Правила общежития и внутренее убранство жилищ
В домах богачей двери и вся столярная работа украшены резьбою, а окна и двери обвешиваются тяжелыми шелковыми занавесями. Пол весь устлан бумажным ковром, покрытым белою тканью, служащею для сидения; другой мебели в гостиной не найдете. Скромные гости садятся друг против друга, у ближайшей ко входу стены, которая считается низшею. Важные люди, особенно князья, помещаются у верхней стены, противоположной входу. Они выбирают самую средину, равно отдаленную от обоих углов. Если их сан очень важен, им подкладывают низенькую подушку, покрываемую шёлковым ковром. Владетельные князья прибавляют, кроме того, кpyглый балдахин из шитого штофа: подобное седалище называется маснад или гади, и служит им престолом. Только короли имеют право на более возвышенный трон.
Этикет строго сообразуется с общественным значением каждого лица. Владетельного князя встречают за две и за три версты, - важного сановника у порога дома, - равных себе у дверей гостиной, - низших, наконец, приветствуют, приподымаясь только с места, или даже и не вставая, одним кивком головы или движением руки. Браминам кланяются, сложив обе ладони и поднося их раза два или три ко лбу; другим знакомым отдают мусульманский салам, т. е. прижимают руку сперва к сердцу, а потом ко рту и ко лбу. Брамины приветствуют друг друга какою-то санскритскою формулою, - остальные Индусы, при встрече, обмениваются словами: Рама-Рама. Если в одной гостиной сойдутся люди различной важности, все правила местничества строго соблюдаются, - и для хозяина бываете часто трудною задачею рассадить всех по рангам, не задев ни чьей щекотливости.
Простолюдины изысканы в своих выражениях. Они осыпают друг друга бесконечными комплиментами и нежностями; зато, если рассердятся, то нет также конца их бездонному запасу бранных слов, тем более, что спор почти никогда не переходит в драку.
Когда хозяину хочется избавиться от гостей, он подносит всякому поочередно листья бетеля и орехи пальмы арекки: это сигнал прощания. Каждый встает и раскланивается; хозяин начинаете упрашивать гостей остаться, и берете в руки флакончик с розовым аттаром. Гости отговариваются необходимостью, и наконец хозяин соглашается отпустить их, но на дорогу накрапываете им несколько аттара в носовой платок, а слуги окропляют розовой водой все платье посетителя, и тот уходит с приличными поклонами. При первом посещении, равно и по случаю праздников, хозяин отпускает гостя не иначе, как с дарами. Подарки состоят из шалей, шолкового, штофа, серег, ожерелий, браслетов, жемчуга, а иногда даже в знак особенного уважения, из верховых лошадей и слонов. - Подарки делаются также слугам в вознаграждение за верную и усердную службу, солдатам за отличие на войне, поэтам, учёным; в наибольшем же изобилии они сыплются на певиц и танцовщиц.
При церемонных посещениях говорят только люди важные, а помельче молчат; но в простом кругу, разговор оживлен общим участием и никогда не прерывается. Индусы говорят скоро, проворно, униженно; они готовы льстить высшим и равным себе, с целью и без цели, просто по привычке или по расчету, помня, что всякий человек, даже неважный в настоящее время, может когда-нибудь пригодиться.
Богатые люди встают довольно рано, но выходят в приемныя комнаты не прежде двух или трех часов пополудни. Утро они проводят в своих жилых комнатах, совершают в домовых часовнях молитвы, потом купаются, обедают рано, ложатся опять, и выходят уже после обеденного сна. Начиная с трех часов, они занимаются делами, принимают гостей, а по вечерам угощают их иногда домашними весьма нестройными концертами, до глубокой ночи.
Кроме свадеб, рождений, и подобных, встречающихся довольно редко случаев, богатые туземцы задают пиры во славу какого-нибудь божества, или в честь важного знакомого, начальника или благодетеля. Пир начинается обедом, но главный предмет его - песни и пляска, перемежающияся представлениями искуснейших в мире фокусников или жонглеров и выходками праздничных шутов. Во время этих представлений, гости сидят чинно на своих местах. На них надевают гирлянды и подносят им дары, а воздух наполняется благовонием от курильниц, расставленных по всем комнатам.
В столицах туземных владетельных князей, особы высших классов, в известные табельные дни, имеют право и обязанность являться ко двору. Всякий придворный подходит поочередно к престолу, делает узаконенный поклон и повергает к стопам повелителя свой наццер, денежное приношение, ценность которого определяется чином приносящего. Наццер, впрочем, составляет общий знак подчиненности; его обязаны приносить не только князьям, но и всякому старшему, всякому начальнику. По закону, самый меньший наццер должен быть рупия (около 70 коп. серебром), самый большой - сто ашрефи (от 700 до 800 руб. сер.); но в действительности он ниспадает иногда у неимущих до полевого цветка, у мелкого продавца до какой-нибудь копеечной безделушки, а у богатых возрастает до ста тысяч рупий, что составляет на наши деньги до 70,000 р. серебром. Особенно огромны бывают эти подарки, если какой-нибудь владетельный князек, или важный сановник его, снизойдет до милости посетить дом незнатного миллионщика.
Приглашения на пир в честь какого-либо божества делаются от его имени. Истукан божества, одетый в парчу, ставится под богатым балдахином, посреди огромной залы, и окружается балюстрадою. Гости, нарядившиеся в лучшия свои одежды, по мере приезда в дом, кланяются богу - хозяину, и потом располагаются вдоль стен, соответственно своим чинам. Впрочем, пир во всем походит на обыкновенные пирушки. Те же гирлянды, пляски, песни, подарки и фимиам. Под конец пира, гостям разносят бетель и розовое масло; всякий тотчас спешит раскланяться с божеством и отправляется домой.
Н. ТЮТЧЕВ, 1846
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос