Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Архитектура Индии. Жилые районы

Яркая индивидуальность индийской архитектуры, ее самобытность глубокими корнями уходят в древность, когда на протяжении тысячелетнего развития наблюдается редкая картина унификации и типологической устойчивости строительства, обусловленных незыблемостью индийских социальных и экономических порядков.

В древней и ранее-средневековой Индии ясно обнаруживается преемственная связь между сферами гражданского и культового зодчества. Традиции, установившиеся в народной архитектуре, в первую очередь в жилище, переносятся в область монументального культового и дворцового строительства, и на этой основе вырабатывается общая индийская архитектурная концепция.

Стойкость традиций нигде так не проявляется, как в архитектуре жилища, наиболее тесно связанной с природой, климатом, образов жизни и бытом людей. Основные принципы организации жилого пространства в традиционном строительстве Индии сохраняют силу и для современной архитектуры и градостроительства.

Во многих городах и селах Индии, особенно там, где сильны пережитки родоплеменных отношений и кастовые различия, исстари сложилась особая система землепользования: люди расселяются по определенным зонам не в одиночку, а группами одной касты или одной профессии, общей религии и языка, общего этнического происхождения. Подобная система встречается и поныне в заключенных в стены городах Шахджаханабаде в Дели, Ахмадабаде, Хайдарабаде, а также в отдельных районах Калькутты и Бомбея и в больших селах. Согласно этой системе и сформировалась специфическая структура поселения, напоминающая живой организм, состоящий из атомов и молекул.

Город расчленяется на части — административные районы (тханы), имеющие зафиксированные границы.
Тханы в свою очередь членятся улицами на множество жилых образований— кластеров, называемых мохалла.
Мохалла второстепенными улочками (гали и кооча) расчленяется на более мелкие жилые ячейки, которые также изолированы друг от друга стенами с воротами.
В этих ячейках размещается одна или несколько семей, иногда представляющих собой патриархальный род. Такой жилой комплекс обычно состоит из несколько сообщающихся между собой внутренних дворов, жилых и хозяйственных построек. Здесь же обычно находятся ремесленные мастерские, в которых заняты и женщины, и дети.

Мохалла — это своего рода крепость внутри укрепленного города. Ее окружают стены с воротами. Она недоступна для людей другой касты, веры. Сельский мигрант, покидая железнодорожный вокзал, направляется только в свою мохаллу, так как иного места в городе для него нет. Каждая мохалла имеет свое наименование по роду занятий, имени старейшины либо по приметам местонахождения (мельничная мохалла, мохалла гранатового дерева, мохалла столяров, мохалла купцов и т . п.). Пространственный стержень мохаллы закреплен, но четких границ она не имеет.
Мохаллу возглавляет городской совет, по функциям подобный сельскому совету (панчаяту). Он устанавливает правила общественного и личного поведения и следит за проведением их в жизнь. На его попечении находятся сироты и инвалиды. На территоии мохаллы размещаются мечеть или храм, базар и начальная школа. Со стороны улицы мохалла для случайного посетителя представляется безлюдным кварталом. Однако за ее стенами среди зелени и бассейнов внутренних дворов бурлит жизнь.

На перекрестках улиц, на углу, в тупике, а чаще — на месте уширения улицы образуется открытое пространство, так называемое чоук, свободное от транспортного движения. Чоук — это одна из наиболее самобытных черт традиционного индийского города — своеобразный, активно действующий в городе местный общественный центр. Обычно рядом с чоуком возвышается мечеть или храм. Здесь же располагаются чайная, лавка для продажи бетеля и цветочных гирлянд, универсальная лавка, устраиваются временные ярмарки, на чоуке вокруг колодца собираются женщины с медными кувшинами для воды, играют дети.
Чоук имеет определенные границы, на которые претендует одна какая-либо группа людей или община. На чоук обязательно выходят ворота мохаллы. Незаконно поселившиеся в городе бездомные люди даже в случае острой нужды в пристанище не посягнут на чоук, предназначенный для общего пользования жителей округи.

Продолжение - архитектура индийского дома

Ваш голос будет первым

Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается). Gravatar подгружается автоматически.
синхро_изация:

Рекомендуемые посты