Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

История индийского кино: наступление “золотой эпохи”

Период, когда сразу несколько великих индийских режиссеров переживали пик своего творчества, пришелся на 50-е гг. Этот период не зря назвали «золотой эпохой»…

50-е гг. характеризуются ярким творчеством многих кинорежиссеров, но и среди них особняком стоит Радж Капур со своим фильмом Awara (1951 г.). Фильм задал тон всему популярному кино, у него были все признаки блокбастера: качественный сценарии от протеже IPTA Кхваджа Ахмеда Аббаса, лирика Шайлендры, простонародного поэты, участника левацкого профсоюзного движения, и музыка Шанкара и Джайкишена.

Awara разрушил международные границы и обрел массовую популярность во всем мире. Картина была продублирована на турецкий, персидский, арабский и русский, она побила все кассовые рекорды на Ближнем Востоке и завоевала массу поклонников в СССР.
Песни из «Бродяги» не сходили с уст советских людей. Хотя Радж Капур и был сыном театральной знаменитости Притхвираджа Капура, своего успеха он достиг не благодаря чьему-либо покровительству, а только лишь своему таланту и кропотливой работе.

В фильме Капура Shree 420 обыгрывалась примерно та же тема, что и в Awara. Название ленты появилось благодаря статье 420 уголовного кодекса Индии, в соответствии с которой преследуются мошенники. Радж Капур, как режиссер, доминировал в индийском кино с момента обретения Индией Независимости в 1947 г.
Эта позиция принадлежала ему по праву до начала 70-х, когда вышел его хит Bobby (1973 г.).

Другой звездой, появившейся на небосклоне 50х, был весельчак Дев Ананд. Он стал вторым после Раджа Капура значительным актером, занявшимся независимым творчеством и основавшим вместе со своим братом Четаном студию Navniketan (1949 г.). Эта студия выработала свои нормы популярного кино – одно должно было быть развлекательным, но не глупым. Второе по счету произведение студии, фильм Baazi (1951 г.), стал вехой в нескольких отношениях. В этом фильме впервые выступил в качестве директора Гуру Датт, впервые были использованы стихи известного поэта урду Сахира Лудхьянви, впервые в качестве музыкального директора появился С.Д. Бурман.

Третьим представителем великой триады рассматриваемого периода в полной мере можно считать Дилипа Кумара (настоящее имя Юсуф Кхан). Актерского таланта у него было даже побольше, чем у Капура или Анада. Дилип Кумар снимался у таких режиссеров как Мехбуб (Andaz), Кидар Шарма (Jogan) и Зия Сархади (Footpath). Сам Зия Сархади проявил себя в качестве значительного режиссера в двух замечательных картинах начала 50х – Humlog (1951 г.) и Footpath (1953 г.).
В первом фильме повествуется о борьбе низов среднего класса за свои права по слеобретения Независимости.
Вторая картина рассказывает о дельцах черного рынка, распространяющих лекарства в голодающем районе.
До этого Сархади снискал репутацию талантливого автора диалогов, написавшего несколько текстов для Мехбуба. Карьера Сархади пошла на спад после его отъезда в Пакистан в конце 50х.

Наверное, не будет ошибкой сказать, что одним из самых значительных явлений десятилетия был пик творчества режиссера Бимала Роя.
Двумя блестящими примерами его творчества стали картины Do Bigha Zamin (1953 г.) и Madhumati (1958 г.). И через полвека после своего выхода первый фильм остается примером того, как нужно показывать жизнь сельской бедноты. Madhumati же стал фильмом не только развлекательным, но и очень богатым художественно.
В творчестве Роя самым неожиданным образом смешиваются элементы неореализма. Фильмы Devdas (1955 г.), Sujata (1959 г.) и Bandini (1963 г.) несут ярко выраженную социальную окраску. Характерной чертой режиссера был и исклю чительный артистизм его творений, и пренебрежение к гламуру и успеху. Его прямолинейность помогла ему завоевать симпатии миллионов зрителей. В Devdas Дилип Кумар создал ярчайший образ трагического героя. В Sujata и Bandini актриса Нутан явила собой идеал художественного достоинства. Режиссеры Хришикеш Мукхерджи и Гулзар были среди его самых талантливых учеников.

По настоящему культовым был фильм Мехбуба Mother India (1957 г.). Являясь римейком его раннего фильма Aurat, эта картина рассказывает о жизни бедной, но гордой деревенской женщины. Фильм посвящен конфликту ценностей в независимой Индии.
Хотя вклад Мехбуба в популярное кино приуменьшить сложно, эта картина все же затмевает остальные его работы.

Другим ярким событием 1957 г. стал выход картины Гуру Датта Pyaasa, в которой повествуется о трагических событиях в жизни поэта. Сильной стороной этого режиссера всегда было удачное применение песен и музыки. Его поэтический темперамент и хореографические навыки помогли ему добиться мощного визуального эффекта в таких фильмах как Pyaasa и Kaagaz ke Phool.

Следует отметить, что после завоевания Независимости правительство Джавахарлала Неру уделяло большое внимание популяризации и поддержке кинематографа. Помимо учреждения специальных организаций, занимавшихся этими задачами, в 1952 г. в Индии с большим успехом прошел первый Международный кинофестиваль.

Автор и источник публикации: 

www.indianembassy.ru индийский вестник № 12 2009


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
6
К
к
У
п
Введите код без пробелов, учитывая регистр