Самоучитель по Индии. За рулем: ПДД Индии, вождение, бензин
Как написал на Винском один человек на вопрос по поводу аренды авто без водителя в Индии: «Индия – единственная страна, где я постремался сесть за руль...» И я его хорошо понимаю.
На право-рульке обычно поворотники и фары-дворники соответственно тоже меняются местами. Кто-то точно заметил, что в Англии: «Если в сухую погоду вдруг заработали дворники – значит турист поворачивает». Кстати, если попытаться правой рукой переключить передачу, то откроется водительская дверь.
Брать машину напрокат и самому садиться за руль - сначала научитесь ездить по Индии на велосипеде. Кроме того, такое впечатление, что прокат с водителем и без – цена не сильно будет различаться, а все проблемы по обслуживанию и ремонту машины при наличии водителя будут уже не вашими.
Вы хотя бы знаете, какой бензин и на какой заправке в индийский автомобиль заливать? Или как заправлять газом, если на нем газовое оборудование? Поэтому, если собираетесь на длинные перегоны или т.п. – можете оговорить заранее, что вы тоже будете садиться за руль. Тогда пусть на загородной трассе водитель отдыхает (ну заблудитесь – вернетесь назад), а когда настает время влезть в городскую толчею или заняться техобслуживанием, заправкой и проч. (ну или просто устанете) – передавайте бразды водителю. Одно могу сказать точно – наличие международных прав наверняка облегчит вам жизнь в случае общения с полицией.
Правила дорожного движения в Индии
В Индии есть правила дорожного движения. Они там очень интересно написаны – что-то в стиле таких рекомендаций. Книжечку правил дорожного движения я нашел с трудом. В отличном книжном на коннаут плейс. (C-4&5. «Jain Book Deport».) (Все сектора на коннаут плейс (вернее, части секторов, потому что там три круга один в другом) нумеруются буквами, а уже внутри сектора – магазинчики имеют номера (типа D-20). Там есть и канцтовары. Очень хороший магазин.)
Так вот, о правилах дорожного движения. В принципе, они есть и их полезно знать, хотя никто их особо и не соблюдает. Насколько я понимаю, правила перешли от английских. Все сформулировано крайне мягко – типа надо осторожнее ехать, перед тем как выехать на перекресток, надо убедиться, что он свободен (что-то типа того, как в Америке – кто раньше подъехал, тот раньше и проедет. Типа такая единая очередь, но с четырех сторон одновременно. И все это с упоминанием четырехстороннего перекрестка. Это как-то не соотносится с наличием помехи справа…). Помеха там справа (именно справа, это спасибо Наполеону – в пику Англии движение перевел на другую сторону, а все помехи и преимущества остались как для левостороннего – теперь сплошные пробки на перекрестках – въехать не вопрос, а потом фиг выедешь; и всегда ни хрена не видно, кого пропускать надо!). Но при этом помеха справа внятно формулируется в основном для кругового движения (и еще какого-то mini-roundabout).
Есть в другом месте пунктик – на равнозначном типа если подъехали к перекрестку совсем одновременно, то тот кто приехал справа, должен пропустить того, кто слева… То бишь прямо наоборот… Индия. Еще значение приоритета имеет разметка перед перекрестком и круговым движением. Ну типа поперечные линии перед перекрестком – выезд на главную дорогу.
Но там тоже есть нюансы (это будет roundabout или mini-roundabout или просто выезд на главную – зависит от этой разметки…) И то, что ты являешься помехой справа, еще не дает полного преимущества, ты обязан тоже пропустить, если это необходимо чтобы избежать ДТП, если занят перекресток, по-моему, ну и еще в каких-то там случаях…
Пешеходов пропускать надо практически всегда (по-моему, даже если они ходят вне перехода и не на перекрестке. Про слепых – вообще всегда и в любом месте независимо от сигнала светофора – как собственно, и у нас). Если хотите почитать – пишите мне – я вам перешлю ссылочки. Скачаете - и можете читать и разбираться в тонкостях индийской юриспруденции. Здесь выкладывать ссылку наверное нельзя.
А я вам советую ездить так, чтобы не попадать в конфликты. И пока не поднатореете в проезде перекрестков и понимании других водителей – в города не суйтесь. Короче, слышал про аналогичную невнятность в Англии, но там вроде вообще не было равнозначных перекрестков (всегда либо светофор, либо знаки или разметка – где главная дорога). Зато про Ирландию писали, что там всего несколько лет назад ввели обязательное получение прав. И судя по отзывам, индийское движение чем-то сходно с ирландским. А здесь – я как-то не очень упомню разметку даже в Дели.
Светофоров действительно много. Рандеботов тоже полно, причем со здоровыми ватрушками и светофорами. Читайте ПДД в свое удовольствие. Потом можете сюда добавить комменты, если я чего не написал или написал неправильно.
Лежачие полицейские разметкой обозначают точно также зеброй, как и переход у нас – я разницы не заметил. Кстати, сами лежачие полицейские располагаются в самых неожиданных местах (например, где-нибудь на трассе посреди джунглей), и вполне могут вообще никак не обозначить. А вообще, их повсюду очень много, и очень разной формы. Если предыдущий спокойно проезжался и на 40, то вполне может быть, что на следующем через 50 метров и на 10 подпрыгнете.
Дорожное движение в Индии
Но это все в правилах, а по жизни все ездят, неким образом общаясь промеж собой. Вам это общение недоступно, поэтому старайтесь вообще в пробки не соваться.
Скорость движения в Индии вообще очень низкая. Поэтому все успевают пообщаться и решить, кто куда едет. При этом такое впечатление, что никто никого не пропускает, все лезут, но кто будет пролезать первым – как-то решают между собой.
В Индии даже в принципе невозможно движение с высокой скоростью – потому что по дороге повсюду ходят коровы, овцы, люди, кто-то может завалиться спать на обочине (я о людях, но самые бестолковые животные тоже могут) или на разделительной полосе. Тут как-то все очень просто. Всех их вы обязаны объезжать. Имейте в виду, что животные в Индии на дороге так же священны, как и люди. Некоторые даже более. Особенно коровы. И сколько бы вы ей ни бибикали, она убегать с дороги не будет – разве что не спеша отойдет – если ей куда-то понадобилось.
Вообще, животные несравнимо толковее, чем у нас (как и люди) – поэтому, как правило, глупостей не проезжей части не совершают. Единственное, что ездит побыстрее – автобусы, особенно слипперы. Их как-то принято пропускать. Впрочем, принято, например, пропускать и встречный обгоняющий транспорт, причем вплоть до того, что приходится съезжать на обочину и останавливаться… И при этом резко тормозить. При том, что под обгоном обычно скорость особо не снижают, хотя и пропускают и прижимаются… В общем, все как-то протискиваются в полуметре друг от друга… Вы сами этим не увлекайтесь – запаса на то, что вы чего-то не поняли, может не оказаться. А куб дров для кремации чего-то стоит – лучше раздайте эти деньги садху. Кстати, я за все время видел только однажды, чтобы тормозили юзом – все как-то умудряются даже резко почти не тормозить (кто смог бы) (ABS там нет, не нужен). Но не могу при этом сказать, чтобы все индийские водители очень хорошо умели ездить! Кто как. Мелкие повреждения типа помятого крыла – обычно не рассматриваются, как причина для разборок или даже для остановки. Тут вроде как логика такая: твоя машина – твоя забота, чтоб ее не помяли. Хотя в каких-то случаях, разборки все же наступают.
Стоимость бензина в Индии
Стоимость бензина сильно отличается от штата к штату. Но для грубых оценок – раза в два выше, чему у нас (правда, сейчас доллар «поехал», и бензин у нас типа как «подешевел». Соотношение было в 2012-14 годах). Ну иными словами, порядка 1.5 – 2 доллара. Но это очень где как – в некоторых штатах может быть и дешевле. Слышал, что порядка 30-40% потребляемой нефти добывается в самой Индии. Цена на солярку – ну наверное, того же порядка. Потом тоже есть разные сорта бензина. Не забудьте, что в старые мотоциклы (да и вообще в мопеды) может быть надо заливать бензин в смеси с маслом – уточняйте (и какое масло), когда берете напрокат. Как соотносятся сорта бензина и солярки с октановым (цетановым) числом – не знаю, надо все выяснять в прокатной конторе.
Продолжение следует.... :)
Комментариев : 7
Ну, почему же?! Ссылка на
Ну, почему же?! Ссылка на индийские ПДД была бы здесь очень кстати! Так что можно в текст, или отдельно комментом, как удобнее...
Вообще ни разу не замечал,
Вообще ни разу не замечал, чтобы кто-то в Индии обращал внимание на правило "помехи справа", слева, спереди или сзади)) Одним словом трафик можно охарактеризовать - "движение в потоке". Когда привыкаешь, то всё кажется вполне логичным. Помнится, в Лехе, когда подъехал к участку с круговым движением, слез с мотика и минут пять постоял, посмотрел, как народ там движется, а потом уже ездил там, не задумываясь. Вернувшись, первое время было дико наблюдать, что машины у нас едут ровненько, каждая в своем ряду))
И еще Индия приучает меньше нервничать на дороге. По себе заметил, что по возвращении недели три-четыре езжу очень спокойно, практически не реагируя на хамское поведение некоторых водителей, всех пропускаю и никуда не тороплюсь за рулем.
Не припоминаю что-то, чтобы видел где-нибудь за пределами крупных городов бензин с разным октановым числом. Только или петроль (бензин), или дизель (солярка). На заправках обычно у колонки стоит человек, которому говоришь, сколько литров залить, он же и деньги принимает.
Еще запомнилась рекомендация - если вы, не дай бог, сбили кого-то где-нибудь в деревне, сваливайте оттуда как можно скорее - могут закидать камнями.
И всегда помните - грузовик на дороге главный, даже когда он едет по встречке.
И все же в Индии ПДД
И все же в Индии ПДД существуют и складывается впечатление, что они неким образом соблюдаются - но что именно и как - сформулировать сложно. Это скорее что-то интуитивное. Значительная часть этого, судя по всему - какая-то неписанная традиция, а что-то - явно из этих самых пресловутых ПДД. Для сравнения могу сказать - что например, в Питере и в Москве водят тоже сильно по-разному, хотя ПДД одни и те же, и вроде как действуют. В Питере "лезут" гораздо плотнее, что порою просто приводит в ужас и ярость тех же москвичей, но в то же время на порядок вежливее (вероятно, сказывается близость Финляндии, куда все норовят кататься). Пропускают индийцы как-то именно тех, кого принято, но и тех, кому надо - тоже. Причем, если почувствуют за рулем белую мартышку - пропустят наверняка по-любому. Из вежливости. Что касается спокойствия по возвращении - вообще-то могу посоветовать так ездить не только по возвращении, но и всегда. Но по возвращении - приходилось первое время просить пассажиров приглядывать за мной и, если заметят, что с поворота или с перекрестка пытаюсь выехать на встречную полосу - напоминать мне о том, где я нахожусь.
Заправки, насколько помню - разные, где-то заливают, а где-то заливаешь сам, но обычно сначала залил, а потом платишь за то, сколько налил. Хотя возможно, что можно сначала заплатить - и тогда отпустят именно на эту сумму. Еще много газовых заправок, во всяком случае, в городах, а в Дели даже многие моторикши - на газе. Разберетесь. В Европе - тоже множество разных вариантов. С Норвегии и в Швеции - на каждой заправке свои погремушки - где-то только по карточкам, где-то сначала ту же карточку вставить, а потом только заправляться и после карточку забрать, а где-то вообще сначала оплатить (даже если с карточки), а потом только заправляют.
Что касается советов по сваливанию - могу посоветовать другое: надо смотреть, куда едешь. И тогда не придется никого сбивать. А уж если что-то случилось и вы что-то повредили или кого-то сбили - всяко надо постараться помочь пострадавшему или исправить поврежденное. Имхо, конечно, но мне почему-то кажется это совершенно естественным и очевидным.
Грузовик, как правило едет намного осторожнее остальных, и кстати, как раз многие стараются его не пропускать, а проскочить, чтобы потом его не обгонять (в Индии, и не только). А он, в свою очередь, старается пропустить их вперед, чтобы они не морочили ему голову. Все это как, собственно, и у нас. И, думаю, как и нас, вождение грузовика намного напряженнее и лучше пропускать всю мелочь, поскольку если вы едете на байке или на легковой машине, то причине другим только легкие повреждения, а та же ситуация при управлении грузовиком может быть чревата тяжелыми последствиями. При этом неадекватных водителей, в отличие от нашей бескрайней Родины, там на порядки меньше (во всяком случае, я их как-то там не встречал).
Если кто-то едет по встречке, то пропускают обычно того, кто первым будет сворачивать - тогда и дорога освободится. Собственно, он потому и едет по встречке, что ему надо сюда поворачивать. Но при этом еще есть момент, что велосипедисту или мотоциклисту гораздо проще притормозить и пропустить, чем многотонному грузовику.
Кстати, на мой взгляд все-таки гораздо более естественно ехать именно туда, куда тебе надо, чем туда, куда тебе не надо, но полагается по каким-то правилам.
Что касательно замечания George - дело в том, что есть люди, которые реально умеют водить машину, и это не зависит от страны нахождения. К сожалению таких немного (в России) и чаще всего это не зависит ни от стажа вождения, ни от возраста. Тут скорее другие критерии. Человек, умеющий ходить - он обычно не сталкивается с другими прохожими, даже если идет в толпе. Человек, умеющий ездить на велосипеде - обычно не падает, даже если проехал по грязной скользкой луже. Умеющий водить машину - не сталкивается с другими машинами, даже если он (или они) едет по встречной полосе. Если человек путается в педалях или у него ноги (каблуки) в них застревают - никакая полоса ему не поможет, сколько ее на асфальте ни рисуй. Но даже если человек умеет неплохо водить, при переходе на левостороннее движение возникает ряд неудобств. Основное - проезд перекрестков, особенно выезд с них, поскольку трудно поначалу разобраться, кто откуда подъезжает и куда выезжает, в том числе и вы сами. Первое время вызывают неприятные ощущения очень малые интервалы между движущимися (и недвижущимися) ТС. Ну и еще мелочи - отсутствие зеркал, например. поэтому я в любом случае советовал бы начинать кататься где-нибудь в сельской местности, а когда уже через несколько дней появится привычка - лезть в толчею.
Кстати - еще момент: индийцы как правило никогда не топят газ - в целях экономии топлива. Правда, это почему-то не относится к избеганию лишних торможений - но это у них вот такая экономия). Поэтому если перед вами кто-то откуда-то вырулил - вовсе не факт, что он постарается побыстрее разогнаться, чтобы вам не пришлось тормозить или обгонять его. Кстати, необходимость тормозить из-за других участников движения вовсе не вызывает у индийцев раздражения. При этом я за все время всего дважды видел, чтобы в Индии тормозили юзом - обычно как-то без этого обходятся. Просто вся динамика какая-то довольно плавная.
я не вожу сама, ибо имхо
я не вожу сама, ибо имхо женщине место пассажирское более подходит, но даже я знаю о ПДД в Индии, и кстати из новостей, несколько лет назад индийская полиция провела опрос водителей, оказалось, что о существовании правил знает только 40% драйверов....
Я впервые сел за руль в Индии
Я впервые сел за руль в Индии на третий день своей первой командировки. Я вообще не знал Дели, рядом со мной посадили человека, который когда-то, давным давно работал здесь и помнил дорогу до минобороны. Он просто мне говорил куда поворачивать, еще через пару дней я освоил этот путь, как и дорогу в аэропорт самостоятельно. После этого никаких проблем по передвижению по всему Дели не было.
Когда я приехал на работу в Бомбей, сразу же купил новый автомобиль Ford Icon. Помню свой первый выезд за рулем из дома в самый разгар часа пик в центре Бомбея на улице Педдер Роуд. Бесконечная лавина машин двигалась с интервалом в несколько сантиметров, я простоял перед выездом на дорогу пару минут. Потом мне это надоело, стало понятно что никто не пропустит. Я просто сунул передний бампер в эти злосчастные несколько сантиметров. И – чудо! Трафик поглотил меня настолько органично, что я почувствовал себя абсолютно свободно.
Сейчас, после 150 тысяч км вождения по Индии, мне иногда не совсем комфортно садиться за руль где-нибудь в Испании или Чехии – ведь надо пропускать пешеходов, следить за правильным прохождением перекрестков и т.д., короче – в Западной Европе я чувствую, что теряю свои благоприобретенные навыки, что меня печалит. Однако, судьба сжалилась надо мной, трафик в Джакарте хотя и довольно тяжелый, в общем - то что надо, но к сожалению гораздо скучнее, чем в Индии
Ой, Георгий, какая приятная
Ой, Георгий, какая приятная неожиданность! А я уж совсем вас не чаяла больше увидеть...
Да, помню как вы гоняли по Дели, было забавно, вы как то водите вообще непринужденно... Кстати, известный вам Андрей Малашенок, который годами ездил по Австралии первые дни на Бали рулил очень аккуратно и периодически ругался, так что способность водить водить машину в Индии и прочих Азиатских странах зависит еще и от характера драйвера, как я понимаю.
Ссылки на ПДД Индии (именно
Ссылки на ПДД Индии (именно на ПДД) – сами правила и сборник каких-то нормативных документов – по регистрации ТС, получению водительского удостоверения, еще какие-то требования и пр. и т.п. (что тоже может оказаться вполне полезно):
https://cloud.mail.r...
https://cloud.mail.r...
Напишите отзыв или вопрос