Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

КУМБХАМЕЛА: праздник священного сосуда

Такое великое множество людей – бедных и богатых, старых и молодых, бесстрастных и экзальтированных, обнаженных и одетых – не увидеть больше нигде в мире. Повсюду слышны религиозные песнопения и молитвы, звуки трубящих раковин, ритуальных колокольчиков и дамару (небольших двухсторонних барабанов). Богослужения и чтение священных мантр идут почти непрерывно... День и ночь в небесную обитель богов уносится запах тысяч зажженных благовоний.

Этот священный праздник собирает миллионы паломников со всей Индии. Главное торжество проходит около Праяга (Аллахабада) на месте слияния трех священных рек (Тривенисангам) – Ганги, Джамны и невидимой Сарасвати, протекающей, согласно поверьям, под землей, куда она ушла, не в силах видеть упадка нравов.

Нынешняя Кумбхамела («кумбха» – сосуд, «мела» – периодический праздник) проходит в Харидваре, у самого подножья Гималаев. Обычно это грандиозное событие выпадает на январь-февраль, когда наступает перерыв в сельскохозяйственных работах, но в этом году Кумбхамела продлится почти до конца апреля.
Даты празднования определяются астрологами по положению планет и фазам Луны: Солнце должно находиться в созвездии Овна, а Юпитер – в Водолее. Кстати, в индийской астрологии и астрономии знак Водолея называется Кумбха; в традиционном зодиакальном круге он изображается как бог Джаянта, бережно несущий сосуд с драгоценной амритой.

Мифическая кумбха

Как повествуют священные индуистские тексты «Матсья пурана» и «Говинда пурана», в давние времена боги и асуры (демоны) решили добыть священную кумбху с драгоценной амритой, напитком бессмертия. Тысячу лет они «пахтали» (взбивали) молочный океан. Мутовкой им служила сияющая гора Мандара (Меру). Обернув змея Васуки вокруг Мандары, боги тянули его за хвост, а асуры – за голову. Много всего поднялось из глубин океана, прежде чем появился долгожданный сосуд. И тогда между богами и асурами разгорелась жестокая борьба.
Во время битвы славному Джаянте, одному из сыновей царя богов Индры, удалось схватить кумбху. Джаянта обернулся огромным орлом и взмыл высоко в небо. Асуры последовали за ним. До небесной обители Джаянта летел 12 божественных дней, равных 12 человеческим годам. Ненадолго он останавливался отдохнуть в Харидваре, Насике, Удджайне и Праяге. В благодарность за приют он пролил в них по капле амриты из кумбхи, и города, освященные божественным напитком, с тех пор стали местами паломничеств – тиртхами . В каждом из них поочередно раз в три года отмечают Кумбхамелу. Раз в 12 лет празднуют Полную Кумбхамелу, а раз в 144 года (12 раз по 12) – Великую Кумбхамелу. Последняя Великая Кумбхамела проходила в Праяге (Аллахабаде) в 2001 г., по официальным данным в ней приняли участие около 60 млн. человек.

Чудесный сосуд

Образ чудесного сосуда (чаши, вазы, кубка), дарующего людям и богам всевозможные блага, встречается во многих древних религиях. В Древнем Китае – это незамысловатая тыква-горлянка с эликсиром жизни, в Древней Греции – рог изобилия, чаша с благовонной амброзией или чудодейственным нектаром, поддерживающим бессмертие богов. У скандинавов – драгоценные сосуды со священным медом поэзии, источником жизненного обновления. У кельтов – магический котел изобилия Дагда; в одном из валийских повествований он предстает как сосуд, возвращающий к жизни погибших воинов. Вспоминаются русские сказки, в которых герой, искупавшись в трех котлах, становится пригожим молодцем.
Мифический сосуд как вместилище изобилия и магический источник жизненных сил проник в мировые религии. В буддизме ваза, наполненная напитком бессмертия, – одна из драгоценностей дхармы, символизирующая сокровищницу благих помыслов. Ее изображения украшают алтари буддийских храмов и дома верующих. Этот символ входит в число благоприятных знаков, традиционно изображаемых на отпечатках стоп Будды.
С образами древних мифологий и кельтских святынь тесно переплетены христианские легенды о Святом Граале – священной чаше искупления и благодати. Согласно средневековым преданиям, Грааль, подобно магическому котлу Дагда, являлся «чудесным кормильцем», мог насыщать неземными яствами, исполнять желания, излечивать от болезней и даровать бессмертие. Святой Грааль, как и священные сосуды разных традиций, является символ святая святых, космологического центра Вселенной, духовного центра человека.
В то же время сосуд, как ящик Пандоры, может заключать в себе болезни, пороки и несчастья. Так, во время «пахтания океана» до появления кумбхи с амритой из морских глубин поднимается страшный яд калакута, грозящий сжечь Вселенную; ради всеобщего спасения его глотает бог Шива. В этом случае сосуд предстает как вместилище того, что должно быть трансформировано.

Вода бессмертия

Многие индийцы считают своим долгом, особенно в дни Великой или Полной Кумбхамелы, посетить этот религиозный праздник, выполнить все необходимые ритуалы и совершить омовение. Считается, что в дни Кумбхамелы амрита вновь проливается на один из четырех благословенных городов, а в дни главных купаний, вычисляемых по звездам, воды той реки, на которой стоит город, превращаются в нектар бессмертия.
Индийцы с давних времен относятся к воде с особым трепетом. Известно, что очистительные ритуальные омовения в священных водах совершали жители древнеиндийских городов. Все реки и водоемы для них священны. В ведических гимнах они прославляются как божественные и бессмертные.
В Индии верят в великую силу воды, способную смыть прошлые прегрешения, очистить душу, исцелить от болезней, обеспечить более высокое перерождение и приблизить мокшу – освобождение от тягот и превратностей мирского бытия и круга перерождений. Считается, что воды священных рек, коснувшись останков умерших людей, даруют их душам вечное блаженство.
На Кумбхамеле ритуальное омовение в священных водах – основной момент праздника. В этом году главные купания назначены на 12 февраля, 15 марта и 14 апреля. Принято погружаться в священные воды три раза с головой. Предварительно по традиции многие паломники, за исключением некоторых групп подвижников, сикхов и женщин, сбривают все волосы (эта ритуальная процедура называется мундан , сбритые волосы отдают реке). И лишь потом, следуя всем предписаниям, совершают священное омовение.
Ранним утром красочные праздничные процессии устремляются к реке. Маханты (настоятели монастырей, лидеры религиозных орденов), подобно раджам, едут на расписанных слонах, на украшенных цветами и транспарантами платформах, которые везут буйволы, трактора или автомобили. Первыми в воду всегда заходят аскеты и садху (к подвижникам индийцы относятся как к святым людям), затем все остальные.
После омовения обычные люди делают приношения богам и оставляют щедрые пожертвования. Подвижники дают новые обеты, принимают очередную аскезу, получают посвящения от своих духовных учителей – гуру.

Святые люди

Садху сильно выделяются в толпе паломников своими оранжевыми одеждами или наготой, прикрываемой множеством разнообразных мал (четок), а также нанесенным на тело слоем пепла ритуального огня. Одни из них громко читают священные тексты или мантры, другие подолгу предаются созерцанию, стоя в холодной воде. Третьи погружены в глубокую медитацию среди зажженных костров, при этом некоторые сидят среди жарких углей или на подстилке, утыканной острыми гвоздями. Иные протыкают себе язык, обрекаясь на вечное молчание, или, умерщвляя плоть, никогда не опускают поднятую над головой руку.
Кумбхамелу традиционно посещают многие аскеты, йоги, монахи, священнослужители, наставники монастырей, руководители духовных школ. В VIII столетии прославленный философ и авторитетнейший религиозный деятель Шанкара призвал адептов всех монашеских орденов и подвижников собираться на Кумбхамеле для обсуждения насущных вопросов. С тех пор на этом празднике проходят, вероятно, самые крупные религиозные собрания на земле.
Издавна здесь решали, в основном, богословские проблемы. Но в ХХ столетии остро встал вопрос о судьбах Индии, ее народа и индуистской диаспоры. На Кумбхамеле 1966 г., проходившей в Аллахабаде, был создан «Вишва хинду паришад» (Всемирный совет индуистов). Ныне – авторитетнейшая международная организация.
На проходящей ныне Кумбхамеле садху из ордена нагов собираются внести свою лепту в спасение планеты от экологического кризиса. Согласно заявлению их духовного лидера Махамандалешвара Джуны Акхара, наги планируют выйти на улицы Харидвара с лозунгами «Остановим глобальное потепление!», «Спасем Гималаи!», написанными на разных языках. Кроме того, они подготовили выставку фотографий, ярко иллюстрирующих изменения климата на земле.

Автор и источник публикации: 

Татьяна Каширина из архива журнала Империя духа http://www.imperia-d... фото из http://kartazon.live...

Кумбха Мела, фото http://kartazon.livejournal.com


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
х
ш
Ю
ч
с
Введите код без пробелов, учитывая регистр