Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Север Индии. Пушкар-священный город

Индуиский храм в Пушкаре

Пушкар – священный город. Спиртное и животная пища здесь запрещены. Это не просто так. Если вы выпьете стакан спиртного или съедите мяса где-нибудь на Мейне – ничего хорошего с вами не будет, но может, и прокатит (просто в отношении вас у окружающего вас мира возникнет определенное отторжение). В священных городах в отношении вас могут сработать гораздо более серьезные и эффективные механизмы. Хотите – почитайте на досуге Лазарева «Диагностику кармы» – там подробно и в деталях описано, как это работает. Хоть будете себе представлять, чего делаете.

Схему Пушкара и фотографии можно посмотреть по ссылке
https://cloud.mail.r...

Пушкар – священный, коровы – тоже священные животные. И их там много. Про коровий навоз в Пушкаре – конечно, тоже священный, но в меньшей степени. И это не делает его менее навозным. Кстати, сами индийцы, как правило, в навоз не вляпываются. Думаю, что кроме интуиции, они еще и смотрят под ноги, в отличие от белых, которые восторженно смотрят по сторонам.
Есть здесь что-то вроде то ли ашрама, то ли храма, где занимаются помощью животным – это примерно там, где при парикраме (священный обход) кормят птиц. Если с улицы – вы увидите в сторону озера такой широкий проход (это, если идти от Брахма Темпл, пожалуй, первый широкий проход к озеру. Или второй… Но отойти надо прилично… Не описать на словах. Там на несколько ступенек сначала надо подняться. Стоит железный ящик для донейшн (пожертвование Donation). Там обычно болтается пара коров и т.п. Сами увидите, наверное. Освоитесь еще.

От хозяина я узнал много нового о жизни брамина (брахмана) – и о том, что происходит и как это понимать. В обязанности брамина входит, например, кормление животных. (А я так догадываюсь, что здесь дело не только в кормлении. Но об этом надо с кем-то поговорить в другой раз). Поэтому, идя на обход озера, он берет с собой крупу для птиц (весьма приличное количество). Вы сами увидите, сколько на озере с утра собирается птиц. Судя по тому, как обезьянки собираются к храму Брахмы, они тоже туда не зря приходят. А с другой стороны, поверьте, что звери лучше людей чувствуют священные места. Да, потом, с утра местные крестьянки привозят охапки свежей травы к тому месту, где обычно обход озера подходит к концу (а может, им просто удобнее сюда привозить). Сюда же обычно собирается и компания коров (по-моему, я там и коз видел – как-то не запомнил). Соответственно, брамин покупает у них сколько-то травы и либо сам кормит животных, либо они это делают. Когда я платил, у меня спрашивали, кого именно я хочу, чтоб покормили – я ответил, что всех, да они и сами лучше знают. (По-моему, они все по-английски не очень, но тут все жестами очень просто). Улыбнулись, кивнули – и кинули всем по охапке. Интересно, что создается впечатление некоторой условности действий, но при этом – ощущение полной правильности, соответствия какой-то гармонии. И еще ощущается, как ни странно, что рупия – это не просто бумага, а нечто большее.

Если я правильно понимаю, основная часть доходов от гостиницы уходит на исполнение обязанностей брамина. Кроме того, жена его сказала мне, что она помогает больным детям (что-то вроде какого-то общества) и попросила, если смогу, пожертвовать что-то. Короче, я не могу судить, насколько все соответствует истине (у меня есть ощущение, что в какие-то моменты меня еще и немного разводили – индийцы обычно очень просты, как дети, и хитрости обычно ощущаются. Вернее, присутствовало какое-то преувеличение в некоторые моменты). Но в общем и целом так все и есть, как мне показали и рассказали. Если будете здесь жить несколько дней, постарайтесь поближе познакомиться с хозяевами. Думаю, что вас тоже чему-то научат и что-то интересное расскажут. Мне очень мешало мое плохое знание английского.

Когда вы идете по Пушкару, то имейте в виду, что вас могут подвигнуть на пуджу. В Пушкаре много браминов, они должны чем-то питаться – и они старательно будут предлагать вам свои услуги. Когда вы идете по улице (обычно вблизи озера – по одной из тех, что вдоль него. Тут неподалеку от храма) встречный или перегоняющий вас (обычно довольно молодой – постарше так не делают) человек может сунуть вам в руку цветок. Если вы его взяли – он предложит вам подойти к озеру (или храму) и совершить пуджу. Что-то вроде того, что вы согласились – приняли освященный цветок. Хотя я полагаю, что приняв цветок вы вовсе не обязаны совершать (вернее, для вас ее проводят, но с вашим участием) пуджу. Не знаю. Я цветок просто возвращал, а точнее – не брал, заранее зная, что его предложат.
Еще раз – пуджа – это молитва, которую вы совершаете вместе с брамином и под его руководством (он подскажет, задаст нужные вопросы и поможет, что надо делать) для вас – там будет молитва о ваших родственниках (он спросит, живы ли мать, отец, есть ли браться и сестры, дети и т.д.). Можете попросить повязать на руку ниточку от его браминского шнура (но это не всегда делают, когда и почему – не знаю). Насколько я в этом разбираюсь, а я могу и в чем-то ошибаться. В конце попросят пожертвовать сколько-то – в пользу… ну, в общем имеется в виду для Брамы, священного озера и т.п. А потом еще попросят пожертвовать для самого брамина, совершившего для вас пуджу. (здесь эти суммы обычно разделяют).
Суммы стандартной никакой нет, вы сами решаете, по своим ощущениям и своему кошельку. Опять же помните, что кто-то может постараться вас развести, кто-то - наоборот, просто принимает то, что вы ему даете. Еще момент, один брамин, совершив пуджу и повязав на руку (надеюсь, вы понимаете, что правую) нитку, подсказал мне, что если не хочешь больше совершать пуджу, чтоб не предлагали: когда предлагают – покажи нитку на руке и откажись. Не то, чтоб на сто процентов помогало (предлагают типа – давайте еще одну проведем), но помогает.

А насчет того, что не все стараются разводить… Я как-то подходил к озеру с «обратной» стороны по дороге – там же шел пожилой садху. Получилось так, что мы разговорились. Он посоветовал мне в Бангалоре попытаться попасть в центр Art of living (life) и поговорили еще за жизнь (это иногда удается даже при моем плохом английском). Очень приятный интересный и интеллигентный собеседник. Потом я почувствовал, что хочется дать ему (вообще, помочь чем-то садху – например, деньгами – это считается священным долгом) денежку, и не десятку, а больше, и я протянул ему сотню. Вечером (или на следующий день?) возле плотины я встретил целую группу садху, которые ужинали, в том числе и его. Он улыбнулся, показал на всех и сказал – спасибо, это ты нас сегодня весь день кормишь (все происходило под священным деревом). Я хотел дать ему еще сотню с чем-то (действительно, я вижу, как используется то, что я им даю – какие мы все ж таки недоверчивые. Мое ощущение, стало быть, меня не обмануло, надо же) – он сказал – ты положи возле алтаря под деревом. Потом хотел перед отъездом повидать его еще раз и оставить им еще – не встретил.

Автор и\или источник публикации: 

собственные записи; ссылка на фотоматериал https://cloud.mail.r...


Комментариев : 3

Почему же сразу на правую? Не

achadidi аватар

Почему же сразу на правую? Не факт, мне как незамужней повязывали на левую...

Н-да. А я был уверен, что

Н-да. А я был уверен, что всем повязывают на правую, потому что левая - "нечистая". Опять я что-то не то ляпнул... Ну мне, во всяком случае, всегда повязывали на правую. Вот до сих пор еще держится.

относительно ритуальной

achadidi аватар

относительно ритуальной чистоты и правой руки вы правы конечно. только ведь ниточки завязывают на запястье, там же носят (могут носить) и рудакшу... так что левая рука нечистая, но не вся :)

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Таил_нд: