Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Сикким - загадка или сказка?

Удивительное дело – в наше время всеобщего образования и просвещения – редко кто может ответить на вопрос: Что такое Сикким?
В большинстве своем отвечают вопросом: А что это такое?
А и правда – что? Можно описать просто географически – маленький горный штат Индии, заключенный в кольце высочайших вершин восточных Гималаев и на склонах их отрогов, между Бутаном, Непалом, Тибетом, вошедший в состав Индии совсем недавно – в 1975 году, будучи перед этим под протекторатом Индии. Население - в основном тибетцы, религия - в основном буддизм, занятие – в основном сельское хозяйство. Города и деревни – в основном на склонах гор. Казалось бы и все… Но что влекло и влечет в эти места исследователей, мыслителей, верующих, и просто любителей путешествий?

Великий Рерих посвятил значительную часть своей жизни изучению природы, народа и философии Сиккима. Он писал: "Называли Сикким страною молний. Конечно, и молнии здесь бывают, но не проще ли назвать: "Страна небесных ступеней"? Лучшего преддверия к тайнам будущего трудно придумать. Неисследованная, малопроникаемая страна скал и цветов". Таинственна вся история страны вплоть до 17 столетия. Сюда в Гималаи с древнейших времен приходили из Тибета достигшие высшей мудрости и прозрения. Именно здесь, в Сиккиме, после введения прямого китайского правления, эмигрировавший Далай-Лама со сподвижниками основал новые буддистские монастыри для надежного хранения Великого Учения об Истине.

Синонимом слова Сикким до сих пор является слов "Тайна".
И это может ощутить на себе любой путешествующий в этой так и оставшейся независимой и непознанной стране. Причем, с первых же минут после пересечения границы с собственно Индией. Все другое – дороги, рельеф, города, поля, люди, деревни. А количество величественных и не очень монастырей просто поражает.
Здесь, несмотря на трудность жизни – постоянно ощущаешь отдохновение души и спокойствие. Это не объяснить словами – просто надо здесь побывать и попробовать на себе.

Мы едем на джипах по крутым серпантинам дорог, проложенных на склонах высоких отрогов Гималайских гор. Максимальная скорость – 30 км в час на прямых (не более километра) участках. Между населенными пунктами – 5-6 км в прямой видимости. А по дороге спидометр накручивает 30-40 км. Местность сильно изрезана, причем нигде в других местах (на Кавказе, Алтае, и даже Памире) такого не встретишь. Реки – Тиста, Рангит, Рангпо и их притоки – текут в глубочайших ущельях, которые и долинами-то не назовешь. А города – вот что удивительно – расположены по хребтам отрогов. Центральная улица города Гангток – современной столицы Сиккима – проходит по самому гребню хребта. Все улицы в городе – это крутой серпантин, причем именно из-за крутизны склона ширина улиц – чуть более габаритов джипов (только на полноприводных машинах можно ездить по этим склонам и дорогам) и нужно обладать немалым мастерством, чтобы водить здесь машину. Полисмены выполняют свою роль лишь номинально. Предельная корректность и вежливость водителей помогает избегать казалось бы неизбежных столкновений. С одной стороны улицы – одноэтажные здания, с другой – 5-6-ти этажные – потом догадываешься, что это опять же из-за крутизны склона. Иногда с улицы можно зайти на крышу дома и спускаться вниз на первый этаж, который выходит на такую же улицу, но уровнем серпантина ниже. Внешняя неприглядность домов обманчива (из-за дождей, которые здесь бывают по нескольку месяцев, их красить просто бесполезно) – внутри всегда чисто, прибрано, работает кондиционер.

В Гангтоке наибольший интерес вызывает посещение Исследовательского Института Тибетологии. Здесь собрана самая большая библиотека оригинальных манускриптов, свезенная сюда как для изучения, так и для сохранности из Тибета и из многих мест мира. Более 30 000 манускриптов систематизированы, охраняются и - доступны для изучения всем желающим. Студенты, профессора, просто любознательные люди едут сюда, чтобы прикоснуться к вечной Истине, изложенной Учителем и запечатленной в манускриптах Его учениками. Здесь понимаешь, и сотрудники Института, проводящие экскурсии, помогают в этом – что Буддизм – это религия открытая для всех и каждого, как и все люди ее исповедующие, но чтоб понять и тем более принять ее – нужно много и тяжело трудится, причем не только и не столько физически, а более – духовно. Здесь же собраны в экспозиции редчайшие образцы древнего искусства, связанного с Буддистской религией – статуэтки Будды, Его учеников и последователей, древние монеты, Танки, инструменты для ксилографии – древний предок печатного станка и другие во многом непонятные, но этим и загадочные предметы. Сотрудник института-музея тщательно старается подбирать слова объяснений что есть что, для чего и зачем, с чем связано – но для европейца, далекого от этой древнейшей культуры очень тяжело с первого раза понять – для этого тоже надо потрудится – и к концу путешествия с радостью начинаешь замечать, что различаешь названия направлений (сект) в Буддизме, имена Учителей и их последователей, предметов. Но до этого еще далеко. И для отдыха мы идем в другое место в Гангтоке, другой, не менее уникальный музей – теперь музей-сад – Орхидариум. То, что у нас продается в маленьких колбочках в Москве – как пародия на этот Прекрасный с большой буквы цветок. В саду собраны более 200 видов орхидей немыслимых и невиданных расцветок. Можно гулять в этом саду часами не уставая. Никакой даже самый навороченный фотоаппарат и пленка не в состоянии передать все многообразие, насыщенность красок. Только в памяти это можно сохранить.

Можно еще много рассказывать о столице Сиккима, но путь наш лежит далее, выше в горы, к новым тайнам. Однако если мы приехали в Гангток днем, то рано утром наш ждет еще один сюрприз – вид из окна – дух захватывает! На горизонте, в легкой утренней дымке, виден главный хребет Гималаев со священной Канченджангой в главе – цель нашего путешествия. Глаз не оторвать и можно стоять часами – но надо ехать.
Опять крутой серпантин вниз к реке – и вверх от нее к монастырю Румтек. Грандиозное зрелище. Это один из самых крупных и могущественных монастырей. Он принадлежит к секте Каргюгпа. В этой секте монахам не позволяется покидать монастырь и заниматься какой-либо деятельностью, кроме монашей – изучать манускрипты и приближаться так к Истине и служить службы. В огромном зале для молений сидят десятки монахов и читают вслух манускрипты, каждый свой. Никто и ничто им не может помешать – ни звуки снаружи, непрестанные гудки машин, гул толпы, ни любопытствующие туристы, и кажется, ничего для них не существует – только их Главное дело жизни. Но на поверку, в перерыве, оказываться, что монахи – молодые ребята, очень любопытные, с удовольствием с вами общаются и очень интересуются – а что там все время вспыхивает у вас в руках? И показывают вам, непосвященным!, как и в каком направлении надо вращать молельные барабаны, чтоб ваши молитвы были услышаны и исполнены, и что при этом надо говорить (вернее приговаривать, но слова мы выучили лишь к концу, повторив их с ошибками множество раз)

И, наконец, мы достигаем (опять же длинными серпантинами) первой древней столицы Сиккима – поселок Юксам. Это последний населенный пункт перед нашим пешим путешествием к подножию священной Красавицы Канчи. Маленькие гостинички, барчики-ресторанчики – и горы вокруг нас, и вид на города – только вниз и назад, откуда мы приехали. Дальше и выше – только горы. Суета городов, непонятность и таинственность монастырей остались позади, впереди – только непознанность природы и Высшей истины.
Перед выходом мы сходим к священному для всех сиккимцев месту – Коронационному Трону, на котором короновался Первый Король Сиккима. Здесь по Высшему руководству собрались четыре ламы и выбрали одного из них королем Сиккима, чтобы объединить страну, объединить усилия против воинствующих соседей с Тибета и Бутана, чтобы жить в мире и Созидать и сохранить Высшую Истину. А также, как нам указал наш гид, сходили к маленькому монастырю и покрутили молельные барабаны, старательно выговаривая слова молитвы. Так делают все группы, и конечно их гиды и "cooker team" перед выходом в горы, дабы они были к нам милостивы и погода благоприятствовала.

И опять – Рерих, как здесь без него: "Каждый перевал увенчан красивым мендангом с колесами жизни, с рельефами молитв и с нишами седалищ перед ликом зовущих далей. Здесь медитируют ламы и путники. Здесь развеваются знамена. Здесь каждый ездок приостановит коня. С перевалов опять окунаетесь в уходящие холмы. Убегают ребра разноцветных бугров, точно спины барсов, тигров и волков. После холмов опять сказки леса. Зеленые лесовики и чудища загораживают путь. Спутались зеленые нити. Змеи переплели стволы, притаились мшистые тигры и леопарды. Заколдованный мир."

Первые два дня для нетренированных, засидевшихся у компьютеров и за рулем авто, туристов были не просто тяжкими, а просто ужасными. Ноги гудели, руки затекали, голова разламывалась – сказывалась еще и высота. Каждый привал – как божья (уж неизвестно какого бога) благодать. Мы с нескрываемой завистью и восхищением смотрели на нашу "кухонную" команду – молодых сиккимцев. С огромными корзинами с газовыми баллонами продуктами на головах (специальная повязка на лбу) они запросто скакали по тропе вверх и исчезали из виду в считанные секунды. В резиновых сапогах на босу ногу, с улыбкой на лице, с песней на устах.
Удивительные люди – они всегда в хорошем настроении, всегда поют, всегда улыбаются. Глядя на них, кажется, что усталость снимается не от отлично приготовленного лимонного сока, а от их супер положительного влияния на все окружающее – и на вас в частности. Они как бы делятся положительной энергией. Где ж они ее накопили в таком количестве, что хватает и на бег вверх с тяжелым грузом, и на поддержание духа в этих незнакомых, далеких, чужих людях, коими мы для них являемся?

Через пару дней мы поняли – это чистая сила природы, чистой воды и воздуха, сила, если хотите, Космоса и Истины, которые в горах, как электрические заряды на остриях, заряжают все вокруг и питают энергией все живое. И эти люди, эти ребята настолько близки к ней, к этой силе, что кажутся единым целым с тем, что мы зовем Природой, а они – а они никак не зовут, просто здесь живут…

Не стоит много рассказывать про походную жизнь, про "кофе в спальник", про превосходную местную кухню, к которой мы очень быстро привыкли и полюбили (карри – это супер!), тяжелые переходы, то круто вверх, то круто вниз, про длинный переход к конечной точке нашего горного маршрута – перевалу Гочала, непосредственно под громадой Канченджанги. Это просто – супер, это просто невыразимо и нерассказуемо. Это надо испытать самому.

Канченджанга, фото на рассвете

Этот кадр, собственно и есть цель путешествия, и то что он, может быть на настолько эффектен - это недостатки аппаратуры... а может быть такой аппаратуры и не существует, чтоб запечатлеть грандиозность 3000м стены, которая от тебя в каких-то 10ти км. Вид Канченджанги с перевала Гочала - цель путешествия и треккинга.

Здесь просто все создано для отдыха души, течение мысли не требует никаких усилий, да и сами они упрощаются, или наоборот – усложняются – как понять – до самых основных понятий – Жизнь хороша, Природа устроена гармонично, Дружба – это здорово, Подлость – это плохо, все (Все!) в наших силах, и все вокруг только помогает нам и т.д, и т.п. – всего не перечислить. И понимаешь, что только сюда могли идти мыслители и философы для того, чтоб в медитациях найти смысл жизни, ибо здесь соединяется Бытие с Сознанием, как на острие иглы, и только одна сложность – как донести это понимание до людей, не растерять по дороге к ним, как, какими словами выразить. Вот они и жили годами, веками в пещерах, коих здесь много, и принимали паломников к себе. И мы ими стали на краткий миг нашей суетливой жизни.
А Канченджанга на рассвете – это ни с чем не сравненное чудо. На черном горном небе (а в горах оно всегда ночью черное, с россыпью ярких точек-звезд) вдруг показывается первый лучик света, как бы нацеленный на наивысшую точку – на вершину Канчи, и окрашивает ее в ярко-красный цвет. Нет таких красок, и опять же современная техника пасует перед природой – чтобы изобразить, отобразить ту гамму цветов, которая рождается в тайне Рассвета. Но чудо длится недолго – минут пять-шесть, солнце поднимается над хребтами и за это время красный цвет спускается с вершины до плеч красавицы, и ниже, заливая склоны и постепенно теряя яркость, как бы говоря – я уже все, что надо вам подарила – и если вы не успели – сами виноваты. Ярки белый свет заливает все вокруг и сказка заканчивается… нет не заканчивается, а прячется для новых и новых неофитов, еще не знающих Правды жизни.

Дорога обратно проходит с одним чувством – жалости, что все так быстро заканчивается. Что пора назад, что скоро опять в город, опять включать мобильный телефон, садится за компьютер, жить обычной, "нормальной" жизнью. Пониманием, что как раз нормальная настоящая жизнь остается здесь, уже не впереди, а за спиной, с которой сейчас приходится прощаться, ибо мы всегда должны возвращаться…

Что-то осталось недопознанным (и многое!), недосказанным, неувиденным. Хорошо хоть наконец текст молитвы выучили, приблизительно и теперь всегда будем говорить мысленно вращая молельные барабаны "Ом Ма Ни Пад Ме Хум" – может Он услышит?…

Время путешествия: 
20 апреля – 06 мая 2001
Автор и\или источник публикации: 

текст и фото Михаил Будянский, fanmount

Буддийские флаги.jpg Сад орхидей.jpg Канченджанга со смотровой площадки.jpg


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
высоконра_ственный: