядовых формах культов этих богов (сравните присущие шиваизму институт дэвадаси, кровавые жертвы Кали и т. п.), в их мифологии, функциях, традициях праздников обнаруживается много общего. Шиваизм нередко сосуществует с древними местными верованиями, особенно в этнической периферии.
Богаты литературная и иконографическая традиции шиваизма; с шиваизмом связаны различные виды традиционные искусства, в части, скульптура и театр.

Н. Краснодембская. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.

Шиваизм - индийская религия послеведийского периода, сложившаяся на почве культа бога Шивы – одного из двух основных божеств.
Шиваизм возник, вероятно, одновременно с вишнуизмом, в начале 1-го тысячелетия до н.э. Ранние религиозно-философские представления Шиваизма отразились в некоторых частях Махабхараты, некоторых Упанишадах и позднее в так называемых шиваитских пуранах.
Историчечские корни шиваизма неясны. В ранних своих формах шиваизм представляется связанным с примитивно-гор. формами оседлости древнейших местных племен.
До периода создания "Махабхараты" и "Рамаяны" шиваизм дошел уже в сильно брахманизированном виде, однако в ряде своих черт он принципиально отличается от культов основных ведийских божеств. Это проявляется как в чертах зримого облика Шивы и связанных с ним символов, так и в мифология, интерпретации этих черт в культе и в обрядах последователей.
Атрибуты Шивы относились большей частью к почвенной стихии (в отличие, например, от водной и солнечной стихии Вишну или атмосферной стихии Индры).
В раннесредневековых шиваитских пуранах и агамах Шива определенно противопоставляется Брахме и Вишну как бог разрушения (изображаемого как самое священное), конца Вселенной – богам ее сотворения и сохранения.
Одним из популярнейших образов Шивы был образ танцора, основным местом пляски была поляна, где сжигали трупы, и танцор представлялся измазанным в пепле, символизировавшем магич. порождение Шивой манифестации (vibhuti) мира и всех существ и вещей.
В глубокой древности осн. веществ, символом Шивы было изображение (чаще всего скульптурное) линги (lingam), мужского полового члена Шивы, символизирующего прежде всего творческую мощь Шивы и воплощающего позитивный аспект мифа о нем как об активном, одухотворяющем начале вселенной (противопоставленном позднее пассивному, материальному женскому началу – природе, которое олицетворялось в образе супруги Шивы – Кали, Парвати (или Умы), и с развитием индуизма стало самостоятоятельным элементом культа; с этим связано, по-видимому, возникновение тантризма).
Другой аспект этого символа заключается в том, что, будучи чувственно-конкретным образом, линга воплощала в себе вместе с тем полный отрыв изображения от изображаемого, поскольку символизировала собой все (позднейшие значения слова "линга" – "знак", "абстракция", "тонкое", "не-материальное"). Этот символ использовался прежде всего не в обрядовых, а в медитационных целях как гл. объект йогического сосредоточения сознания (самадхи).
Йогический и сексуальный моменты шиваизма позднее получили развитие в сектах шиваитского тантризма – шакте, лингаяте и т.д.
Йогическая практика и основные концепция шиваизма – учение о манифестации, майе, были обобщены в сочинениях Шанкары.

Чисто шиваитские священные тексты, агамы, выделяются в особый неведийский комплекс. На базе их с 10 в. н.э. вырастает философия шайва-сиддханты, формальными основателями которой считаются жившие в 12 в. тамильские отшельники Мейкандар, автор сутр "Сива-ньяка-подам", и Арунаидитев, написавший комментарий на эти сутры.

В основе шайва-сиддханты лежит идея о том, что в мире существуют три сущности (падартхи): "хозяин душ" (Пашупати) – Шива, выступающий как все женское, мужское и не имеющее рода (соответственно его имя имеет в санскрите 3 родовых окончания), пашу – "скот", т.е. пасомые им души живых существ, и паша – "путы", т.е. связывающие душу оковы материального существования.
Согласно агамам, закон кармы не действует автоматически. Всякое освобождение души возможно лишь по воле и милости Шивы, поэтому поведение адепта не играет особенной роли и главное для него – это его личная преданность и любовь к Шиве, стоящая неизмеримо выше всех правил поведения и законов природы.
Традиция шайвы-сиддханты продолжается в настоящее время в шиваитских монастырях, а также в ряде учебных центров южной Индии (штат Тамилнад) и север Цейлона.

Лит.: Барт Α., Религия Индии, пер. под ред. С. Трубецкого, М., 1897: Радхакришиан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Пятигорский А. М., Материалы по истории инд. философии, М., 1962; Whitеhead Η., The village gods of South India, 2 ed., Calc, 1921 (The religious life of India); The cultural heritage of India, v. 4, Calc, [1956]; Mahadevan T. M. P., The idea of god in Saiva-Siddhanta, Annamalai, 1955; God in Saiva-Siddhanta, Annamalai, 1955.
А. Пятигорский. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
взаимозаменяе_ость: