Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Деванагари

Происхождение алфавита деванагари
В данном случае речь идет о постепенном проявлении матрики, т. е. «гирлянды» букв-звуков санскритского алфавита, которых тантра насчитывает 50, добавляя к традиционным 46 несколько лигатур и фонем.

Прежде всего возникают 16 гласных, начиная с санскритской а и кончая приравненной к гласным висаргой ах.
Гласные мыслятся как основа языка; как утверждается в Шарадатилаке (II. 19), «без гласных манифестация других [звуков], согласных, не происходит». Процесс эманации целиком зависит от того, что разворачивается в глубинах Шакти. Она сама является и источником алфавита, и содержанием его, расщепляясь на составные элементы.

В начале начал — буква-звук а, тождественная изначальной энергии чит-шакти, или абсолютному Сознанию, которое отражает само себя. Шива находится за пределами всякой «буквенности», тем не менее символическое единение с ним порождает следующую букву, долгую а. С этой буквы начинается и слово ананда, означающее трансцендентальное блаженство.
Ананда-шакти традиционно следует в списке за чит-шакти.
Третья буква, и, есть не что иное, как иччха, сверхкосмическое воление, желание продлевать ощущение счастья на иных, нисходящих ступенях космического совершенства. Буквы-звуки эманируют одна из другой в строгой последовательности, следуя друг за другом в том порядке, в каком они образуют санскритский алфавит.
Четвертая ступень, или буква у, символизирует «открывание», пробуждение желания становления (унмеша).
Джняна-шакти, энергия предвечного знания, связывается с этой буквой.
Пятая форма шакти, крия, появляется, однако, только на 12-й ступени вместе с буквой е, которая на санскрите является дифтонгом, состоящим из букв а и и. а+и = е, и легко понять из данной «математической» формулы, что энергия чистой деятельности возникает из сочетании чит- и иччха-шакти. Иначе говоря, непосредственная формообразующая сила появляется как плод союза сознания и воли. С возникновением крии образуется «треугольник энергий» (иччха, джняна, крия).

В санскритской грамматике на самом деле всего 14 гласных, однако тантра добавляет к ним еще две, которые символизируют предел, отделяющий мир «чистых энергий» от мира звуковых фонем-согласных.

Прежде всего, это м-точка, бинду. Как мы указывали, бинду есть квинтэссенция потенций, готовящихся излиться и образовать внешний мир. С другой стороны, бинду завершает этап космического «вдоха». «Буква» ах, висарга, с другой стороны, обозначает начало космического «выдоха», это начало ряда согласных, высвобождение массива энергий. Эти шестнадцать первых букв отождествляются с определенными днями лунного месяца (титхи).

Согласные понимаются как сконденсированные гласные; каждая из гласных энергий, «сгущаясь», образует соответствующую группу согласных (варга). Например, а эманирует ка-варгу, т. е. пять гуттуральных согласных, начиная с ка. Их проявление репрезентируется как более низкая ступень эманации. Кроме того, гласные являются означающими, т. е. наделяющими согласные определенным значением.

Наконец, 50-я буква матрики, кша, которая, в сущности, является комбинацией ка и са, символизирует нераздельный союз Шивы и Шакти, источник всех букв. Эта последняя буква выражает окончательное развертывание буквенного разнообразия, подчеркивает абсолютную явленность «лингвистической вселенной».

Скачать драйвер шрифта кирилицы, в стиле индийского алфавита деванагари

Автор и источник публикации: 

фрагмент статьи С.В. Пахомова "Представление о тождестве в индуистской тантрической философии", Религиоведение, 2004, №1


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Камбодж_: