Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Бронзовая скульптура южной Индии

Путешествие по округу Танджавур, штат Тамилнад, что на юге Индии, оставляет богатые впечатления у туристов. Куда ни посмотришь — везде изобилие зеленых рисовых полей, кокосовых пальм, платанов и благоухающих кустов жасмина Своими незабываемыми впечатлениями туристы обязаны правителям династии Чола, которые более тысячи лет назад уделяли особое внимание развитию сельского хозяйства. При них были прорыты многочисленные оросительные каналы, исследована вся территория страны и плодородные земли классифицированы в соответствии с тем, что произрастает на них. Они основывали поселения ремесленников и торговцев, покровительствовали более активным и демократическим формам деревенской администрации, что и сделало этот район тем, что он есть сегодня. Через каждые несколько миль встречаются величественные храмы и водоемы, часто относящиеся к VI—VII вв. н э. Именно в древних храмах можно увидеть тысячи металлических статуй богов и богинь, которых обожествляли и которым поклонялись веками, а также портреты правителей и правительниц страны и знатных людей, внесших вклад в развитие духовной жизни народа. К настоящему времени собрано уже более тридцати тысяч произведений искусства и такое же количество необходимо еще разыскать. Бронзовые изделия эпохи Чола выделяются своим завораживающим очарованием, пропорциональностью и выразительностью форм.

Правители династии Чола упоминаются в древнейших хрониках. В тамильской классической литературе, так называемой литературе Сангам, встречаются многочисленные упоминания об этой династии и ее милостивом правлении. После эпохи Сангам (Шв до н.э.-II в. н.э.) династия Чола уходит с исторической сцены. Вновь упоминание о ней встречается уже около 850 г., как об одной из наиболее могущественных и просвещенных династий, которые когда-либо правили в Индии. Владычество Чола продолжалось более четырехсот лет, временами они завоевывали земли вплоть до Бен-галии на севере, а также распространяли свое владычество на Малайзию, Сингапур, Суматру, Яву и другие территории, входившие в империю Шри Виджая. Столицей правителей Чола был город Танджавур (называемый также Танджор), позднее, около 1020 года, ею стал Гангайкондачолапурам. Среди прославленных императоров династии Чола особо следует упомянуть следующих: Виджаялая Чола (850-875), Адитья (875-906), Парантака (906-956), Раджараджа I Чола, Великий (985-1014) и Кулоттунга I (1075-1125). Захваченные подъемом религиозного движения шиваитов (найанмары) и вишнуитов (альвары) (VI—IX вв.), прокатившимся по всей стране, Чола не только реконструировали и расширили несколько сотен уже существовавших храмов и построили сотни новых, но и учредили новые культы и праздники, поддерживая их щедрыми дарами. Поэзия, искусство, музыка и танец достигли в это время вершины совершенства, и потому эта эпоха называется золотым веком Чола. Бронзовые изделия Чола, высоко ценимые сегодня во всем мире как выдающиеся произведения искусства, ярко отражают характер этой эпохи.

До установления власти Чола страной тамилов правили две основные династии - Паллавы на севере и Панди на юге. Паллавы, чьей столицей был город Канчипурам (III IX вв.) , слыли покровителями искусства. Свидетельством тому прославленные памятники каменного зодчества в Мамаллапу-раме и очаровательные храмовые скульптуры в Канчипураме. Ко времени правления Паллавов относится и творчество знаменитых шиваитских святых Аппара, Самбандара (VII в.) и Сундарара (VIII в.). Они сложили религиозные гимны Теварам, которые соответствуют числу храмовых празднеств, проводимых в течение всего года. Эти гимны также указывают на широкое распространение весьма сложных форм религиозного поклонения, в соответствии с ритуальными трактатами, называемыми агамами или тантрами.

Священные книги — иные из них были созданы еще до нашей эры — предписывают проведение ежедневных, ежегодных и специальных ритуальных празднеств, называемых соответственно ни-тья, наймиттика и камья. Во время праздника предписывалось совершать жертвоприношение металлическому изображению божества, которое выносится из храма в ходе процессии. В то время как основная храмовая скульптура (ачала) , выполненная из камня, а иногда из дерева или лепнины, постоянно установлена в святилище и не подлежит перемещению, праздничные статуи сделаны из металла специально для шествий и называются "чала бимба", т. е. "движимые". Продолжительность празднеств — один, три, пять, семь, девять, одиннадцать, двенадцать, четырнадцать или пятнадцать дней. Большие ежегодные праздники длятся девять и более дней. Каждый день в ходе шествия выносится изображение того или иного божества. Агамы дают описание, определяют пропорции и технику изготовления статуи в целом. Учитывая возможность использования различных материалов, они указывают на необходимость применения соответствующей техники. Тексты оговаривают возможные комбинации пропорций в зависимости от изображаемого божества. Считалось, что при их нарушении несчастье падет на деревню или страну, правителя или жертвователя. На каждой стадии изготовления статуи, начиная с заготовки материала и вплоть до заключительного ритуала освящения, совершаются определенные обряды, сопровождаемые пением священных гимнов. В качестве подходящих металлов для отливки изображения божества, предписывается золото, серебро или медь. Статуя отливается отдельно от основания, а затем устанавливается на него в ходе обряда освящения. Другой важный обряд в освящении металлических статуй называется "найанонмилана" (т.е. обведение контура глаз и зрачка). Свидетельством божественности статуи является ореол, или прабха.

Согласно тамильской традиции, все металлические статуи выполняются цельнолитыми, кроме оснований, которые отливаются полыми. Из ранних текстов, и особенно сделанных в эпоху Чола, следует, что для изготовления скульптур использовалось золото, серебро или медь. Однако начиная где-то с XVI в. стали добавлять и другие металлы. Этот сплав получил название панча-лоха — пять металлов. Металлические изображения отливаются по выплавляемым моделям.

Лингапурана, один из ранних пуранических текстов, датируемый IV в., описывает некоторые религиозные ритуалы врать1, которые следует соблюдать в определенные дни года. Кульминацией этих ритуалов становится совершение верующим жертвоприношения металлическому изображению божества в местном храме. Называются изображения бога Шивы с супругой Умой в его различных воплощениях, таких, как Вришавахана, Умамахешвара, Сомасканда, Лингодбхава, Кальянасундара, а также изображение Шивы, восседающего на горе Меру. Считается, что подобные жертвоприношения приносят богатство и процветание в жизни и, как конечный результат, полное освобождение от смены рождений и смертей.

Количество бронзовых изделий, приписываемых эпохе Паллавов, ограничено, однако эти статуи отличаются высокими достоинствами. Самым замечательным изделием из бронзы эпохи Паллавов является изображение Сомасканды-Шивы из деревни Тиравалангаду, округ Танджавур, находящееся сейчас в Государственном музее в Мадрасе. Величественная фигура Шивы и утонченная — Умы свидетельствуют о высоком уровне искусства литья. Мягкие линии, совершенство пропорций и превосходная композиция говорят о том, что это работа зрелого мастера. Две статуи танцующего Шивы и изображение Шивы в образе Вишапахараны из Килаппуданура, округ Танджавур, относятся к VIII в. Внушительный поворот головы, гордая осанка, широкие и высокие плечи, рельефные поясные украшения и орнаменты являются некоторыми из основных отличительных черт металлической скульптуры этого периода. Вишну из Тирунейппера — классический образец металлического литья Паллавов в VIII в.

Мы уже упоминали о знаменитом буддистском поселении Кавериппумпаттинаме, расположенном устье реки Кавери. Археологические раскопки показали, что город возник еще до нашей эры. Это был крупный морской порт, центр международной торговли, упоминаемый в трудах классических географов, таких, как Птолемей и Плиний. Это поселение, где при раскопках были обнаружены руины храма и монастыря, с древних времен являлось важным центром буддизма. Здесь жили и создавали религиозные произведения многие знаменитые буддистские монахи. Город привлекал многочисленных паломников из североиндийских буддистских центров. В двадцати пяти милях к югу отсюда находится другой важный порт, Нагапаттинам. В первой четверти VII в. китайский император, получив разрешение от тогдашнего правителя династии Паллавов Нарасимхавармана II, построил в Нагапаттинаме храм и монастырь для китайских паломников. Паллавское искусство металлического литья, процветавшее в этом районе, заимствовало некоторые черты художественных форм и техники изготовления, характерные для буддистских центров севера Индии и Дальнего Востока. Прекрасное изображение Боддхисатвы Майтрейи из позолоченной меди было найдено около ста лет назад на том самом месте в Кавериппумпаттинаме, где сейчас раскопана вихара. В выразительности и узоре украшений прослеживается северное влияние. Эта статуя, датируемая VIII в., является жемчужиной буддистского искусства того периода и единственным произведением подобного рода в Индии. В Нагапаттинаме было обнаружено более ста буддистских изделий из бронзы. Некоторые из них, такие, как Симханада, поднимаются до высокого уровня литья эпохи Паллавов VIII в.

IX в. стал свидетелем новых достижений в искусстве бронзового литья. Власть Паллавов над районом Танджавура слабела, но их искусство уже утвердилось, и в дальнейшем оно продолжало развиваться в русле традиции Паллавов. Несколько изделий из бронзы, которые можно датировать первой половиной IX в., такие, как Умамахешвара из Паттамаиятама, Трипурантака из Куллаппаду, Натеша из Кодиккаду и статуя Умы, находящаяся сейчас в храме в Килайуре, несут отпечаток традиции Паллавов. Тяготеющее к квадрату лицо, высокие плечи, форма тела и украшений близки к каменной скульптуре той эпохи.

К 850 году на исторической арене вновь появляется империя Чола, которая постепенно начинает вытеснять династии Паллавов на севере и Пандиев на юге, в результате чего через пятьдесят лет весь Тамилнад попадает под ее власть. Знаменитый правитель Адитьячола построил на берегах реки Кавери более ста каменных храмов, многие из которых сохранились до наших дней. С помощью надписей удалось точно определить время создания этих храмов и хранящихся в них скульптур. Эти скульптуры настолько изящны, что их выделяют в особую школу Адитья. Наиболее известным примером является храм Нагешвара в Кумбаконаме. Среди отличительных особенностей этой школы - более округлые черты лица, удлиненная форма тела, гибкая и свободная поза, проникновенная реалистичность, значительно превосходящая более ранние скульптуры. И вместе с тем это не резкий и неожиданный скачок, а постепенный переход. Интересно, что именно к этому переходному периоду Паллава — Чола относят и превосходную металлическую статую Кальянасундара Шивы из Вадаккалаттура, округ Танджавур.

Величественный и привлекательный Шива, держащий руку робкой и нежной Парвати, является работой настоящего мастера, вызывающей у зрителя высшее чувство эстетического наслаждения. Это — не имеющая себе равных работа южноиндийского художника, в которой детали одежды и украшений второстепенны и подчеркивают красоту человеческого тела. Одного этого уже достаточно, чтобы поразить зрителя, но самое незабываемое впечатление оставляет выражение лица, богатство экспрессии, то, что поэты на санскрите определяли как бхава. Это само поэтическое совершенство в металле. И это ближе традиции Паллавов, нежели Чола. Рядом с деревней Вадаккалаттур расположилась другая деревня, Килайур. В ней были обнаружены еще несколько бронзовых изделий аналогичного типа и качества. Среди них заслуживают упоминания статуя Шивы, находящаяся сейчас в художественной галерее Танджавура, и изображения Субраманьи и богини Кали, являющиеся объектом поклонения. Предположительно, они были выполнены тем же мастером, что и Кальянасундара. Учитывая их индивидуальные особенности и характер, мы можем назвать их вадаккалаттурской школой бронзы.

Бронзовые фигуры школы Адитья высоко ценимы исследователями, которые отмечают в них заметное влияние традиции Чола. Среди них особого упоминания заслуживает танцующий Шива из Наллура, округ Танджавур, до сих пор являющийся объектом религиозного поклонения. Статуя интересна не только благодаря своим художественным достоинствам, но и высокому мастерству техники литья. Это фигура восьмирукого танцующего Шивы, Шива, опираясь правой ступней на голову карлика, танцует подняв левую ногу Его восемь рук движутся в грациозном ритме. Лицо, слегка обращенное вверх, полно величественности. Вся цельнолитая фигура искусно держится на одной точке опоры. Удивительно мастерство художника, сумевшего придать такую легкость и уравновешенность этой сложной композиции. Эта статуя, благодаря сочетанию ее великолепных художественных достоинств и технического совершенства, являет собой веху в традиционной технике литья. Статуя Натараджа и его супруги Шиваками из Вадаккалат-тура также принадлежит этому периоду. Об этом образе мы скажем позже.

Недавно были сделаны новые интересные находки. В этом отношении следует особо остановиться на четырех бронзовых фигурах. Прелестная бронзовая Парвати, статуя в одной из своих канонических поз (в настоящее время — культовый объект в храме в Тируваруре) , является наиболее выдающейся находкой последнего времени. Богиня стоит рядом со служанкой, держащей в руках ребенка. Парвати положила руку на голову девушки. Мягкие контуры тела, низкий головной убор, широкое ожерелье, простое поясное украшение и цепь, спадающая на правое колено, — все это создает неповторимый образ. Пьедестал в виде цветка лотоса решен весьма нетрадиционно' лепестки цветка направлены вниз. Очаровательное лицо напоминает Парвати из Вадаккалаттура, где она изображена вместе с Шивой. Золотисто-медный цвет этой статуи придает ей особую мягкость. И хотя по форме скульптура выдержана в традиции Чола, можно предположить влияние извне, вероятно, культуры Дальнего Востока. Эта статуя была создана около 880 года, т е. в эпоху Адитья, и может считаться классической работой этого периода. Две другие бронзовые фигуры, также представляющих Парвати в образе Тани Амман, одна в храме Кайарохана в Нагапаттинаме, а другая в Сиккале, продолжают эту традицию. Города расположены совсем недалеко друг от друга, что позволяет предположить, что произведения были выполнены одним мастером В то время, как в фигуре из Тируварура явно прослеживается внешнее влияние, две другие ограничиваются местными средствами выражения. И хотя на статуе из Сиккала заметны следы реставрации, их надо признать мастерскими произведениями искусства. В этот список необходимо добавить Сомасканду — образ Шивы, сидящего с супругой и сыном Скандой, — находящегося в том же храме. Это скульптура позднего периода Адитья. Поза Парвати и ребенка и величественность Шивы создают еще одно классическое произведение.

Х в. открывается тонко вылепленной статуей Шиваками-Парвати из Карайвирама. Хорошо сохранилась фигура танцующего Шивы, которая впечатляет значительными размерами и своими пропорциями. Она точно датирована (917 г.) , указано имя правителя — Парантака Чола, год его вступления на престол, а также имя человека, создавшего эту статую по заказу правителя. Это весьма характерно для посвятительных надписей, помогающих нам в датировке изделий из бронзы.

В каменной надписи, обнаруженной на стене храма, видно, что первое упоминание о металлической статуе Куттаппирана, т. е. Натараджи, или танцующего Шивы, относится ко времени Парантака Чола (первая половина Х в.) . Было выдвинуто две теории. Первая говорит о том, что образ танцующего Шивы с поднятой левой ногой, держащего маленький барабан и огонь в руках второго плана, сложившего правую руку переднего плана в позу абхайа, левую-откинув; со спутанными волосами и прабхой, окружающей всю фигуру, т. е. тот образ, который нам сейчас известен как Натараджа, был создан во времена Чола. Вторая теория утверждает, что он появился именно в период правления императора Парантака. Первое предположение, т. е. что этот образ был создан в эпоху Чола, кажется хорошо обоснованным. Хотя известны и более ранние скульптуры танцующего Шивы, этот вид впервые появился только в эпоху Чола. Но он не мог полностью сложиться во времена Парантаки. Этот образ — кульминация религиозного движения шиваитов. Разъяснение философского смысла этого образа можно найти уже в религиозных гимнах Товарам, но кажется, что сам образ — называемый ананда тандава, или танец блаженства, — приобрел законченную форму лишь к концу IX в. Как только его красота и ритм стали общепризнанны, этот образ стал всеобщим, священным для всех шиваитских храмов Тамилнада. Написано много работ о силе и грации этого замечательного образа. Достаточно сказать, что это величайший вклад эпохи Чола в искусство.

Изображение Вишну из Вадаккалаттура (где находится и знаменитый Кальянасундара) , датируемое периодом правления Парантаки, публикуется впервые. Количество бронзовых изделий этого периода очень велико. Некоторые из наиболее выдающихся изображают Раму, Лакшмана, Ситу и Ханумана из эпоса "Рамаяна" (например, относящиеся к этому периоду скульптурные группы из Вадаккуппанайура, Тируччерая, Паруттийура). Другой важной чертой этого периода является канонизация изображений в металле шиваитских и вишнуитских святых. С этого времени начинают появляться и подписанные металлические статуи. Святой Сундарамурти женился на танцовщице по имени Параваи из храма в Тируваруре, которую вслед за святым также стали обожествлять. Позже ее изображения начали появляться рядом с изображениями Сундарамурти. Наиболее выдающаяся скульптура прекрасной танцовщицы находится в настоящее время в храме Натараджи в Чидамбараме. Аналогичная фигура Параваи, изящное произведение искусства, в настоящее время находящееся в храме Кайарохана в Нагапаттинаме, публикуется здесь.

Последняя четверть Х в. отмечена двумя выдающимися личностями, оставившими после себя монументальные фигуры из бронзы. Первая из них — знаменитая правительница из династии Чола, Сем-биянмахадеви, и вторая — величайший из императоров Чола, Раджараджа I. Оба правителя были верующими шиваитами. Сембиянмахадеви провела большую часть жизни, объезжая храмы, упоминаемые в священных шиваитских гимнах. Куда бы ни лежал ее путь, она повсюду восстанавливала храмы, жертвовала им земли и учреждала новые культы, дарила золото, серебряные сосуды и драгоценные камни. В письменных источниках зафиксировано освящение этой благочестивой правительницей статуй из золота, серебра и меди. Многие статуи, сделанные по ее повелению, сегодня датированы при помощи надписей. Бронзовые фигуры, в настоящее время находящиеся в храме Тирунал-лур Удайяр в Конерираджапураме, являются классическими образцами изделий ее школы. Сам храм был перестроен этой правительницей Чола около 970 года в память об ее муже Гандарадитья, который также был верующим шиваитом Здесь он изображен в камне, поклоняющимся храмовому божеству. Ранний Натараджа (около 960 г.) из этого храма, вероятно, оказал влияние на более поздние бронзовые статуи периода Сембиянмахадеви, находящиеся здесь же Фигура Трипурантака Шивы с супругой, именуемая Трипуравиданая, была по жертвована ею, как и Вришавахана, т е фигура Шивы, стоящего рядом со своим буйволом. Эти две прекрасные статуи отличают тонкие и удлиненные формы, изящные позы (именуемые в трактатах о скульптуре двибанга или трибанга), рельефность украшений и орнамента и несколько усиленная мягкость линий, характерные для работ периода Сембиянмахадеви Впечатляют размеры фигур Вришаваханы, Шивы и буйвола Все творчество этой школы пронизывает чувственное отношение художника к жизни Несколько схожих по исполнению изделий из бронзы обнаружены в других храмах, которые посещала правительница Статуя Натараджи из Сиккила выполнена в классической манере Сембиянмахадеви Можно предположить, что правительница Чола поручала отливку ряда ста туй одному и тому же мастеру Работы этого придворного мастера выделяются своей особой формой и выразительностью.

Раджараджа I Чола, Великий, взошел на трон в 985 году и правил страной на протяжении почти тридцати лет до 1014 года. Прекрасно овладев искусством управления государством, он своими завоевательными походами, административными реформами и организационными способностями обеспечил империи Чола ведущее положение на юге Индии. Он был также тонким ценителем изобразительного искусства, музыки, танца и поэзии. Его указы написаны прекрасным поэтическим языком. О его административном таланте говорят надписи в Танджавуре, где он воздвиг из камня величайший храм, когда-либо построенный в Индии, высотой более двухсот футов. Он назвал его Раджараджешварам, и на его стенах были высечены списки даров, преподнесенных им храму, имена его жен и военачальников. Эти тексты на камне подробно описывают царские храмы Чола, количество их персонала, подаренные им земли и богатства, главное божество храма и так далее. Надписи рассказывают нам о том, что Раджараджа назначил для богослужения в храме пятьдесят певцов — исполнителей религиозных гимнов Товарам, более шестидесяти пяти музыкантов и четырехсот танцовщиц. В списки занесены все подарки храму, вплоть до маленькой ложки, при этом указаны их размеры, вес и стоимость. Также обстоятельно перечислены более восьмидесяти бронзовых статуй, установленных в храме и освященных самим правителем и его приближенными. Поражает количество драгоценных камней, использованных для украшения скульптур, бриллианты, рубины, изумруды и жемчуг, в каждом отдельном случае историк подчеркивает личные указания великого императора, ибо, несмотря на многочисленные победы и царскую власть, он посвящал все свои достижения богу Шиве и считал себя его скромным слугой.

Из нескольких металлических статуй, указанных в этих списках, — кстати, их именуют "чеппу тирумени", т. е "медные изображения божества" — до наших дней дошла прекрасная статуя На-тараджи, любовно названная Адаваллан (обладающий способностью к танцу) . Эта царственная фигура — шедевр, интерпретирующий таинство движения бога в космосе. Ранние тамильские гимны описывают мягкий поворот лица в лирическом ритме танца, пленительную улыбку танцующего Шивы. Но эта статуя Натараджи по производимому впечатлению превзошла поэтическое очарование стихов. Это великое творение поражает зрителя, и неудивительно, что правитель Чола назвал в честь этого божества даже свою систему мер и весов.

То же совершенное владение формой и выразительными средствами, та же внутренняя мощь отличают группу бронзовых изделий из деревни Тиру-венкару. Выдающимся достижением является ставшая ныне знаменитой фигура Вришаваханы. Статуи Шивы и его супруги (1011—1012 гг.) считаются кульминацией искусства литья эпохи Чола. Трудно оторвать взгляд от нежных лиц фигур этой скульптурной группы с ее очаровывающей пластичностью. В ней представлены многие шедевры, некоторые из которых, такие, как Ардханаришвара, Бхикшатана и Кальянасундара, точно датированы.

И хотя часть из них была освящена через несколько лет после кончины великого правителя, они во многом схожи с Вришаваханой и несомненно принадлежат к школе Раджараджи.

Могущество армии и флота империи позволили его сыну и наследнику Раджендре I (1012-1044) достичь еще больших военных успехов. Его войска захватили долину Ганги. Дабы увековечить эту победу, он основал новую столицу империи, названную Гангайкондачолапурам, и построил в ней прекрасный храм. В этом величественном сооружении хранятся несколько бронзовых фигур времен правления Раджендры. Статуи Субраманьи, Сомасканды и Таниаммам являются лучшими образцами этого стиля, сохранившими многие черты классицизма эпохи Раджараджи.

Флот Раджендры завоевал заморские территории империи Шри Виджая (современные Малайзия, Ява, Суматра) . Во времена правления Раджараджи и Раджендры существовали активные контакты между королевством Шри Виджая и городом Нагапаттинам на Коромандельском побережье. Правитель Шри Виджаи построил в Нагапаттинаме храм и монастырь. Среди буддийских изделий из бронзы, обнаруженных при раскопках в Нагапаттинаме, некоторые несомненно дальневосточного происхождения.

Необходимо также упомянуть о том, что императрицы династии Чола, например Локамадеви, старшая супруга Раджараджи, покровительствовали искусству изготовления металлических статуй. Локамадеви не только преподнесла в дар храму несколько металлических изображений божества, но и воздвигла храм в Тируваяру со множеством металлических статуй и назначила нескольких придворных дам осуществлять контроль за руководством этим храмом и за пожертвованиями ему. Начиная с этого времени во многих храмах стали освящать множество металлических изображений шиваитских святых и вишнуитских аватар и организовывать в их память храмовые праздники. Также в это время начинают появляться выполненные в металле изображения правителей страны и их супруг, возносящих молитву божеству.

К концу XI века изготавливается все больше и больше металлических скульптур, но параллельно с ростом количества произведений происходит постепенное снижение их художественных достоинств. Но все же некоторые из них сохранили черты классического величия. Прекрасный образец "Шива, обнимающий свою супругу" — находится в Тирупаллимуккудале, округ Танджавур. Он схож с фигурой Шивы, названной Трипурантака, датируемой временем правления Кулоттунги I (около 110 г.). Великий храм Чола, построенный в Трибхуванаме, около Кумбаконама, был возведен по указу Кулоттунги III (около 1200 г.) . В нем сохранились некоторые из бронзовых статуй, некогда освященных этим монархом. Их изображения впервые публикуются в этой книге. Тысячи изделий из бронзы появились после окончания правления династии Чола в 1275 году, но им уже недостает высокого качества литья и эмоционального содержания.

Следует помнить о том, что бронзовые статуи эпохи Чола не были результатом крупномасштабного производства, ориентированного на рынок. Они предназначались исключительно для культовых целей. Каждая скульптура создавалась отдельно на территории храма под пение священных гимнов, становясь таким образом освященным изображением божества, чья духовная сила вызывала ответное чувство в сердцах миллионов верующих на протяжении многих веков. Мы можем рассматривать их как отдельные произведения искусства, внушающие благоговение; их главная притягательная сила состоит в монументальной одухотворенности. Находящиеся в храме, наполненном звуками религиозных гимнов, убранные драгоценностями и украшениями, в окружении верующих, они являют собой олицетворение величия.

Автор и источник публикации: 

Др. Р. Нагасвами

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 0

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
е
ю
а
я
Ш
Е
Введите код без пробелов, учитывая регистр
Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников

register