Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Практический опыт 2

Практический опыт путешествия по маршруту Дели – Агра – Вриндаван – Каджурахо – Мамалапурам – Мадурай – Каньякумари –Ковалам – Тхируванантапурам – Дели с 26.02.2010 по 16.03.2010
Часть 2 - Южная Индия

Мамалапурам
Приехали в Ченнай почти в 21-00. В будке Prepaid taxi сказали, что до Мамалапурама сервис не предоставляют. Предложили на рикше доехать до какого-то места, а там уже искать такси до Мамалапурама. Рикша сказал, что нет смысла ехать до этого места, поскольку получается приличный крюк, и предложил услуги своего друга-таксиста.

Таксист стоял рядом с вокзалом. Начали торговаться с 1500 рупий. Сторговались на 1200 рупий (по путеводителям 950 рупий, но было уже темно и довольно позднее время, так что цена показалась мне приемлемой). Подсунул таксисту бумажку и ручку и тот собственноручно написал цену. Ехали два часа. Таксист плохо знал дорогу, постоянно останавливался и спрашивал, как проехать. В Мамалапурам приехали почти в полночь. Из отелей, значившихся в моем списке, смогли найти только Рама Кришна Лодж. 400 рупий за сутки. Отель ужасный, крошечный номер с удобствами без горячей воды. Дребезжащий вентилятор. Невероятно жарко и душно. Воздух не проходит в открытые окна через москитные сетки. Но было уже поздно и устали невероятно, всего два свободных номера, и … Короче говоря, решили остаться на ночь. Таксист начал требовать доплатить еще 100 рупий. Показали ему бумажку с ценой, забрали сумки и, не обращая внимание на его возгласы, пошли в номер.
С утра пораньше провели разведку местности и заодно нашли другой отель. Siva Guest House, #2, Othavadai Cross Street, Mamallapuram, 603104, Tamil Nadu, South India, tel. 044 27443534, sivaguesthouse@hotmail.com, www. sivaguesthouse.com. Тихий чистый номер со сплит кондиционером, приватными удобствами, горячей водой и телевизором, с видом на храм и полоску океана стоил нам 1200 рупий. Это было совсем другое дело. На этой же улице было полно других симпатичных отелей. В Мамалапураме впервые после аэропорта пришлось менять доллары. До этого снимали с карточки в банкоматах. Очень было удобно. Самый лучший курс (45 рупий за доллар) был у частного менялы Мохамеда, который постоянно крутился на нашей улочке, и в обменке Prithvi Exchange не далеко от автостанции на улице East Raja St.
Еда была хорошей во всех ресторанах на нашей улочке. Отличную рыбу готовили в ресторане на пляже напротив ресторана «Сантана» и в ресторане «Голубой слон».
Между делом в одном из бесчисленных турфирмочек заказали себе такси до Ченгалпату, откуда у нас был поезд до Мадурая. Такси стоило 400 рупий. Еще 50 рупий чаевых выклянчил себе водила. Расстояние в тридцать с небольшим километров проехали примерно за час. Прибыли на вокзал за пару часов до отправления поезда. Вокзал был небольшим и по индийским меркам безлюдным. Никаких электронных табло. С трудом нашел информацию о нашем поезде, написанную от руки на пластиковом щите в здании вокзала. Пришлось приставать к начальнику станции. Тот сказал наш номер платформы. А когда я спросил, где на станции туалет, начальник достал ключи и специально для нас открыл запертый зал ожидания, оставил нам ключ и попросил потом ключ вернуть ему. Каким туалетом пользовались все остальные пассажиры осталось загадкой. Перешли на нашу платформу. Осталось выяснить место, на котором остановится наш вагон. Пристали к полицейским, дежурившим на нашей платформе. Те согнали какого-то бомжа со скамейки и усадили нас. Потом полицейские куда-то ходили, разговаривали с кем-то по рации и сказали, что наш вагон остановится прямо напротив нашей скамейки. Полицейские не подвели и вагон прибыл точно на это место.

Мадурай
Поезд опоздал на час. Было примерно шесть утра. Минут за пять дошли от вокзала до отеля, в котором планировали остановиться. T.M.Lodge, 50, West Perumal Maistry Street, Madurai, 625001. Номер с оконным кондиционером, горячей водой, приватными удобствами, телевизором обошелся нам в 880 рупий за сутки. Было шумно от оконного кондиционера и соседнего ресторана, но нам нужно было прожить всего до часу ночи, поскольку в 2 часа ночи уже выезжали на Каньякумари.
Вечером, гуляя вокруг храма Минакши, испытали на себе еще один трюк индийских торговцев. К нам подошел мужик и сказал, что через пять минут на крыше храма будет происходить какой-то ритуал, который бывает только раз в полгода. И что мы можем совершенно бесплатно посмотреть на ритуал с обзорной площадки, которая находится на крыше его магазина. На крыше магазина действительно была обзорная площадка с видом на храм Минакши, но ритуала никакого не было. Пока спускались с площадки, на каждом этаже нас приглашали посмотреть на товары в магазине. Очень впечатлили умопомрачительные шелковые ковры, но неприятный осадок остался.
Питались в кондиционированном ресторане отеля Supreme, который был неподалеку от нашего отеля. Рис с овощами оказался очень острым, решили больше не рисковать и заказали еще и plain rice. Несъедобный рис нам в счет не включили.
После короткого отдыха в час ночи снова на знакомый вокзал. Информационные табло не работали. Пришлось снова обращаться к сотрудникам станции. В этот раз наша позиция оказалась не такой точной, но до вагона добежать успели. Правда, не все. Какой-то богатенький индусский дедушка с несколькими чемоданами добежать не успел и остался в Мадурае.

Каньякумари
Утром из окна поезда наблюдали рассвет на фоне старых гор и кокосовых пальм. Было очень красиво. По ошибке чуть не вышли не на своей станции. Все пассажиры вышли из вагона, и мы подумали, что конечная. К счастью вовремя спохватились и погрузились обратно. До Каньякумари было еще полчаса пути.
В Канькумари надписи “Stop” в тупиках ж/д пути красноречиво говорили о том, что мы на краю земли. 20 рупий за моторикшу звучали фантастикой. Заранее намеченных отелей в Каньякумари у нас не было, поэтому положились на рикшу. Тот провез нас по трем отелям на пятачке в районе отеля Sea View. Нам понравилось в отеле Manickam (North Car Street, Kanyakumari, 629702, Tamil Nadu, India, tel. 04652-246387, 246687, hotel_manickam@rediffmail.com). Номер с балконом и видом на костел и океан, сплит кондиционером, горячей водой, телевизором стоил 1100 рупий за сутки. Питались в ресторане соседнего отеля Maadhini. Неплохой ресторан с кондиционером на углу напротив Sea View, но там не такая приятная атмосфера.
После Каньякумари нам предстояло ехать в Ковалам. По моим расчетам на основании предыдущего опыта такси до Ковалама должно было стоить порядка 900 рупий. Но таксисты стояли насмерть на отметке 1100 рупий. Пришлось соглашаться.

Ковалам
Утром по прохладе переехали в Ковалам. На подъезде к маяку таксист остановился возле какого-то отельчика. За спартанскую комнату с оконным кондиционером просили 1100 рупий. Пошли смотреть дальше. Немного ниже к маяку Varma Beach Resort (Light House Road, Vizhinjam, Kovalam, tel. +91 471 2480478, vijayavarmasbeachresort@hotmail.com). Роскошный номер на третьем этаже с видом на океан и пляж со сплит системой стоил 2500 рупий. Спросили что-нибудь подешевле. Очень симпатичный номер этажом ниже с оконным кондиционером и видом на пляж стоил 2000 рупий. У отеля выход на закрытый очень красивый приватный пляж. На огромном пляже в окружении кокосовых пальм человек пять белых туристов и охрана. Красота отеля и пляжа подкупали, решили остаться. Вышли на пляж. Песок, чистая и теплая вода. Огромной океанской волной прибоя жену основательно протащило по песку, после чего интерес к пляжному отдыху пропал. На следующий день пошли искать отель с бассейном и переехали в соседний Travancore Palace Beach Resort (Light House Beach, Kovalam, Vizhinjam P.O., tel. +91 471 2481612, thetravancorepalace@gmail.com). За те же 2000 рупий получили огромный президентский по антуражу номер со сплит кондиционером, телевизором и т.д., и плавательным бассейном. Поскольку в огромном отеле были заселены от силы два-три номера, то бассейн был целый день в полном нашем распоряжении. Утро и вечер проводили в прогулках по набережной и пляжу, а самое жаркое время пересиживали в бассейне. Кстати в Варме мы были вообще единственными постояльцами.
Позже через дорогу от Вармы нашли еще одно неплохое место Sree Krishna Palace. Приятный большой номер с телевизором, холодильником, сплит кондиционером, горячей водой стоил 1100 рупий. Судя по всему, отель тоже стоял пустой. Но этот вариант нас не интересовал, поскольку был без бассейна.
Касательно отелей в Коваламе. К Light House Beach можно доехать на такси или тук-туке только до маяка или до противоположной оконечности пляжа. Дальше нужно идти пешком. Отелей великое множество, но все они сконцентрированы на пятачке за набережной, который пронизывают узенькие пешеходные проходы. Поэтому, самое правильное, если вас несколько человек оставить кого-нибудь с вещами, а кого-то отправить на поиск подходящего отеля (причем ходить можно очень долго). Затем уже тащить сумки в номер.
Еда в Коваламе в 2-3 раза дороже чем, например в Мамалапураме. Питались в ресторанах на набережной. Потом нашли забегаловку в глубине квартала между отелями. Там тот же ассортимент блюд стоил немного дешевле.
Ковалам оставил странное впечатление. Пустующие отели и рестораны, скучающие продавцы в безлюдных магазинчиках. Наверное, отсутствие клиентов все пытались компенсировать сумашедшими по индийским меркам ценами.
Разочаровавшись в Коваламе решили выехать в Тривандрум на день раньше запланированного. Разбалованные западными туристами авторикши брали за поездку в Тхируванантапурам 250 рупий.

Тируванантапурам
В заранее запланированном отеле Regency свободных номеров не было. Остановились в соседнем Manjalikulam Tourist Home (Thampanoor, Trivandrum-1). Улочка недалеко от ж/д и автостанций. Минут десять ходьбы. Номер с оконным кондиционером стоил 1150 рупий. Жаль, что не посмотрели еще номера в других отелях. Несмотря на фумигатор, ночью заедали комары, а шумный кондиционер не давал спать.
Попробовали еду в нескольких окрестных отелях, и пришли к выводу, что лучше всего питаться в ресторане отеля Regency.
Из достопримечательностей планировали посетить Padmanabha Swamy Temple и музейный комплекс. Храм закрыт для иностранцев и пришлось ограничиться осмотром гопура с улицы.
На территории музейного комплекса расположен зоопарк, Napier музей и арт-галлерея. Napier музей оказался закрытым на реконструкцию до конца марта и работы Николая Рериха посмотреть не удалось. Посетили только арт-галлерею и полюбовались очень красивым парком, на территории которого и расположен музейный комплекс.
Тук-тук до аэропорта стоил 150 рупий. На входе в доместик аэропорт (международный терминал по соседству с отдельным входом) нас встретил сотрудник компании Kingfisher. Отвез на досмотр наши вещи, за пару минут прошел регистрацию (с интернет-билетом все ОК) и получил посадочные талоны, сдал вещи в багаж и усадил нас ожидать посадку на самолет, за что и получил 100 рупий чаевых. Новенький 320 аэробус сделал промежуточную посадку в Бангалоре и продолжил свой путь до Дели. За сто с небольшим долларов перелететь всю Индию с таким уровнем сервиса казалось невероятным. Кстати, аэропорт в Тривандруме отличный.

Дели
Прилетели в доместик аэропорт, получили багаж. Подошли к стойке Inter-terminal transfer. Девушка за стойкой, что-то записала в тетрадку, выдала нам формы departure card для последующего заполнения и предъявления на паспортном контроле при посадке на самолет и направила нас дверям, через которые происходила посадка на автобус до международного терминала. Перед дверью полицейский проверял билеты на международный рейс и пропускал на автобус. Билеты русской пары, стоявшей перед нами, ему не понравились, и полицейский послал их искать такси. Мы благополучно погрузили сумки в автобус и под охраной полицейских с автоматами двинулись, петляя вдоль ограды аэропорта, к международному терминалу. Дольше снова утомительный бесконечный перелет и ничего особенного, кроме сломанной индийским полицейским при досмотре кредитной карты, задержанного на час вылета из Дели и чая с бутербродами в Шереметьево за 30 долларов.

Работа над ошибками.
Думаю, что было правильно взять билеты заблаговременно за три месяца до вылета по первоначальной схеме: лететь Air Arabia до Джайпура, а обратно той же Air Arabia из Тхируванантапурама. Расходы получились бы такими же (не нужно было бы лететь через всю Индию в Дели на обратном пути), а перелеты были бы гораздо менее утомительными. Да и от аэрофлотовского сервиса просто тошнит.
Также нужно было после прилета остаться в Дели на сутки и хорошенько отоспаться и отдохнуть, а не ехать сразу в Агру. Уж слишком это тяжело физически.
Так же более тщательно нужно подбирать время поездки. Если в конце февраля в Дели была относительно комфортная температура, то в Агре и Каджурахо было уже очень жарко днем, но по ночам еще относительно прохладно. Дальше в Южной Индии без кондиционера в номере мы уже не выживали. А номера без кондиционера значительно (вдвое) дешевле. Точно пока не смотрел, но думаю нужно было выезжать или в начале или в середине февраля. Архив температур по городам Индии можно посмотреть здесь www.imd.gov.in.

Теоретически лучше не распыляться по всей Индии. Переезды занимают много времени и сил, и время приезда по погоде подобрать проще. Но это теоретически, поскольку посмотреть хочется всего побольше, да и когда еще выберешься в следующий раз тоже непонятно.

Оптимальное время пребывания в пунктах маршрута:
Вриндаван. Одного дня вполне достаточно.
Агра. Как минимум нужно два дня. Лучше три. Один день – Тадж Махал и Красный форт. На второй день нужно обязательно съездить на противоположный берег Ямуны, на то место где Шах Джахан планировал построить копию Тадж Махала из черного мрамора. А еще лучше приехать на это место ночью и полюбоваться Тадж Махалом при лунном свете, а потом там же встретить рассвет. Не пожалеете.
Еще один день можно потратить на осмотр остальных достопримечательностей – Сикандры, Бейби Таджа и т.д.
Каджурахо. Два дня оптимально.
Мамалапурам. Место отличное само по себе. Плюс его можно использовать как базу и выезжать на один или полдня, например в Канчипурам, пещеру Тигра и т.д.
Три дня нужно потратить на сам Мамалапурам. Еще день на Канчипурам. Несколько дней можно провести на пляже и просто отдохнуть. Пляж не такой красивый, как в Коваламе, но волна меньше и место гораздо приятнее во всех отношениях. Кстати, аэропорт Ченная тоже удобно использовать как точку въезда или выезда из Индии.
Мадурай. Один день.
Каньякумари. Два дня. Один день можно провести на островах, встретить рассвет и закат, а еще один день потратить на шопинг. Здесь хорошо накупить недорогих сувениров: ракушки, жемчуг …
Ковалам. Если и ехать, то на один день максимум. Красиво, но красота быстро приедается. А в остальном место на любителя.
Тхируванантапурам. Смотреть особо нечего. Лучше проскочить транзитом.

Время путешествия: 
26.02.2010 - 16.03.2010
Автор и\или источник публикации: 

Автор я - Олег Кнуренко.


Комментариев : 3

за инфо спасибо,

Инна аватар

буду знать, что вечером с такси проблемы бывают, мы днем спокойно из аэропорта Ченнаи до Мамаллапурама через прейпед брали за 1500 с кондером большую машину (5 чел с багажом). А вот от Вриндачалама до Чидамбарама, точно, вечером траблы были, хорошо , что локал-басы а некоторых местах почти целые сутки ходят.

Ссылка на India Meteorogical Department

anjagauri аватар

полезная ссылка, полезная инфа по ней. Анна, может следует ее в путеводитель добавить?

посмотрела,

achadidi аватар

посмотрела, вроде ничего, добавила в каталог

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
синхрониза_ия: