Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Россия и Индия. Идея ненасилия

Связи России и Индии имеют длительную историю. Непосредственно они начались еще в XV в., когда в канун обретения национальной независимости Россией от Золотой Орды русский купец из г. Твери Афанасий Никитин посетил Индию и описал свои впечатления в “Хождении за три моря”.
Во время британского колониального владычества в Индии борьба индийских патриотов часто находила поддержку у передовых людей России и даже у Правительства Российской Империи.
Однако связи между нашими странами имели и идейный аспект. И этим аспектом была идея ненасилия, являющаяся близкой как для России, так и для Индии.

В России идея ненасильственных действий была выдвинута одним из величайших гениев нашей страны – писателем Львом Николаевичем Толстым. В конце XIX – в начале ХХ в. в период разгула в стране терроризма “ультрареволюционеров”-народников и ответных действий по отношению к ним со стороны Правительства Российской Империи, именно Л. Н. Толстой призвал к непротивлению злу насилием, гениально предвидев, к каким трагическим последствиям может привести мир это насилие в “просвещенном” ХХ веке.

Жизнь вскоре подтвердила это предвидение. Две мировые войны, бесчисленные локальные и гражданские войны, революции и контрреволюционные перевороты, нечеловеческая ненависть друг к другу только из-за различий в вере или убеждениях – все это выливалось в гигантские кровопролития, продолжающиеся до сих пор и которым не видно конца. И это стало результатом проповеди военного, революционного, религиозное и других видов насилия, нетерпимости, ненависти людей друг к другу. И все это, как всегда, якобы, во имя справедливости и прогресса человечества.

Казалось, что уже никто не прислушается к голосу разума, не продолжит проповедь терпимости, ненасилия, не противопоставит эти идеалы человеческому безумию.

Однако был на свете человек, которому именно эти идеалы были дороги и который посвятил их проповеди и, что самое главное, претворению в жизнь, все годы своей политической деятельности. Это был другой гений человечества – один из руководителей индийского национально-освободительного движения и партии Индийский национальный конгресс (ИНК) Мохандас Карамчанд Ганди, прозванный “Махатма”, т. е. “Великая Душа”, “Святой”. Именно он поднял знамя ненасилия и под этим знаменем народ Индии добился обретения независимости.

Идеи ненасильственных действий, которые проповедовал Махатма Ганди, были положительно восприняты во всех частях Индии, этой “жемчужины британской короны”. В числе борцов за национальную независимость был и руководитель пуштунских националистов Северо-Западной Пограничной провинции (СЗПП) Хан Абдул Гаффар-хан, создавший в 1929 г. организацию “Худаи хидматгаран”, “Божьи Дети”, известную еще и как “Красные рубашки” по цвету носимой ими униформы. После создания Провинциального отделения Индийского национального конгресса эта организация слилась с ним. Именно идеи ненасильственных действий и были восприняты “краснорубашечниками” Абдул Гаффар-хана, ставшего признанным руководителем национально-освободительной борьбы пуштунов. Именно за проведение в жизнь ненасильственных действий Хан Абдул Гаффар-хан получил прозвище “Пограничный Ганди”.

В 1947 г. борьба индийского народа за независимость увенчалась успехом. Однако попытка создания на всей территории Индостана Федеративной Индии потерпела неудачу. По плану “3 июня” страна была разделена. Провинции с преимущественно индусским населением вошли в доминион Индийский Союз, провинции с преимущественно мусульманским населением вошли в доминион Пакистан.

Вопрос о принадлежности СЗПП должен был решиться на референдуме в провинции. И хотя этот референдум не был предусмотрен действовавшим тогда Законом об управлении Индией 1925 г., руководители ИНК вынуждены были на него согласиться. Британская же администрация в лице вице-короля лорда Л. Маунтбэттена отказала руководителям Провинциального отделения Конгресса СЗПП во включении вопроса о создании “Свободного Пуштунистана” в бюллетень референдума, о чем настаивал Абдул Гаффар-хан.

Руководители ИНК и лично М. К. Ганди и Джавахарлал Неру были вынуждены согласиться на раздел страны, так как понимали, что в сложившихся тогда условиях из-за кровавых столкновений между индусами и мусульманами все равно сохранить единство Индии не удалось бы. Они также понимали, что, несмотря на сильные позиции ИНК в СЗПП, невозможно было включить эту провинцию в состав Индии. Лидер Всеиндийской Мусульманской лиги М. А. Джинна выступал за присоединение этой, населенной почти одними мусульманами, провинции к Пакистану, и у него там было очень много сторонников. От Индии СЗПП отделяла часть Панджаба, отходившая в результате его раздела к Пакистану. В ходе заключительного этапа обретения независимости в стране снова началась кровавая резня между индусами и мусульманами. Если бы руководство ИНК продолжало настаивать на включении СЗПП в состав Индии, это могло бы стать поводом для большой войны на субконтиненте. Исходя из этого, руководством ИНК и было дано согласие на референдум, что означало отказ от претензий на СЗПП.

Вопрос о том, к какому государству – к Индии или к Пакистану – должна была присоединиться какая-либо провинция, решался руководителями провинции, ее Законодательным Собранием. В СЗПП у власти находились конгрессисты, в Законодательном Собрании они также имели подавляющее большинство. Такое положение было только в этой единственной провинции с преимущественно мусульманским населением. Однако число сторонников Пакистана в ней росло, и руководители провинции не без основания опасались проиграть референдум.

В сложившейся обстановке, когда перед населением СЗПП по условиям референдума был выбор только между Индией и Пакистаном, Абдул Гаффар-хан принял единственно возможное для него решение: призвать своих сторонников бойкотировать референдум. В ходе его проведения победили сторонники включения этой провинции в состав Пакистана.

Абдул Гаффар-хан и его сподвижники присягнули на верность Пакистану, но в результате интриг их врагов после смерти М. А. Джинны сам “Пограничный Ганди” и многие его сторонники оказались в тюрьме, многие “краснорубашечники” были убиты.

Однако сама идея ненасилия не погибла ни после обретения Индией независимости, ни после поражения националистов СЗПП во главе с Абдул Гаффар-ханом, ни после трагической гибели “апостола ненасилия” Махатмы Ганди. Эта идея подтвердила свою мощь в движении за равноправие негров в США, в ряде других движений и акций.

Естественно, применение ненасилия в политической жизни нашего мира не всегда возможно. Для того, чтобы восторжествовала справедливость, необходимо во многих случаях применять и силу. Однако мы считаем, что в современном и в будущем мире применение силы является и будет являться необходимым для того, чтобы обуздать тех, кто является противником ненасильственных действий и силой пытается и будет пытаться подавить ненасилие. При современном уровне развития науки и техники, при наличии у противоборствующих сторон современного разрушительного оружия именно ненасильственные действия могут предотвратить скатывание мира к катастрофе.

1. Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии. М., Наука, 1979. 815 с.
2. Азад А. К. Индия добивается свободы. Пер. с англ. М., Изд. иностранной литературы. 1961. 348 с.
3. Ганди М. К. Моя жизнь. Пер. с англ. М., 1964. 612 с.
4. Горев А. В. Махатма Ганди. М., “Международные отношения”, 1979. 373 с.
5. Неру Дж. Автобиография. Пер. с англ. М., Изд. иностр. лит., 1955. 656 с.
6. Неру Дж. Открытие Индии. Пер. с англ. М., 1955. с.
7. Шифман А. И. Лев Толстой и Восток. М., Наука, 1971. 551 с.
8. Badshah. Khan. By life and struggle. Delhi. Orient Paperboch. 1969. 248 c.
9. Copal S. Jawaharlal Nehru. A Biography. Vol. I. L. Cape. 1975. 398 c.
10. Jansson E. India, Pakistan or Pakhtunistan. Uppsala. 1981. 283 c.

Автор и источник публикации: 

Юрий Николаевич Паничкин, соискатель Института востоковедения РАН, г. Рязань


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
безосновател_ность: