Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

По Карнатаке (Хампи, Бадами, Паттадакал)

Хампи - город славы, столица империи Виджьянагара

О Хампи, как и о других древних городах Карнатаки бессмысленно писать и говорить, в них нужно быть.
По плану мы должны были пробыть в Хампи 2 дня, этого хватает только на беглый осмотр достопримечательностей. Если бы была возможность я бы пожила там недельку.

Только вышли из автобуса на пыльном bus stand Хампи - на нас напали рикши. Мы выбрали молодца с хорошим английским и поехали в "отель". Отель за 200 рупий - это мазанка с крохотным окошком, пропеллером, большой кроватью и москитной сеткой над ней. Больше в комнате ничего нет, места тоже нет, туалет и душ во дворе. Двор отгорожен от улицы заборчиком в пояс. Хозяйка как выяснилось - мама нашего рикши, у нее есть еще и дочь, которая живет с ней в соседнем домике.
Есть отели подороже, но нам понравился этот. Обычная деревенская улица, куры бегают, дети играют, а над домом напротив висит огромный камень, точнее дом стоит под камнем. Инна увидела, говорит: "я бы не стала там жить, скатится же валун в любой момент..." А люди живут, не боятся, наверное поэтому и камень лежит на своем месте.

Рикшу нашего звали Тхимму, откликался на Тимми. Обещал катать нас на джипе 2 дня. Заявил, что русские очень богатые. Сторговались на 1500 рупий. Потом выяснилось, что джипа нет и не будет, т.е. моторикша и есть Тимов джип.

Хампи дорога в старый город

Древний город Хампи, являлся в 15-16 веках столицей могущественной и богатой индуистской империи Виджьянагара. Хампи в этой связи занимает довольно большую территорию, современное поселение сосредоточено вокруг главного здешнего шиваитского храма Вирупакша, главный гопурам которого виден издалека. От входа в гопурам центральная улица с лавками, которую пересекают переулочки с отелями и ресторанами.

Кроме виджъянагарских построек и иных архитектурных чудес в окрестностях Хампи есть т.н. водопад, на самом деле это речка, проложившая себе путь в камнях, обточившая их и создавшая причудливые узоры, пещеры и ниши. Очень красивое место.

Хампи, природа, каменный садик

Вообще окрестности Хампи очень живописны - невысокие красные скалы и непонятно откуда взявшиеся нагромождения камней соседствуют с рисовыми полями и пальмовыми рощами.

Хампи, 5 минут от города и уже рисовые поля

Выяснилось, что банановая пальма - это трава. Она плодоносит в первый год. Сначала появляется цветок, который растет и тянет за собой стебель, на этом стебле образуются бананы. Потом цветок оцветает и пальма высыхает.

Если будете в Хампи посетите "Манго ресторан", он стоит на горе в манговой роще. Фрукты правда были еще не съедобны, зато местные обезьяны использовали их в качестве снарядов. Первый плод предназначался белому парню, который качался на тарзанке, и пролетел в каких то сантиметрах от его головы, громко стукнувшись оземь. Следующий плод угодил в тарелку к пожилому китайцу. Официанты открыли стрельбу из духовушек. Война длилась около часа, обошлось без жертв.

Хозяйка заметив, что я курю биди, тут же отвела меня в сторону и предложила травки по-секрету. Я откаказалась, она смутилась, извинилась и попросила помалкивать про травку.
Постирала майку, во дворе висит веревка, хозяев нет. Я повесила майку и решила спросить можно ли. Позвала хозяйку, показала, она закивала и как-то сразу обрадовалась, ей было приятно, что мы уважаем ее дом и не хозяйничаем в нем.
Когда следующим вечером мы уезжали, я заранее объявила это хозяйке и заплатила за домик, но хозяйка вышла нас провожать, стояла у калитки и махала рукой нам во след. Ужасно трогательно и как-то совсем по-русски.
В Хоспет нас отвез наш Тимми, привез в отель, мы пошли смотреть номер, он с Инной остался на ресепшене. Когда расплачивались и прощались, Инна заметила в его глазах слезы.
В Хоспете мы жили о одном из лучших отелей, наш номер без кондера стоил 800 рупий, еда правда была на уровне дхаба. Хоспет большой и не уютный, и на следующий день мы рванули в Бадами. До Бадами 7-8 часов на автобусе, билет стоит 73 рупии. По дороге автобус объезжает все окрестные деревеньки.

Скальные храмы Бадами

В Бадами приехали уже в темноте. Первое, что я увидела - лошадку в яркой попоне, запряженную к коляску.

Остановились в самом дорогом отеле за 550 рупий. Бадами, в отличие от Хампи городок маленький, можно все интересности пешком обойти.
В глубине Бадами есть небольшое озеро, окруженное скалами, знаменитые скальные храмы справа, остатки крепости слева, перед озером и за ним стоят обычные каменные индуистские храмы.
С утра отправились в скальные храмы. Билет стоит 100 рупий. 4 храма вырезаны на четырех уровнях красно-черно-полосатой горы, сохранились очень хорошо. Поражают не только прекрасной скульптурой и тонкой резьбой колонн, но удивительной точностью линий. Когда строят на земле - это понятно, но когда выковыривают из горной породы... Удивительные люди строили их! И столько любви, благоговения и нежности в их образах!

Паттадакал - церемониальная столица Чалукья

Паттадакал в 25 км. от Бадами, рикша в оба конца стоит 400-450 рупий. Но лучше ехать на атобусе, в нем хоть какие-то рессоры есть, потому что дорога жуткая. Автобусы ходят начитая с утра каждый час, последний в 6 вечера.
Вход стоит 250 рупий или 5 баксов, за фотик платить не нужно, билет на видео стоит кажется 25. Территория ухоженная, цветы и газоны, есть даже подземный туалет.
Все здешние храмы принадлежат шиваитский традиции, у каждого храма стоит полис и щит с кратким описанием.
Все храмы разные, но у всех окна с каменными (!!!) резными решетками. Здесь все сделано из камня.
В последнем храме по левой стороне, состоящем из резных колонн, скульптурное изображение Нанди из черного камня. Очевидно изображением современное, да и храм действующий. На колоннах застыли резные пары в игривых позах. На крылечке сидит женщина, видимо из местных браминов, кормит грудью девочку, которая уже сама ходит. Она совсем не говорит по- английски, но очень приветлива и с интересом следит за нами глазами.

Самый дальний от входа - Вирупакша, самый большой храм посвященный Шиве, и пожалуй самый красивый.. На входе встречаю Инну с округлившимися глазами. "Там так страшно! Там наверное жертвы приносят! Там в нише... ужас!"
Внутри много скульптуры, колонны украшены резьбой, изображающей некие сцены. Фотографирую, приходит местный пуджари, увидевший, что я кладу денюжку. Ведет меня в алтарь, зажигает светильник, дает рис и цветы.
Вокруг алтаря широкий каменный корридор, первый круг, второй... в голове становится тихо, тело становится легким, а воздух упругим... пытаюсь понять какой круг прохожу, на этом и останавливаюсь.
Солнечный свет слепящими клоками торчит из каменных окон, но в храме полумрак и тишина.
Слева от алтарной части ниша со скульптурным изображением Деви. Скульптура в тени, но почему-то серебрится. У Матери много рук, стоит на трупе, как обычно, черепа... Как-то раз моя гуру по раджа йоге сказала нам, что Кали головы демонам сворачивает... из жалости.
Фигура Богини не похожа на те, что я видела ранее. Ноги и таз тяжелые, мощные, в них сила самой земли. Множество рук делают фигуру динамичной и воздушной, как крылья бабочку. Торс изящен, изгибы очень нежны и женственны, точнее это сама женственность. А голова повернутое немного вправо и вверх. Прекрасное женское лицо, со взглядом обращенным одновременно ввысь и внутрь, немного задумчивое, нежное, спокойное, тоскующее... парящее над руками, мечами, факелами, черепами... миром... лицо Божественной Матери, вмещающее все лики... наполненное любовью и состраданием ко всем своим неразумным детям...

Остальные женские головы, как и часть мужских, обезображены, мусульманами как говорят.
За оградой в деревеньке стоит каменная колесница, довольно высокая, по праздникам ее украшают цветами. В паре километров по дороге из Паттадакала есть небольшой джайнский храм со слонами у входа. Можно залезть на его крышу, оттуда все окрестности как на ладони.
К сожалению в Айхоле не поехали, боялись застрять и опоздать на самолет.

Возвращаться в Гоа пришлось на перекладных. Первый автобус довез нас до Гадага, городок нам понравился, очень спокойный и чистенький. Поели в ресторанчике не далеко от станции, 2 порции пури и 1 досы с 2 бутылками воды и 3 чашками лемон-джинджер-ти обошлись нам в ....68, 5 рупий.

Белых здесь не бывает, и народ проявлял к нам не только внимание, но и максимальную предупредительность. Вышла покурить, пока готовилась еда, соседний торговец увидел биди. Говорить по-аглицки не может, тычет на биди, улыбается и лопочет по-своему. Я его угостила. Через пару минут на меня налетела толпа таксистов, я один раз сказала, что такси не нужно, второй... на третий торговец, куривший мою биди, закричал на них и разогнал их руками.

Что неприятно поразило - количество пьяных индийцев, несколько человек ехали с нами в автобусе.
Автобус в Панаджи должен был отчалить в 8.30, уехали мы в 9.30.
Расписания в Карнатаке на языке каннада, английских слов не встречается вообще. Сидим на станции, Инна, которая была уверена, что по английски не говорит, видит нечто, похожее на расписание, уходит-возвращается: "Черт, ни одного слова по-нашему!"
Автобус хоть и дальний междугороний, но как обычный рейсовый, пока ехали отбили себе все внутренности. Так что не наступайте на эти грабли, берите машину или езжайте на поезде. Поезда из Бадами в Панаджи ездят в раза в неделю, по вторникам и субботам.

Время путешествия: 
весна 2005
Автор и\или источник публикации: 
achadidi


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
этн_графия: