Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Деогар: «крепость богов»

Деогарх -крепость богов

Храмы Деогара почти неизвестны туристам. Еще несколько десятилетий назад здесь были джунгли.
Судьба джайнского храмового комплекса в Деогаре (штат Уттар-Прадеш) напоминает судьбу камбоджийского Ангкора: период величия сменился веками забвения, за которыми последовало новое открытие этих уникальных исторических памятников для всех тех, кого влечет неизвестная Индия.

Для начала немного истории.
Деогар (в переводе «крепость богов»), построенный на высоком живописном берегу реки Бетва, в VIII веке, занимал стратегическое положение на пути из Северной в Центральную Индию и несколько столетий был яблоком раздора, постоянно переходя из рук в руки: за него вели ожесточенную борьбу мусульмане, моголы, индийские махараджи. В итоге разоренный войнами и конфликтами средневековья Деогар был заброшен – люди ушли отсюда. Опустевшие храмы быстро заселили обезьяны и оплели лианы. Поглощенный джунглями Деогар становился частью дикой природы. Только в 30-е годы прошлого века английские археологи случайно набрели в лесной чаще на полуразрушенные стены и каменные изваяния. Впоследствии обломки статуй собрали со всей округи. После многих лет кропотливой работы реставраторы совершили настоящее чудо.

Сегодня Деогар – это 31 отреставрированная храмовая постройка, все здания в отличном состоянии, словно и не было войн и разрушительной власти дикой природы. Мы стоим на пороге джайнского храма. Джайнизм – одна из религий Индии, возникшая в VI веке до нашей эры. Ряд исследователей считает, что ее демократический дух бросал вызов аристократическому замкнутому индуизму. Это нашло свое отражение в храмовой архитектуре. В отличие от индуистских храмов, поражающих воображение своими размерами, огромными статуями богов, колоннами, сложнейшей резьбой по камню, обличием пышных цветочных гирлянд и запахами благовоний, здесь все предельно просто.

Джайнский храм Деогара – небольшая комната площадью 20-30 квадратных метров. Войдя внутрь, вы увидите мерцающие в полумраке высеченные из мрамора или песчаника обнаженные мужские фигуры от полутора до трех метров высотой.

«Солнечные лучи – это благословение бога, поэтому ничто не должно мешать джайну чувствовать божество. Не случайно одна из джайнских сект носит название «Дигамбара», что означает «одетые небом», то есть, обнаженные», – объясняет служитель храмового комплекса Деогара. Дигамбары различали несколько степеней аскезы, и только тот, кто в своем религиозном рвении достигал высшей, третьей степени, получал право ходить обнаженным и почитался членами общины как святой. Такой аскет был строгим вегетарианцем и обычно питался через день. Волосы ему выдирали с корнем – по волоску – его ученики, чтобы ничто не мешало попаданию на кожу солнечных лучей.
Во время прогулки по Деогару можно услышать еще одну версию, объясняющую наготу деогарских скульптур. «Джайны не носили одежду, потому что они не хотели убивать животных. Ведь они свято следовали принципу ахимсы (ненасилия) и уважению к жизни во всех ее формах», – говорит писатель из штата Раджастан Сунил Патель. Рассказывают, что в соблюдении принципа ахимсы джайны порой доходили до крайностей. Перемещаясь, они подметали перед собой землю, чтобы случайно не придавить муравья. Или прикрывали рот куском материи, смертельно боясь совершить тяжкий грех – проглотить мошку или комара. Любопытно и то, что прекрасные ремесленники и торговцы, джайны в то же время не занимались земледелием, потому что опасались повредить плугом червя.

Однако вернемся в «крепость богов».
Резьба на стенах храмов Деогара воспроизводит фрагменты джайнской мифологии. Например, миф об устройстве Вселенной, которая делится на мир, имеющий определенные размеры, и бесконечный не-мир, недоступный для восприятия и проникновения. Кроме того, они были убеждены, что есть два солнца и две луны. Поэтому на рассвете люди встречают то одно, то другое солнце. Джайнские храмы есть не только в Деогаре, но и в Раджастане на горе Абу, и в других местах.
Строго организованная община джайнов дожила в Индии до наших дней. Правда, людей, подметающих перед собой землю, чтобы случайно не раздавить муравья, пожалуй, уже не встретишь.
Сегодня в Деогаре немного туристов. Это – один из уголков неизвестной внешнему миру Индии, лежащий поодаль от популярных туристических маршрутов. Пока сюда добираются энтузиасты интеллектуального туризма, предпочитающие передвигаться по стране самостоятельно, а не в группах. Однако хочется надеяться на то, что в «крепость богов» Деогар в итоге придут те, для кого Индия остается музеем под открытым небом.

Автор и\или источник публикации: 

Сергей Тамилин, Индийский вестник


Комментариев : 1

На мой взгляд судьба ДеоГарХа

achadidi аватар

На мой взгляд судьба ДеоГарХа больше напоминает судьбу Каджурахо, и там и там обнаженные, которых веками скрывали от чужих глаз индийские джунгли, и построила храмы одна и та же династия Чандела, местность одна фактически и крупнейший транспортный узел один - Джанси. Деорагх находится на половине пути от Джанси до Бхопала, с поставила гео-метку на карте, так что можно видеть.

На саммом деле в Деогархе 2 храмовых комплекса. Википедия пишет про Джанский - Шантинатха, в котором 31 храм, и индуистский, посвященный Вишну - Дашаватара.
Ну и в форте еще есть храмы. Место конечно очень интересное, мало кто в таких местах бывает, туристы точно не ходят :)

Что до джайнов традиции дигамбара, то встретить их можно, если по Индии долго путешествовать еще и не такое увидишь. Фото - доказательство прилагаю :)
джайн дигамбара

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
_нциклопедия: