Самоучитель по Индии. Поездка на поезде
Обязательно перед поездкой выведите на экран ноута расписание со всеми станциями и сфоткайте его (даже если у вас планшет с симкой для интернета, связи попросту не будет полдороги). Даже если едете до конечной станции – будете хоть знать, насколько опаздываете…
Посадка на поезд
Названия станции пишутся в начале и в конце платформы на таких больших бетонных заборах обычно желтого цвета, стоящих поперек платформы, а на самой платформе – обычно в таких ромбиках синих или зеленых, по-моему, висящих на столбах… Через один на английском и на хинди. Ну и еще может быть на местном. Иногда на английском удается прочитать.
Названия поездов и откуда-куда, и номера – обычно пишутся на вагонах, часто на бегущих табло. Там иногда тоже может встречаться английский.
На крупных станциях обычно есть электронные табло на платформе – номер поезда, его название (в индии каждый поезд кроме номера имеет название, оно пожалуй даже более в ходу, чем номер, но вы лучше читайте и слушайте номер!) и возможно откуда куда, а на табло на платформе (их много) будет указано, где какой вагон остановится. Иногда на станциях помельче на платформе вместо табло могут быть просто написанные таблички с номерами вагонов (там могут быть и не номера вагонов, не все так просто, ниже опишу, если таблички – обязательно прочитайте). Если повезет, они будут соответствовать. Но будьте начеку! Вагоны общего класса (General) обычно прицепляются в начале и в конце состава, иногда – если поезд ориентированный на общий класс, например, не экспресс – то еще и в середине состава. По-моему, на табло общий класс пишется как G.
Фотографии и фотоинформация по ссылке
Слиппер – как S- с номером вагона. АС классы – соответственно, A3- A2- A1- с соответствующим номером вагона (вот была информация, что для всех АС нумерация сквозная, обозначается просто А-номер). Также нумеруется вагон и у вас в билете. В каждом классе своя собственная нумерация. Что есть какой класс напишу ниже. Чаще всего – повторяю, номера вагонов на табло соответствуют действительности с точностью до 40-50 метров. Говорят, что порой они, судя по всему, не от этого поезда.
Если поезд не проходящий и у вас не общий вагон – это не так уж страшно, что вы будете бегать с рюкзаком вдоль всего поезда и сядете в вагон в числе последних – место у вас в вагоне фиксированное, и вы сможете его себе потребовать. Это нормально, вы сядете на свое место, просто в слиппер классе рядом с вами примостятся еще и те, у кого вейтинг лист – или кто вообще без билета. Но они в любом случае примостятся. На ночь – расстелят газетку на полу и лягут там спать. Их иногда гоняет с газетки проводник, но я так понимаю, что это поутру, потому что пора вставать.
По правилам на день средние полки должны опускаться, иначе сидеть под ними почти невозможно. Так что если у вас средняя полка – днем полежать не удастся. На ночь они опять же должны подниматься, так что если у вас нижняя – придется скорее всего лечь спать или сидеть скорчившись. В ногах на нижней полке могут всю ночь сидеть те, из вейт-листа. Скорчившись. Кстати, полки широкие. Вполне можно положить рюкзак между собой и стенкой. Под голову лучше положить маленький рюкзачок с фотиком и еще чем-то ценным.
Как объясняют, если будут воровать, то скорее всего не большую вещь, а маленькую, так что носите его в сортир на себе (если вы едете в одиночку и нет надежных соседей). Ноут я в поезде обычно убираю в большой рюкзак – в поезде он не прыгает и не трясется. Но ни в коем случае не в автобусе!!! Там он в багажнике будет не только прыгать, на нем еще будут лежать всякие ящики, сумки и пара запасок. При этом на фотике надо иметь всю необходимую в поездке информацию – расписание, какие-то сфотканные записи, может быть страницы из путеводителя. Потом можно удалить.
Кстати, вещи – еще один момент, почему даже в слиппер класс (думаю, и в АС-3 тоже) лучше садиться в числе первых. Вещи укладываются под нижнюю полку, места там много, но вещей у индийских пассажиров, да и их самих, гораздо больше. Поэтому заскочив в купе первым (или к боковому месту), вы имеете шанс успеть запихать свой рюкзак (а если накупили барахла – то еще и большую сумку) под нижнюю полку. Имейте в виду, что полки очень широкие, так что даже длинный рюкзак можно запихать поперек. При этом его низ или верх вполне вероятно будет чуть выступать из-под полки, и на него соответственно будет литься чай, пепси-кола, соусы, масло, рассыпаться остатки жирной пищи – и размазываться по нему. Шелуха от орехов и семечек – это ничто. Поэтому если вы чрезмерно чистоплотны, возьмите что-то, чем его накрыть. Класть его вдоль полки – некоторое свинство по отношению к окружающим. И ничего не меняет. Потому что все равно все перечисленные жидкости и плывущая по ним жирная пища (опять же оставляя шелуху от орехов вне внимания) будут беспрепятственно затекать под него по полу. Но будучи прижат полкой, он скорее всего не всплывет и не будет унесен течением этих жидкостей в коридор. Именно поэтому рекомендую класть рюкзак на пол не спиной, а карманами. И потом пол просто грязный.
И старайтесь при укладывании вещей не загораживать проход крысам, иначе им придется прогрызать его.
Собственно, напоследок индийские пассажиры скорее всего приволокут приличных размеров ящик, который пролезет в проход вагона. Которые не пролезут – их сложат высоченной стопкой или несколькими в табмуре и перед дверями в сортир. Не пугайтесь, двери с сортир предусмотрительно открываются внутрь, так что есть шансы перелезть. При этом у меня сложилось впечатление, что индийцы странно использвуют задвижки на дверях сортира. На дверях есть поворачивающаяся задвижка, которую можно повернуть как снаружи, так и изнутри. И еще просто запор, как на обычной двери, изнутри. Я бы полагал, что поворачивающийся служит для закрывания двери снаружи, чтоб не болталась, и если он закрыт, то в туалете никого нет, а если кто-то есть, то он будет запираться на замок, который открыватеся только изнутри, а поворачивающийся не запирать. Но – или я что-то путаю – у индийцев свое мнение – и они закрываются внутри именно на поворачивающийся замок, а внутренним запором или задвижкой не пользуются. А выходя из туалета попросту оставляют дверь открытой… Ну или я чего не понял… Хотя скорее всего будет очередь, и вопроса свободен или занят сортир у вас не возникнет. Да, а приволоченный ящик, если повезет, удастся запихнуть в «купе» между полками, а если совсем повезет, то он даже будет ненамного выше самих полок. И тогда вы сможете сидеть на полке, вытянув на ящике ноги – если на него не наложат других сумок и ящиков. Только помните, что в Индии считается крайне оскорбительным касаться кого-либо ногой!!! Аккуратнее.
Да, тапочки-сандалеты перед сном (и вообще) стоит поаккуратнее куда-то запихать, иначе поутру вы одну из них или обе можете просто не найти даже обшарив весь вагон – по коридору все время кто-то ходит, иногда будут мыть или подметать пол и т.д. Кстати, на некоторых узловых станциях производится мытье сортира и тамбура (иногда и уборка пола во всем вагоне). (это не считая подметания пола в пути мальчиками-нищими). После этого обычно просят нескольких пассажиров записать фамилию и расписаться в ведомости, что уборка произведена хорошо. Моют действительно хорошо, водой под давлением. Впрочем, скорее всего и без вас найдется, кому расписаться. Но подпись иностранца будет им очень приятна, так что могут и попросить.
Фотографии и фотоинформация по ссылке:
Комментариев : 7
Какие вы удивительные вещи
Какие вы удивительные вещи пишите!
Широкие полки, на которые с рюкзаком?! Я вобщем особа не крупная, вполне себе субтильная, да и рюкзаки у меня не велики, но спать с 50-60 литровым бэкпэком на полке... гм... я ни разу таких широких полок не встречала ни в слипперах, ни в 2-3АС, в классе 1АС да, можно спать вдвоем, только ими мало кто ездит, они по цене самолета.
Что касается крыс... я ни разу не видела таковых! тараканы есть, правда, но они в у нас есть, они вообще везде, где есть еда и вода.
Вообще как то у вас страшно в поездах получилось, а зря. В Индии есть нормальные поезда с нормальными вагонами, относительно чистые, вполне себе ничего, никаких нищих и прочего, вопрос только в цене.
Думаю, что большая часть путешественников ценит деньги, но не дороже себя все таки...
да билеты в АС классы ощутимо дороже, чем в слиппер, равно как и экспрессы дороже пассажирских и почтовых, но это не значит что ими никто не ездит, и что в Индии их вовсе нет, а из вашего рассказа именно так и выходит :(
Что касается рюкзаков, есть такая простая вещь как чехол, часто рюкзаки комплектуются чехлами. Если на новый фирменный жаль денег можно самому сшить. Чехлы на рюкзаки здорово спасают в любом транспорте и вообще в переездах, и очень многие путешественники их используют, я в том числе.
Ну во всяком случае, полки
Ну во всяком случае, полки заметно шире российских. И если уж я лежал рядом со своим рюкзаком (не утверждаю, что удобно, но оказался на верхней боковой ближайшей к тамбуру, и все время шлялся народ - решил рюкзак положить с собой). Насчет каким классом ехать - не знаю, мне слиппером просто нравится. Там как-то, мне кажется, интереснее. Да и не нужен мне АС, там и окна не открыть, не выглянуть, что вокруг творится, по нему и разносчики так не бродят, а они тоже интересные. Наверное, в сильную жару поехал бы АС.
А насчет крысок-мышек - так они ж тоже везде. Что в отелях, что в поездах. Возможно, что с тараканами они взаимоисключаются, потому что крыски их могут просто съесть. Хотя в Индии все может быть - могут и сосуществовать. И они там не страшные, они там просто живут.
А в поездах вообще ничего страшного нет. Быстро удобно и интересно. Просто я АС не описываю, поскольку в них не ездил. Если привыкли в РФ ездить в СВ - тогда конечно надо брать в АС. Просто я не люблю, когда уровень услуг выше, чем мне необходимо. Правда, когда ниже - тоже не люблю. Но я так понимаю, что АС классы у вас уже подробно описаны. А SL и General - будет интересно и полезно. Например, на короткие расстояния общий класс однозначно удобнее - не привязаны к поезду. Вам же не приходит в голову поехать куда-нибудь в подмосковье в купейном вагоне скорого поезда. Зачем морочиться, если для этого существует электричка?
Да, а насчет чехлов для рюкзаков - я их и имел в виду. Только почему-то на мой даже самый большой чехол не налезает полностью... А шить лень.
Только чехол обычно надевается со стороны карманов, а самая актуальная часть - то, что к спине. А она как раз без чехла - на нее и положат в багажнике, как пить дать. И хвататься при погрузке-выгрузке в чехле неудобно. А вот то, что из-под полки в поезде торчит - обязательно чехлом накрывать надо. Я ведь без всякого трепа про пролитые чаи-соусы написал. Это ж Индия. Да я и сам так ем.
Я не измеряла ширину полок,
Я не измеряла ширину полок, но мне не кажется что в Индии полки шире, чем в России, утверждать наверняка можно только с линейкой в руках :)
Я никогда не ездила по России в СВ, только 1 раз заглянула. А вот в 1АС в ИНдии ездила 1 раз, в первую свою поездку, потом пользовалась только 2 или 3 АС. Вобщем то я тоже деньги не печатаю, а последние годы вообще безработная, так что переплачивать желания нет, но имхо на длинных ночных переездах стоит платить за АС, вы же платите не только за простыни и одеяла, но и за чистоту, отсутствие нищих, и прочее.
Что касается дженерал класса, то его использование ограничено, таких вагонов нет в быстрых поездах, которые ходят на большие дистанции, самый дешевый вариант в них - слипперы, а в экспрессах с именами нет даже слипперов.
Не знаю что у вас за рюкзак, у меня салевы были, 60 литровая вообще то не маленькая
родной чехол салевы не всю ее закрывал, поэтому купила дьетер -90 литров, и никаких проблем, кроме того, что по длине он велик и приходилось его сворачивать внизу и фиксировать. На самом деле чехлы делают и большего размера.
Спинка рюкзака - с лямками, так что она всегда сверху, не представляю почему бы ей быть снизу, и почему неудобно брать за лямки. Наоборот, приходилось прилагать усилия что бы рюкзак на джип под дождем слали спинкой вниз...
У всех свой опыт это понятно, но имхо опять же нет никаких проблем с укладкой рюкзака под полку, по крайней мере у меня никогда вроде они не случались и читаю про соусы-супы с удивлением. Если есть проблема можно спинку закрывать куском болоньи или пакетом, зафиксировав его стяжкой чехла.
Если место под полкой занято это значит, что надо спросить людей в своем купе чьи вещи, и либо их сдвинуть, либо ваще вытащить в проход, если они не из вашего купе. Хозяева всегда неохотно что либо делают со своим багажом, просто надо сказать - тут мое место, оно оплачено, как и 1\2 или 1\3 места для багажа, и все это понимают.
Спали мы как-то в слипере на
Спали мы как-то в слипере на 3 полке с рюкзаком в обнимку - под полками и вообще на полу места не было. Вовка под голову рюкзак положил и торчал ногами в проход, а мне высоковато под головой получалось, так я его в районе живота поставил и телом его обтёк)) Жутко неудобно было спать, скрючившись в одной позе.
А вообще, полагаю, несколько самонадеянно писать самоучитель по темам, в которых не разбираешься досконально, часто по слухам и по "мне кажется".
Так а что делать, Borf.
Так а что делать, Borf. Приходится. После того, как пятый раз повторяешь один и тот же ответ. начинаешь его писать. Да и для себя записывать надо, через несколько лет уже не все вспомнишь. А опыта на все случаи своего не наберешься, поэтому то. с чем сталкивался, так и описываю, а если что слышал, но не проверял - соответственно, так и пишу. Поскольку инфа часто полезная, но не проверенная. Пригодится кому-то или нет - уж как кому получится. Я вот как-то упорно цепляюсь за точку зрения, что свой опыт лучше всего приобретать с помощью чужого, особенно во всяких транспортных приключениях.
А собственно, вопросы дешевых классов у Achadidi почти и не рассматривались, так что может быть вполне полезно. А вопросы приобретения билетов и т.п. - это вообще для индийских жд тема бездонная. Например, как вы проверите возможность приобретения из турквоты во всех Reservation кассах? Их в Индии много. Я даже могу вам гарантировать, что где-нибудь найдутся кассы, где или доступа какого-нибудь не будет, или еще что. Вон Achadidi отправили из Саи Прашанти Нилаям брать из турквоты на автовокзал в Путтапарти. Почему - непонятно. И потом я сам не все помню, где что и как было написано. Когда мне надо в общий вагон покупать - я ищу окошко, где это могу сделать и не успеваю уточнять, здесь же берут SL и AC на текущую дату, или это делают все-таки в резервейшне. И во всех ли очередях в этом зале продают дженерал. Мне ж тоже ехать надо, а не только узнавать ответы на вопросы, которые мне потом будут задавать. Вот и получается, что "насколько помню" и "как мне кажется". Но это все ж лучше, чем "ищите сами".
Я тоже спала с рюкзаком в
Я тоже спала с рюкзаком в обнимку, это просто жуть кошмарная!
Про остальное тоже согласна, но отчасти.
Алексей пишет довольно полезную инфу, которой тут или нет, или она не в путеводителе, а тоже в рассказах, для тех, кто едет впервые все это в новинку, это путешественники со стажем могут себе позволить не думать и не вспоминать, а делать что-то на автомате. По этой причине путешественники со стажем некоторые вопросы не освещают наверное.
Я некоторые темы не освещала именно потому, что глобального понимания нету, когда есть - появляется новая статья в путеводителе, когда односторонее - просто рассказ, рассказ - это всегда имхо, как его не назови, хотя конечно точность и однозначность и тут не мешает. Ошибки, то есть натяжки тут имеются, но не ошибается только тот, кто не делает ничего, в конце концов мы может поправить если что не так :)
Сдаюсь:))
Сдаюсь:))
Напишите отзыв или вопрос