Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Заметки индомана. Тируваннамалаи

Тируваннамалаи, храм Аруначалешвар

Теперь о том, что такое Тируваннамалаи, что там есть и куда надо пойти. (По-моему, правильно ТируваннамалАи ударение).

Шри Рамана Ашрам. Я про него уже писал. Просто побыть там – здорово. Обезьянок много, осторожнее. Очень артистичные, иногда привирают. В общем, увидите сами. Входите в ворота, на площадь. При входе с площади в ашрам – оставляете обувь. НО! Обезьянки не дремлют. Если обувь жалко – где-то слева, что ли, есть что-то вроде камеры хранения для обуви. Здесь еще живут павлины. Голоса и правда так себе – не такие красивые, как внешний вид. Но безвредные, обувь не трогают. Справа после площади – административные здания (оформление, наверное, здесь), есть книжный магазин - я там купил диск про Шри Рамана Махарши. Практически все время Шри Рамана молчал, поэтому все больше о нем, а не его. Увидите его фотографию – поймете, что ему говорить и не надо было.

Чтобы пройти через ашрам к Аруначале – вам придется пройти сквозь ашрам. Для этого вам надо будет взять с собой сумку и положить обувь в нее (не уверен, что это не явится нарушением) (ДА-ДА, является. Не поленитесь обойти ашрам справа по первой же улице!). Во всяком случае, заходить в храм, где самадхи плейс Шри Рамана с обувью даже в сумке – нельзя. (Я признаться так и не понял, почему. Я так думал, что ты сам должен быть без обуви, а то, что в сумке лежит – это ничего. В общем, я пока так и не понимаю сути этого, что-то в этом еще есть). Но не пытайтесь подниматься на Аруначалу босиком, хотя, вроде, многие так и делают (так, по идее, и полагалось бы). Вернее, на мой взгляд не стоит этого делать. Меня предупредили об этом знакомые. Во-первых, дорога на гору с острыми камнями и пр. Но это еще, может, и ничего. А вот пока вы будете подниматься, камни раскалятся – туда вы дойдете, а обратно – на них будет не наступить. Но опять же, гора священная, если что – Шива о вас позаботится. Некоторые даже оставались там ночевать. Но могу сказать – я был в конце марта. Словно специально для меня в тот день, когда я начал подниматься, появились облака, которые прикрывали солнце, пока я не спустился. Иначе меня бы здорово припекло – очень жарко. Обязательно возьмите панамку – растительности мало, тени почти нет. Подниматься высоко – вернетесь реально к обеду, если успеете. А если захочется побыть, посидеть там – то и того позже. Кто его знает – возьмите на всякий случай фонарик. Там все может быть. Пока придете в себя – уже темно станет. Хотя тогда до утра подождете. И обязательно возьмите с собой воду. Кстати, можете взять необходимое для пуджи – сами кое-как и проведете (можете считать, что вся Аруначала, особенно вершина – это один большой алтарь).

Вид на Тируваннамалаи с горы Аруначалы

Кстати, тот путь, что я здесь описываю – не основной. Всем советую идти по обычному пути, который я просто не знал. Насколько понимаю, надо дойти до Сканда ашрама – и от него идет хорошая тропа наверх Аруначалы.

Чтобы попасть на дорожку на Аруначалу – нужно пройти насквозь ашрам – и выйти с задней стороны в левый дальний угол через калитку. Калитку открывают вместе с открытием ашрама – часов в 6, что ли. А лучше выйти бы затемно. Для этого поворачиваемся от ашрама в сторону города – направо – и проходим метров, наверное 100-200. Проходим слева еще ашрам или два. Какие-то лавочки – и доходим до улочки, идущей налево, к горе. Свернем туда, магазинчики, она повернет налево, потом опять направо – и в итоге выйдем к улочке, параллельной шоссе и проходящей позади ашрама. Прогуляйтесь туда днем, чтоб потом утром в сумерках не плутать. По этой улочке идем обратно в сторону ашрама – и обходим его сзади и попадаем к калитке с задней стороны. Отсюда уходит мощеная дорожка. Здесь кто-то обитает в палатках и под навесами. Вскоре тропинка разветвляется – направо уходит тропинка к Сканда ашрам (о нем позже), она идет, постепенно поднимаясь, по горе со стороны города и храма Шивы (называется он Аруначалешварам, по-моему). Это тоже позже.

Налево при этом отходит тропа со знаком Шива лингама, нарисованным краской (рисунок будет время от времени повторяться) – это тропа на внутреннюю прадакшну (я обходил гору только по наружному кругу – по дороге, и то случайно). Да, прадакшна – это священный обход священного места. Выполняется по часовой стрелке, по солнцу. По-моему, в других местах тоже называется прадакшна. Хотя не уверен.

(На Аруначале есть два общепринятых пути Прадакшны. Внутренняя тропа – о ней только что был разговор – но она потом все равно выходит на дорогу, как я понимаю по карте. И обычная – по дороге с самого начала. По ней я ходил и расскажу ниже.)

Через некоторое время (когда она то ли пересечет, по моему (или перед этим?) стенку, сложенную из камней – вправо отходит дорожка наверх. Она будет долгое время идти вдоль этой стенки. Я сначала думал, что стенка эта отделяет заповедник (на священной горе стараются восстановить растительность. Специально выращивают деревья. У Сканда ашрама вы увидите – как на такую высоту умудряются закачивать воду и поливают растения – не только возле ашрама, но и вообще на склоне. Очень многое делается, чтобы увеличить зеленый покров Аруначалы. Да, так вот, тропинка пошла наверх. Вообще, говорят, путей наверх много, но я ходил по этому. Сначала подъем довольно крутой, скользишь иногда. Вскоре станет более полого. Запоминайте, как шли, местами тропинка пропадает, потом перестает быть вообще, лишь кое-где появляясь в узких местах. Запоминайте. Когда я шел, все время солнышко было прикрыто в этом месте облаками – и откуда только взялись. Как только спустился – снова облака исчезли. Вот так. Про свои ощущения писать не буду.

Если не сворачивать наверх – тропа будет идти для прадакшны. Но я по ней не ходил. Если верить схеме, она потом все равно выйдет на дорогу. Есть несколько схем и планов путей вокруг Аруначалы. И есть несколько книг про Аруначалу и про храм Шивы (не помню, как он называется) вроде Аруначалешварам. Как и все остальное, схемы, карты и книги могу записать или прислать ссылку, кто попросит (отсканированы). Лежат в облаке mail.ru. Для этого нужно мне прислать vyt адрес своей почты или просто написать на мой мейл Bharat-A@mail.ru

Я ходил на прадакшину по дороге. То есть я, собственно, и не понял, что иду на прадакшину – я провозился и решил, что сегодня идти не стоит. Решил посмотреть, откуда на следующий день идти. Потом решил, что это дорога в какой-то соседний городок – тем более что мне местные объясняли, что я иду к Аруначалешварам (а так назывался большой храм Шивы в Тируванамалаи. Я и забыл об этом). Только под конец понял, что я уже почти выполнил прадакшину. Забавно. Вдоль всего пути расположены храмы, в которые обычно выполняющие прадакшну заходят по дороге. Первые храмы – еще между городом и Рамана Ашрамом. Потом они стоят где-то в полукилометре друг от друга. Я заглянул только в один – я же не знал, что выполняю прадакшну. Я собрался идти поздновато, поэтому просто посидел на берегу одного пруда недалеко от Рамана ашрама, поболтал с обезьянками – и решил прогуляться, посмотреть дорогу на завтра…

Через какое-то время идя от Рамана ашрама дойдете до развилки – с километр, наверное. Направо – вокруг Аруначалы. Налево – как я понимаю, выезд на дорогу в сторону Бангалора. Идя на прадакшну, вы будете, по сути дела, переходить из одного поселка в другой, только в некоторых местах ненадолго выходя в местность без жилья. Кое-где в тени стоят скамеечки. Я так и шел – посидел на одной, на другой. Какое-то блаженное состояние. Когда пришел в Тируван с другой стороны, в храм заходить не стал – оставил на другой раз.

Вход в храм Аруначалешвар, Тируваннамалаи

Храм Шивы в Тируванамалаи – самый большой в мире. Сами увидите. Не буду описывать. Увидите сами. Вход в храм – со стороны города. Там есть еще перед входом что-то на площади. Не очень понимаю. Что-то такое, что должно быть именно перед входом. А у самого входа – можно сдать обувь на хранение и купить цветы. Не стоит соваться, когда много народу. Храм огромен – это большой комплекс храмов внутри. Ходите, ощущайте. Схема есть, но понять, что где – надо смотреть. В каком-то из основных храмов проводят пуджу по фиксированной цене – 20 рупий. Но я и без того был весь насыщен светом этого комплекса. Там побыть – полдня надо. Очень светлое все. Не помню, куда-то внутри белым, вроде, нельзя. Нет, вроде везде в храме был, везде можно. Кстати, в Индии есть храмы, куда белых не пускают.
Там тоже странно – могут вдруг и пустить – смотреть будут не на цвет кожи, а на… цвет ауры, что ли. Это не от вредности. С одной стороны – это для самих белых – чтоб не загнулись. И с другой стороны – чтобы не натащили того, в чем они, в особо священный храм. Хотя, вряд ли храм это заметит – это для него песчинка. Но все-таки. Очень мудрое решение.

Есть информация: вроде как можно оставаться ночевать в храме Аруначалешвара в день прадакшины. Не знаю, больше про это не слышал – но это навернео относится только к новолунию. Или вообще к одному новолунию в год – самому важному… (что-то такое, что народ приезжает на первое новолуние в году (Понгал или европейский???) – вот тогда вся самая толпа. Но не уверен, это мои догадки, не помню я когда самый празник. Если узнаю – напишу.

Короче, там что-то типа комплекса в комплексе – а внутри еще… Побудьте там.

Сканда ашрам. Это место, где поначалу был Шри Рамана Махарши после просветления (не сразу, сначала там рядом в пещере. Почитайте о нем.) Но в пещере я ничего не ощутил. А вот Сканда ашрам – какое-то сказочное место. Это как раз напротив храма Шивы (Аруначалешварам), над ним… Там можно сидеть часами – потрясающее состояние. Медитируйте. В общем, не объяснить. Попасть туда в первый раз советую по дорожке со стороны Рамана ашрама. (Кстати, от сканда ашрама, как где-то нарисовано, тоже можно подняться на Аруначалу.) Так по дорожке и дойдете. По дороге продают изделия, вырезанные из камня – за копейки. Иногда и воду. Из камня продают авторы – они тут же вырезают новые. Фигурки кобры, еще многое другое. Здесь я заплатил больше, чем просили (вернее, отказался от сдачи). На мой взгляд, надо было заплатить еще больше. 30 рупий за вырезанную фигурку кобры… Так дойдете до сканда ашрама (кстати, не мусорьте на Аруначале – гора священная. И о ней очень заботятся).

А от ашрама – выходите по дорожке вниз (довольно круто, но коротко). Запоминайте путь при входе в город. Так вы запомните, как пройти из города к Сканда ашраму. Там есть маленький указатель, незаметный. Но объяснить словами не смогу.

В город от Шри Рамана ашрама (где живем) можно дойти пешком – вы уже практически в городе. Идете вдоль Аруначалы, в сторону храма. Там будет только одна развилка, берите левее – вдоль горы. Минуете храм – дорога сама повернет направо. Там потом еще повернуть левее – спросите. Еще до храма будут небольшие рыночки, и множество ларьков с едой и питьем. После храма пошли направо – там основные рынки. И со стороны входа в храм. И так почти до самого автовокзала. Чтоб до него дойти, где-то, помнится, надо брать правее. Увидите, куда автобусы едут. Где что – а смотря по тому, что вам надо. Не факт, что найдете сразу. Имейте в виду – перед автовокзалом для автобусов (может, и для всех, не помню) движение одностоннее, по одной улице к нему, по другой – обратно. Помните, что оно левостороннее.

Храмов много и по дороге между городом и Рамана Ашрамом, и в другую сторону, и в самом ашраме. И вообще. Найдите для себя, что вам подойдет.

WiFi. Когда из Атити ашрама вышли – идем налево и по первой улице – к шоссе. Примерно посредине – будет справа магазинчик (здание такое поновее), в конце его – Интернет. Есть еще места, не пользовался. Есть – поворачиваем не к этому магазинчику налево, а направо – там всего пара домиков до полей – последний слева будет с Интернет-кафе, вроде с WiFi, но там не всегда можно застать хозяина – как повезет. Помнится, без него я так и не смог подключиться.

Здесь будет много садху и еще есть просто старики. Так что носите с собой мелкие купюры и мелочь. Это не обычные нищие, когда вы им даете денежку – вы почувствуете благодарность. Был там еще один слепой. Много садху и перед входом в Шри Рамана ашрам. Отличительная их особенность – желто-оранжевая одежда и обычно такой бидончик в руках (для милостыни и еды). Увидите.

Чистильщик обуви регулярно предлагал мне свои услуги – несмотря на то, что я в босоножках. Ни разу не видел, чтоб он кому-то чистил обувь. Под конец пребывания в Тируване я протянул ему то ли двадцатку, то ли полтинник – разведя руками и показав на босоножки. Вместе рассмеялись, он поблагодарил. Как-то мы оба восприняли происходящее как само собой разумеющееся. Он понимал, что я должен ему что-то в конце концов заплатить – но не виноват же я, что хожу в босоножках. Вот примерно так там все и происходит.


Комментариев : 6

Вообще то правильно все таки

achadidi аватар

Вообще то правильно все таки Тируваннамалаи, а не Тируваномалаи, по крайней мере именно так пишу на картах и путеводителях, пришлось править в тексте. Ударение на последнее А. Сокращают до Тиру, причем не только русские, потому что Тиру на дравидских языках - тоже самое, что Шри на санскрите и хинди, то есть святой, священный, уважаемый и т.д., а про Тир и Тируван не слышала никогда.

Полезная рекомендация относительно обуви для прогулок на гору Аруначалу. Ситуация, которую вы описали с чужих слов происходила со мной лично во время первого путешествия в Тиру, и я об этом писала еще в 2005 году. Сначала ноги изрезала о камни, потом обожгла, когда камни раскалились на солнце... попросила Шиву о помощи и пошел дождь, в результате я спускалась по потоку воды, который нес с собой мелкие камни, которые уже нельзя было обойти + стало скользко + промокла насквозь и замерзла до синевы.... Думала ходить долго не смогу и простужусь, ан нет, Господь милостив...

Про вход в храм по ауре... имхо, так пишут те кто, которые просто хочет себя пропиарить и повысить СВЧ на фоне храма. Первый раз про это слышу, и сама ничего подобного не видела, кто тока в Аруначалешвал не ходит, никого не тормозят, я сама в частности приходила с попутчиками "сильно не в теме", очень заземленными и т.д., и никто не мешал войти...

Насколько мне известно, на

Borf аватар

Насколько мне известно, на вершину можно подняться по трем тропам, основная и самая относительно безопасная - да, мимо Скандашрама, чуть ниже его перейти ручеек и повернуть налево по стрелкам. А вправо - тропа спускается к пещере Вирупакша и дальше вниз, в город, как раз к Аруначалешвару.
Воду к Скандашраму не закачивают - она там в виде ручейка спускается вниз с горы (источник выше Скандашрама.
Вообще ноги в Индии - нечистая часть тела, а обувь - тем более, именно поэтому ее нельзя проносить в храмы. Индусы увидели, что мой попутчик засунул шлепки в рюкзак при входе в Аруначалешвар, подняли шум и заставили оставить при входе.
Поднимался я на Аруначалу босиком - ничего, терпимо))
А прадакшина по внутреннему кругу гораздо интереснее, хотя последняя ее часть действительно проходит по городу, по дороге. Я попытался было по склону пройти, но метров через 300 сдался - тропы нет, а колючек много.
Самый многолюдный праздник в Тируваннамалаи - Картикея Дипам - это полнолуние, выпадающее с середины ноября по середину декабря. В эти пару дней в город приезжает до миллиона паломников. Люди спят вповалку не только на территории храма, но и вокруг него - в гесты все не помещаются.

"на Аруначалу босиком -

achadidi аватар

"на Аруначалу босиком - ничего, терпимо"
это смотря какая кожа на стопах, если тонкая, без мозолей, то НЕтерпимо, когда я в первый раз спускалась у меня из глаз просто лились слезы от боли... и встретившиеся индийцы предлагали кто свои чапалы, кто на руках меня вниз отнести...

У меня тоже без мозолей - я ж

Borf аватар

У меня тоже без мозолей - я ж городской житель)). Во вторую поездку на Аруначалу - не смог, а в третью, на Картикею Дипам - почему-то запросто. Только главное - спешить не надо и внимательно под ноги смотреть. Я и прадакшину по внешнему кругу тогда босиком прошел - вся толпа была босая, неудобно одному обутому было.

В 2015 году праздник был 25

Этот комментарий был перемещен сюда.

В храмовом комплексе, если

В храмовом комплексе, если стоять лицом к Аруначале, то справа в начале храм, в котором жил Рамана, когда только приехал в Тируваннамалай. Там в подвале комнатка, в которой он получил укусы крыс, шрамы от которых остались до конца. В Вирупакшу Он попал лишь через какое-то время, и через годы и годы в Скандашрам, где тоже лет 7 провел. По памяти хронологию не помню, кому интересно информация общедоступна, есть в инете. Босиком на Аруначалу вполне можно, камни на тропе не такие уж острые и раскаленные. На обычном пляже песок намного жарче. Тени по дороге к Скандашраму предостаточно, много деревьев. До Скандашрама подниматься минут 30. Цены на разнообразные фигурки и прочее с надбавкой для легковерных энтузиастов, особая дешевизна не предполагается, да и не место это для шоппинга. В обуви нельзя в храмы, медитационный зал и другие помещения ашрама. По территории же можно пройти не снимая, если сразу от входа повернуть влево и обойти здания вдоль водоема и сада с тыльной стороны и выйти к площадке слева от столовой и пройти дальше к воротам на гору.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
б
г
У
в
ы
Введите код без пробелов, учитывая регистр