Заметки индомана. Айодхья (Ayodhya)
Очень хочется написать про Айодхью много ... Но вряд ли я смогу как-то объяснять, где и что там, в Айодхье я так и не начал толком ориентироваться… Сам, наверное, найду что захочу, предварительно поплутав. А другим объяснять... Так что буду просто перечислять, вроде как большинство названий у меня записаны.
Сам городок – удивительный! Светлый, блаженный.
Половина домов, наверное – храмы. Удивительные пустые гхаты. Можно просто бродить по городку. В следующий раз постараюсь поехать туда на неделю - дней 10…
Айодхья - уже не Бихар, а Уттар Прадеш. Вот получается, что станций в Айодхье несколько, Файзабад. Есть еще две, если по карте – типа сама жд Айодхья и Дев Нагар. Судя по карте, ехали до жд станции Айодхья. Потому что там храм Ханумана недалеко. (он типа как один из основных храмов в Айодхье). Кстати, тут еще была какая-то история с тем, что индуисты сожгли мечеть (ну вроде как не сама сгорела) очень старинную и красивую – и заявили, что на этом месте раньше до прихода мусульманства был индуистский храм. Там потом на этом месте даже раскопки проводили – и вроде как доказали, что никакого храма там не было. Короче, там до сих пор полиция охраняет особенно это место – и вообще спокойствие в городе, опасаясь каких-нибудь ответных эксцессов. Странно это все для Индии. Говорят, что к этому месту не попасть – там шлагбаум и т.п. Во всяком случае, в самом городе очень приятно. И я еще по карте вижу, что был лишь в маленькой его части.
Поездов довольно много со стороны Варанаси. Но там однопутка, так что в меру. Я так понимаю, что с другой стороны должны быть прямые из Дели… Вокзал - все довольно просто, небольшой. В основном одна главная улица.
Недалеко от вокзала (надо, доехав или дойдя от вокзала до главной улицы - там два шага, метров 50-100 - повернуть направо, в сторону моста через реку, и тоже не особо далеко по главной улице пройти или проехать) прекрасные храмы, удивительные. Зовут Хануман-гари, Канак-бхаван. Вот первые два – это на другой стороне от вокзала, через главную улицу.
А если по этой главной улице дальше в сторону реки и на полпути до реки свернуть по-моему, вправо, то попадаем к нескольким храмам, в частности Чоти-Чхални – здесь в нем кормят каждый день по 500 баба. Внутри него есть еще один храмик (если подходим ко входу, надо обойти храм справа и пойти еще правее), где каждый вечер бхаджаны, можно тоже петь и играть на музыкальных инструментах. Скорее всего дадут караталы. Балимики-мандир (или Балмики-мандир?), Чхарод-хам-мандир. Не просто сходить туда, а побыть там.
В многие темплы ездил уже в темноте, так что нужно спокойно еще раз сориентироваться, уже на свету… Ну да, вроде тот, который равносилен 4 храмам – тоже здесь… Но как его зовут – не помню. Там четыре алтаря – и каждый соответствует одному из священных храмов. То есть посещение этого храма равносильно тому, что посетили бы четыре очень светлых храма в четырех разных священных местах. Уже совершенная путаница в голове, где какой храм.
Хануман-гари. Считается главным, как я понимаю, храмом в Айодхье.
Удивительно, кстати, приятный темпл – Хануман-гари. И удивительно, что здесь обычно не так уж много народу – очереди нет, а если подождать, то бывают моменты, что народу почти совсем нет. А во многих храмах, даже больших и известных, вообще почти никого, особенно вечером. Но видно, что на праздниках будет толпа. Главная дорога – это что-то типа Chowk Ayodhya road (судя по названию по карте, идет вдоль железки и до реки Гхагхра и на мост поворачивает).
Я затрудняюсь объяснить как куда откуда идти, ашрам наш был от главной дороги мимо Хануман-гари.
Дашрат-махал. Здесь начиная с 1996 без перерыва поют. Это не совсем бхаджан, просто мантры и прославления. Если я не путаю. Приходят люди, сменяют друг друга… И дальше поют. В общем-то недалеко от Хануман-гари. Как пройти – вряд ли смогу объяснить.
Югал-Бихари-Кундж. Это скорее ашрам, не только храм. Я с индийским друзьями останавливался здесь, не знаю, можно ли здесь остановиться любому… Во всяком случае, надо сначала спросить разрешения у Бабы этого ашрама.
Вообще в Айодхье полно ашрамов. Так что найти пристанище, думаю, будет не проблема… Хотя не знаю. Отелей не видел.
Удивительные гхаты на Ганге. Пустые. И река довольно чистая. И дельфины плещутся. И даже сажают какую-то зелень между гхатами и водой (не все гхаты доходят до воды – при мне так было). Гхаты тянутся километра на три…
Канак-бхаван – он не там, где остальные, как я написал, он тоже недалеко от ашрама, но почти сразу надо пойти в другую сторону, чем Хануман-гари… Но по ту же сторону главной дороги. На карте он отмечен. Два совершенно одинаковых храма – в Айодхье и в Орчхе. То есть у него в Орчхе есть храм-близнец.
Хануман-гари - Ханумана, Канак-бхаван - Рама темпл, Чоти-Чхални – тоже Рама, Балмики-мандир - Балмики и Рама Лакшми, Чхарод-хам-мандир – копия как бы сразу 4-х храмов (считается, что можно за один раз побывать как бы в 4 храмах, четыре алтаря в храме). Рамешварам, Бадринатх, Пури и Дварка (ага, вот как он называется). Посвящен – соответственно алтарям, как я понимаю.
Иностранцев вообще нет. Удивительно теплый и милый поселок. Приятные рыночки. Чем-то напоминает Пушкар. Энергии совсем разные, но что-то такое у духа города - похожее. В людях, может быть. Кстати, маленькую сумку удалось купить только в Пушкаре (прошлая поездка) и в Айодхье, и тоже за 70 (или 75). Во всех остальных местах или большие, или совсем маленькие. А эта – то, что надо. И нетбук влезает, и барахло, и не мешает, поскольку небольшая. Может, в энергии города сказывается, что в Айодхье практически нет белых разговорчивых бесхвостых мартышек. Но все равно разница не только в этом, даже в основном не в этом – энергия другая.
Ссылочка на фотографии:
Комментариев : 3
Странно что в Айодхье мало
Странно что в Айодхье мало туристов, то есть что там нет кришнаитов, ведь это один из священных городов Индии, и связан он с именем Рамы, который там родился...
Мне показалось по фото или вы там на самом деле плавали в тумане?
Нет, не плавал. Сидели на
Нет, не плавал. Сидели на пустынных гхатах. А друг - да, тот плавал.
Почему нет белых - не знаю, может боятся туда ехать из-за конфликта, которых был между мусульманами и индуистами (точнее со стороны мусульман как раз конфликта не было) по поводу места, где стояла мечеть. Или находящийся поблизости Варанаси, будучи весьма известным, - всех стягивает на себя. Не знаю. Но в итоге от этого городок становится во много раз еще более блаженным. И, кстати, как почти во всех местах в Индии, где белые бывают редко, отношение к белым - с уважением и любовью (и интересом), как к гостям, с улыбкой и радостью. Вот как понаедет толпа крупных бесхвостых обезьян и начнут себя вести в противоположность уважению - так и отношение изменится. Но будем надеяться, что этого не произойдет, а если и произойдет - то не скоро. Удивительно приятные люди, удивительно светлое место. Как и почти по всей Индии.
Алексей, я про туман, на фото
Алексей, я про туман, на фото видна белая дымка ;)
Белые разные бывают, но про то, что чем больше туристов тем хуже отношение к белым, согласна.
меня периодически спрашивали о цели визита в индию, ну и типа ой, какой ты необычный турист, стока раз была, столько знаешь...я и говорила, что я не турист, а бюджетный путешественник, писатель интернет путеводителя и индолог любитель, судя по выражению лиц индийцев разницу они чувствуют ;) любой народ уважает тех, кто любит и понимает его культуру, увы большая часть туристов демонстрируют обратное....
Напишите отзыв или вопрос