Самоучитель по Индии: индийские дороги
Продолжение серии заметок для тех, кто ездит по Индии за рулем, но будет полезно в общеобразовательных целях и тем, кто будет пользоваться общественным транспортом и едет в первый раз.
Для начала повторюсь для тех, кто не читал предыдущих рассказов, это очень важно: В ИНДИИ ЛЕВОСТОРОННЕЕ ДВИЖЕНИЕ!!!
Дороги в Индии очень разные. Те, что не являются трассами, вполне могут быть такой ширины, что при разъезде со встречным вы будете съезжать на обочину, а для разъезда, скажем, с автобусом – придется специально выбирать место (особенно часто это в горах). Впрочем, я прекрасно помню в мою молодость такие же и у нас – когда встречные машины расходились по обочине, так же как происходил и обгон.
А в городах для движения используется все – переулки, которые будут на пару сантиметров шире машины, пешеходные мостики - для езды на мотоциклах, а если моторикша пролезет – то и для него. Ну сами там поймете, но прежде чем лезть самим, убедитесь, что сможете выехать. Например, по мейн базару в Дели вполне может ехать грузовик. Как правило, после это электричества нет по всему мейну (гуляя, поднимите глаза) несколько часов. А вообще, если вы будете ехать на дальние расстояния – то больше будете пользоваться трассами. В некоторых случаях – очень неплохие дороги. Но опять же – смотря где. В Ассаме NH37 (ехали между Джорхатом и Гувахати) – очень даже… Местами по две полосы в каждую сторону. А вот NH28 в Бихаре- м-да… кусок NH28A до погран перехода Раксаул – вообще разбитая грунтовка! И это при том, что вообще по Бихару дороги очень хорошие. Даже мелкие дорожки по сельской местности – очень узкие, но хороший асфальт. А вот однако ж.
А обычно две полосы в каждую сторону – это федеральные трассы (NH) с малыми номерами. В атласе автодорог Индии они названы Freeway или Expressway. И обозначены с такой окантовкой. Они чаще всего – действительно с разделительной полосой и по две полосы в каждом направлении. Вопрос о том, как полосы эти будут использоваться – это ниже (наличие разделительной полосы с высоким бордюром придает использованию этих дорог некую особую пикантность. Уже догадались? В некотором смысле каждая из отделенных проезжих частей используется для двухстороннего движения.) NH1 уходит из Дели на север, сворачивая западнее – и минуя Амритсар, уходит в Пакистан. NH2 тянется из Дели на запад через большую часть страны (ближе к границе дублируемая NH24, NH56 и другими) – и тянется до Калькутты. Из Калькутты же заметно южнее проходит еще одна трасса, пересекающая всю страну до Сурата NH6, но мо-моему, она попроще. А на юг, вдоль побережья почти из самой Калькутты же выходит NH5, но до самого Каньякумари она не доходит, только до Пондичерри. Но те участки, что видел – дорога хорошая. Вдоль западного побережья идет из Бомбея NH4, но поскольку там сразу начинается горная гряда вдоль всего берега, то она уходит далеко от побережья и потом вообще заканчивается в Бангалоре. А по самому берегу ее дублирует NH17 – которая в общем-то очень ничего, но идет почти все время через горы, с приличным количеством серпантинов. А с севера к Бомбею подходит NH8 – от самого Удайпура. Ну и так далее. Часто федеральная трасса на участках, проходящих через какой-то штат, имеет еще и state-номер.Так что выбирая маршрут для собственной поездки за рулем, стоит ориентироваться на трассы (если у вас задача переехать, а не посмотреть жизнь «нетуристической» Индии), а уже от них – подъезд к тем местам, которые вы себе наметили. Кое-где местами асфальт может быть подразбитый, но поскольку в Индии нет зимы, то и асфальт почти не разрушается. Несмотря на тяжеленные грузовики. И вообще, асфальтовых дорог – очень много, даже если они и будут узкими.
На картах некоторых городов обозначены какие-то скоростные трассы. Иногда они называются типа HighWay или UpWay – имеется в виду, что это поднятые на столбах. Но и не поднятые, если они сделаны магистральными проездами – широкие и часто с дорожными развязками. Какие-то из поднятых магистралей могут быть платными. Вообще, разноуровневых развязок на индийских дорогах очень много и еще больше – строится.
Есть много каких-то типа чек-постов. При проезде их вы что-то платите. Я так до конца и не разобрался. Вроде, это в каких-то случаях платные дороги. В других – что-то связанное с переездом не только из штата в штат, но и из района в район. Как-то зависит от того, будете ли выезжать обратно и в течение какого срока. И еще что-то там. Ну то есть: налога на ТС в Индии вроде как нет, но за въезд на чужую территорию надо платить. В каких-то случаях с байков тоже берется, в каких-то нет. Может быть, что с байка берут, а со скутера нет… Короче, ни фига не понял. Где как. Таких точек довольно много. Внешне похоже на наш въезд на платную дорогу – становится множество рядов, какие-то могут быть закрыты, какие-то только для грузовых… Но на одном посту будут кассы как в одну строну, так и в другую (а хотя на платных дорогах вроде как могут быть только на въезде?). Увидите, как все едут. В крайнем случае – встаньте за кем-нибудь, кто на том же, что и вы. Так что ваша поездка может получиться несколько дороже, чем вы рассчитывали.
Внимание!!! Очень существенный момент. В горах (да и не только) принято огораживать опасный участок камнями. Никто их не будет красить ни в какой цвет – просто берутся камни с ближайшего склона и выкладывается линия края дороги. Оставляя между камнями расстояние метр-другой. Всем понятно, что в этом месте под асфальтом ничего нет. Никаких там знаков, мигалок и прочей хрени никто вам расставлять не будет. Усвоили? Тут проблема в другом. Индийские водители имеют такую традицию – при остановке на уклоне подсовывать камни под колеса. Кстати, это же принято и на паромах. На паромах перед выездом их принято вытаскивать. А вот в горах, если трогаемся вверх – то зачем? А далеко за ними ходить… Или класть туда, откуда взяли… Поэтому камни, огораживающие провал под дорогой, постепенно перекочевывают в другие места – где кто-то стоял. И со временем вместо двух десятков огораживающих камней остается 3-4. Старайтесь догадываться. Используйте интуицию.
Да, и не стесняйтесь на закрытых поворотах пользоваться сигналом. На серпантинах часто встречается знак – типа нашего, с дудкой, только не зачеркнутой. И не запрещающий, а предписывающий. Интересно, а почему у нас такого не существует – серпантинов со слепыми разворотами ведь и у нас хватает? Но при этом в горах просматривайте трассу впереди на несколько поворотов – когда видимость на внешнем развороте появляется. На предмет других машин. Не полагайтесь только на звук. Собственно, если они смогли просмотреть трассу впереди, индийцы и не станут сигналить перед закрытым поворотом. Они бибикают не попусту, как мы, а по делу.
К ночи в Индии принято ложиться спать (правда, странная привычка?). И если загородная трасса еще будет продолжать жить своей автомобильной жизнью – но уже значительно менее активной – то в городе наступает тишь и благодать. И то, что безумно кишело и плевалось гигантскими пробками, вдруг оказывается широченными проспектами – пустыми, многорядными, освещенными… Ночью, идя по мейн базару в Дели, обнаружил на нем белую линию, разделяющую встречные полосы… Понимаю, что не верите. А она есть. И полосы в каждую сторону – довольно широкие.
Светофоры в Индии имеются, причем обычно индийцы на красный свет не едут. Но все равно – аккуратно. Всегда будьте аккуратны на дороге. И помните про левостороннее движение – старые привычки могут вылезти в самые неподходящие моменты. Мой знакомый, взяв напрокат велосипед, шибко разогнался на каком-то спуске и с ходу вылетел на проспект, забыв, что движение левостороннее. Прямо во встречную плотную толпу пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов… Это удивительно – но они все сумели как-то от него увернуться или отпрыгнуть… Как – он не понял. Все, кроме столба. Столб не успел :)
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос