Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

ИНДИЯ. КУЛУ - СПИТИ

часть 2
И вот Кунзум ла. Кунзум пасс. Перевал Кунзум короче. 4560 м.
Означает «место встречи ибексов».
Ибекс – горный козел, кото-рый практически исчезает из гималайских долин. Встреча ибекса сулит удачу в жизни.
На перевале находится древнейший чортен (санскр. ступа) – буддийское ритуальное сооружение определенных пропорций, воздвигаемое над мощами великих святых лам и т.п.
Здесь также находится храм Гефанг главного божества земли Ла-хула, который покровительствует путешественникам, пересекаю-щим перевал. Здесь положено совершить парикраму (хождение во-круг храма) и тем самым получить благословение. (Из туристиче-ского справочника.)
Как положено, машина объехала по часовой стрелке ступы, обозна-чающие перевал. Мы вышли. От восторга ношусь как жеребенок по по-лю! В одной футболке, хотя холодно и сильный ветер. Ликование! Есте-ственно, фотографирую. Попросила запечатлеть себя на перевале, хотя обычно себя не снимаю. Самочувствие хорошее. Голова чуть-чуть ощу-щает дискомфорт и тяжесть. Но все равно рада, что она нормально от-реагировала на такую высоту (памятуя о Тибете). По утрам гид Лена нам давала травяные тибетские пилюли от высокогорья. Их надо было раз-долбить чем-нибудь (потому как неугрызуемые) и запить водой.
Дорога была весьма утомительна – 12 часов. Трясучая, пыльная, однообразная. Солнце палило нещадно, но воздух оставался холодным. Когда сидишь в машине и на тебя падает солнце – все время на одно и то же место на протяжении нескольких часов, чувствуешь себя запекаемым блином, – и лично я положительных эмоций от этого не испытываю. Приходилось закрываться курткой, отчего, понятно дело, становилось жарко. И тогда ощущаешь себя блином, запекаемым не на сковородке, а в духовке J.
Постоянно встречались большие стада коз, овец, коров и полуяков (помеси яков и коров или наоборот – и среди рогатых существует адюльтер!). Совсем рядом с дорогой – ледники. Снег темный, грязный, как в Москве весной. В одном месте над потоком воды снег застыл эда-кой аркой или мостом.
В конце пути голова затрещала, начало подташнивать и вообще стало плохо. Всё, думаю, приехали. Неужто горняшка сразу началась? Обидно, понимаешь. Мы с Андреем, одним из членов группы, угоща-лись но-шпой (вернее, он меня угощал но-шпой, а я его – спазмалгоном). Становилось то легче, то опять хуже. Но, хвала Создателю, мы уже ско-ро приехали. Упала пластом в отеле. Через какое-то время полегчало, даже пошла на ужин. Как потом выяснилось, по дороге плохо было всем.
Приехали в городок под названием Каза в 18.00 по местному времени.
Каза находится на высоте 3.600 м. Первое впечатление от городка несколько удручающе – ни тебе дивных пейзажей со снежными верши-нами, ни романтически вписанных в скалы монастырей – грязные, пыльные улочки…. Тут теперь наш «центр», из которого будем совер-шать радиальные выезды.
Под окном журчит «арык» – пущенный по искусственному руслу горный ручей. Это приятно, создает романтический ореол проживанию в неромантическом отеле.
15.08.05
Первое утро в Спити. Самочувствие так себе. На завтрак испили кофе и поняли, что это было лишнее.
День без экскурсий, посвящен акклиматизации. Посетили местный рынок. Во второй половине дня самочувствие стало лучше. Городишко грязнущий, пыльный и шумный из-за транспорта, постоянно снующего по единственной дороге.
Кстати, дорога через Ротанг – это «дорога жизни» для Спити. Толь-ко через нее можно привезти продукты и другие необходимые для жиз-ни предметы. Поэтому и постоянные грузовики. Три месяца сюда заво-зится все необходимое, а в остальное время долина отрезана от мира.
Днем отлеживались, а вечером снова прогулялись по городку. Не-большой подъем – дома бы не обратили на него внимания, а тут уже сердце колотится и голове тяжело.
16.08.05
Уже забываешь, что надо двигаться плавно, вскакиваешь как обыч-но. И тут же ощущаешь, что не среднерусская равнина под тобой.
Плохо сплю. Сегодня ночью кто-то сильно толкнул в высунутую из-под одеяла ногу, в пятку. Подскочила от неожиданности, проснулась. Огляделась по сторонам: Оля спит, никого. Местный домовой или бара-башка безобразит, видать.
В этот день в программе было посещение монастыря Табо, находя-щегося в той же долине Спити. Хотя понятие «долина» в Гималаях весьма своеобразное: это ущелье разной ширины между горами, по ко-торому течет река. Или не течет. В зависимости от сезона.
Монастырь Табо. Один из старейших буддистских монастырей. Построенный около 996 года, он знаменит фресками, орнаментом и фигурами из стука – смеси алебастра и глины. Монастырь занесен в список памятников культуры ЮНЕСКО. Севернее монастыря нахо-дятся несколько пещер, которые монахи используют для медита-ций. (Из туристического справочника.)
Монастырь мне не очень понравилось, хоть это и 10 век. Знаменит он скульптурами, что не традиционно для тамошней культуры, и древ-ними фресками. Монастырь представлял из себя разбросанные по терри-тории небольшие храмы, обмазанные светлой глиной. На древность мо-настыря указывало то, что полы в храмах были гораздо ниже уровня земли. Хотя, кто знает, может, так было задумано. Внутри темно, и све-та, проникающего сквозь узкие окошки, совершенно недостаточно. Надо было пользоваться фонариками. Все фрески, фигуры и танки преимуще-ственно в красном цвете, который я не сильно жалую, посему на меня они не произвели должного впечатления. И вообще мне там не особенно понравилось, хоть Далай-Лама был 3 раза и в 2006-м посетит монастырь снова.
Когда мы подъезжали к Табо, встречный тибетец показал язык. Вот теперь-то я наконец увидела этот древний тибетский обычай – демонст-рировать таким образом встречным, что ты чист и не одержим демоном. А вовсе не то, что вы подумали!
17.08.05
День – просто чудо! В этот день я полностью компенсировала раз-очарование вчерашним…
Мы посетили монастырь Данкар. Это просто фантастика! Синтез Поталы и Метеор. (Метеоры – комплекс монастырей в Греции, расположенных на труднодоступных скалах.)
Поселение Данкар, образованное в IX веке, традиционно счита-ется «столицей Спити». Монастырь расположен на вершине горы и построен в честь победы князей Спити над ладакцами в конце XVI века. Окруженный скалистыми горами, меняющими свой цвет от розового, бежевого до оранжево-красного, монастырь оказывает не-изгладимое впечатление на путешественника. Сейчас здесь нахо-дятся 160 лам. В монастыре прекрасная библиотека и хорошо со-хранившаяся статуя (четыре в одной) Будды, состоящей из 4 фигур. (Из туристического справочника.)
Монастырь находится на высоте 3800 м. По пути подвезли двух мо-нахов. Мы только начали подъем, как заметили двух бегущих монахов, которые отчаянно делали нам какие-то знаки. Оказалось, просили под-везти. Нас было в машине семеро, но потеснились. Монахов можно бы-ло понять – дорожка наверх еще та! А один из них был пожилым.
Мы приехали на место и были потрясены открывшимся видом! Бе-лые монастырские постройки буквально лепились, как ласточкины гнез-да, на вертикальных скалах. Открывался завораживающий вид на доли-ну, реку и окружающие вершины! Я сфотографировала Данкар несколь-ко десятков раз, находясь в состоянии близком к эйфории и надеясь, что увидевшие фотографии смогут представить воочию, какое это чудо! Но почему-то на фотографиях монастырь совершенно не впечатляет, что до смерти обидно! Вероятно, потому, что невозможно втиснуть величест-венную панораму в кадр 10 на 15 (да хоть 30 на 40) см!
Но сначала мы отправились на озеро, расположенное на высоте 4.100 м. Дорога была весьма живописной. По пути наблюдали много цветущих растений. Особенно впечатляли обсыпные нежно-розовые кусты шиповника. Наверное, к ним применимы все термины, которыми восторженные созерцатели описывают цветение сакуры – и бело-розовое облако, присевшее отдохнуть среди Гималайских гор, и голов-ной убор сказочной феи…
Озеро внешне не было примечательным. На его плоском берегу, испещренном следами копыт, стояла небольшая белая ступа. Но, как я знала еще из первой поездки, в Гималаях все озера священные.
Высокогорное озеро расположилось недалеко от монастыря. Многие путешественники и монахи использовали пространство во-круг озера для практики медитаций. (Из туристического справочни-ка.)
Но мы использовали это озеро совсем для других целей
Андрей обошел озеро, избавился от одежды и бросился в воду. (Не топиться, слава Богу.) Вылез живым, правда, подобно Иванушке, не по-молодел. Через некоторое время мы, справившись у него – сильно ли холодная вода, и намекнув мужчинами, чтобы они прогулялись куда-нибудь за поворот, сбросили с себя одежды и в натуральном виде тоже кинулись в воду, оказавшуюся в меру прохладной. Плавала я в своей жизни много – и в реках, и в озерах, и в морях, и в океане! Но это купа-ние в высокогорном озере напоминало омовение в купели, после которо-го чувствуешь себя заново рожденной! Хочется употреблять только воз-вышенные термины – причащение… водное крещение… Мы вышли из воды освеженные и переполненные беспричинным счастьем. Прибреж-ное дно покрыто толстым слоем черного ила, и ноги приобрели соответ-ственный цвет и покрытие. Когда мы плавали и вытирались – было со-вершенно безветренно, словно genius loci (дух местности) решил потра-фить нам. Стоило же нам одеться – поднялся ветер и поверхность озера покрылась небольшими гребешками волн.
После спуска – экскурсия по монастырю. Сопровождающий монах открыл нам дверь в один из храмов монастыря. Храм в данном случае был маленькой комнаткой с алтарем, танками на стенах и коврами на полу и одним окном (или двумя? – неважно, все равно было темновато). Пока мои спутники разглядывали антураж, я присела в уголке на пол. И вдруг почувствовала, что в горле встает ком и слезы наворачиваются на глаза, что опять меня охватывает то особое состояние, которое было ис-пытано мной всего несколько раз в жизни в местах, для которых много пальцев на одной руке. Это и состояние и благодати, и восторга, и слад-ких слез, и непередаваемо чего одновременно! Я совершенно не была настроена на подобные переживания в маленьком помещеньице, назы-ваемом храмом. И вдруг – такое!
Чуть позже я узнала, что именно на этом месте, где сейчас храм, находилось древнее святилище, известное аж с VI века! Когда буддизм еще не пришел на эту землю… Представляете, сколько веков аккумули-ровались энергии на этом месте? Немудрено было их ощутить.
В одной из соседних комнаток-храмов шла служба, несколько мо-нахов читали мантры. Зайти туда нам не разрешили, но Оле удалось не-много снять на камеру через открытую дверь.
Нам разрешили подняться на крышу этого «комплекса». Она тради-ционно состояла из хвороста, «цементированного» глиной. Лена преду-предила, чтобы мы ходили очень осторожно, не провалили хлипкую крышу. Наверху мы провели довольно много времени, потому что по-нравилось и виды открывались удивительные.
В монастыре есть музей, где представлены древние предметы быта тибетцев.
В этой части Индии, называемой Малый Тибет, существует стран-ная, на мой взгляд, традиция. Это когда за пожертвование (так называе-мый «donation») монастырю тебе выдают чек. Ни в Индии, ни в Тибете, ни в Непале я с этим не встречалась. Бумажек, подтверждающих мои вложения, я, естественно, не брала. Теперь думаю – надо было хоть одну взять: чтобы показать на родине.
Итак, мы осмотрели монастырь, пора и возвращаться. Но узнали, что в 5 часов будет служба. Мне страсть как хотелось на службе побы-вать, а моим спутникам, полагаю, не очень, потому что кроме Лены и меня поклонников буддизма не сильно наблюдалось. Пришлось активи-зировать свои ораторские способности и произнести прочувствованную речь, сводящуюся к следующей мысли: «Чего по каморкам сидеть или по грязному рынку в Казе шататься!». Мой приступ красноречия увен-чался успехом – было решено подождать до службы.
У нас с собой был яблочный сок, который мы везли еще из Кулу. Но после нескольких дней тряски в машине и основательного прогрева-ния в ней же – сок превратился в шипучий напиток, который, будучи от-крыт, сфонтанировал из бутылки не хуже шампанского, выстрелив мет-ра на 2 вверх тугой духовитой струей! Думаю, подобный салют впервые был произведен на территории этого буддийского монастыря, к тому же обильно залив землю пеной. Мы были в восторге от сего зрелища и встретили его приветственными криками, но восполнить запас жидкости (весьма необходимая процедура на высотах) было нечем. Появилась по-требность попить чайку. Лена пошла узнать, где бы можно было удовле-творить наш астрал чайной церемонией. И нас пригласили в какое-то подобие кухни, где уже сидели и пили чай индийские военные, которые оказались пограничной полицией. С помощью Лены и ихнего команди-ра, который знал английский, мы немного пообщались. Военные заплатили за нас – настоящие джентльмены! Один из них был весьма колоритной личностью. Внешность его вызывала недвусмысленные ассоциации с исламским фундаменталистом, ваххабитом, абреком, башибузу-ком и т.п. – ну, которые с зеленой повязкой на голове и воплем «Аллах акбар!» налетают на неверных. Ну, что поделать – лицо у человека та-кое. Но у него было одно существеннейшее отличие от вышеперечисленных граждан – добрые-предобрые глаза, что совершенно перекрывало свирепую внешность!
Перед началом службы сидели на лавочке перед храмом. Во дворе монахи-дети и ребята постарше. Те, что постарше, играли в мяч, кидая его сильно и высоко – другие должны были поймать. Ребятня помладше резвилась просто так. Мальчишки любят ходить обнявшись по двое, по трое. Монахи в возрасте – наставники младших. Между старшими и младшими своеобразные отношения: вот малыши стащили у наставника тапок и бегают с ним по двору, не отдавая, вот кинули в пожилого монаха пластиковой бутылкой. Никто никого не одергивал и не наказывал. Только улыбки и по-отечески мягкое отношение. Некоторые дети, оторванные от родного дома, с трудом привыкают к новым условиям. Им стараются оказывать заботу и внимание, чтобы они не чувствовали себя одиноко. Но тем не менее при внешней кажущейся вседозволенности царит строгая дисциплина. На службу все побежали мгновенно. Обычно разыгравшимся детям трудно прекратить свои занятия, их приходится долго уговаривать, порой переходя на крик. Тут никто никого не уговаривал, был подан сигнал на службу – и все тут же отправились в храм.
Служба. Монахам принесли чай. Нам, кстати, тоже. Не понимаю я этой традиции – пить чай во время службы, да еще заедать его печеньем! Это типа «мешать божий дар с яичницей» почти буквально. Для меня час пролетел как полчаса, я даже подумала – что так быстро кончилось? Правда, мои спутники вряд ли разделяли мое мнение, с трудом отсидев этот час.
Однажды в Казе мы застали подобие пыльной бури (а может, и не такое уж подобие). К счастью, переживали мы ее, сидя в номере. Поднявшийся вдруг ветер не просто дул, как положено, вдоль долины, а закручивался спиралями, обозначая тучами пыли и мусора передвижение по поселку своего невидимого туловища. Крыш, правда, нигде не сорвало, но представление было впечатляющим!

продолжение путешествия

Время путешествия: 
август 2005
Автор и\или источник публикации: 

Мария


Комментариев : 1

там красиво, говорят

achadidi аватар

посмотреть бы фоток...;)

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
г_ография: