Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Танец в классической драматической традиции

Древнейшими свидетельствами о существовании танца в Индии считаются доисторические наскальные рисунки, самые ранние из которых относятся к ХХ тыс. до н.э., т.е. ко времени, которое д-р В.С. Ваканкар относит к позднему палеолиту и раннему мезолиту. На этих наскальных рисунках обнаруживается такое богатое разнообразие танцевальных форм, что мы склонны согласиться с д-ром Ваканкаром, который сказал, что уже в этот ранний период «танцы стали превращаться в классическое искусство».

Другой ученый, Эрвин Ноймайер, изучавший доисторическую наскальную живопись Индии, писал: «Эти рисунки указывают на существование очень сложной танцевальной культуры».
Помимо танцев доисторические художники изображали музыкальные инструменты, маски, церемониальные костюмы. На одном из ранних наскальных рисунков изображен танцор, выступающий на сцене вместе с музыкантом. Танец является самым значительным символом ис кусства доисторических картинных галерей.

Древнейшая известная цивилизация Индостана – Хараппская, которую еще называют цивилизацией Долины Инда, процветала с 3500 по 1500 гг. до н.э. Во время археологических раскопок была найдена целая серия танцевальных фигур, относящихся к этому периоду. Особую известность получила бронзовая статуэтка стройной обнаженной танцовщицы.
Литературные свидетельства по танцевальному искусству есть в священных книгах, составленных жрецами Ариев около 1500 г. до н.э. Стихи, в которых земля описывается в качестве дворца, где смертные громко поют и пляшут. В другом месте говорится об облаке пыли, поднимающемся от ног танцоров»

Профессиональные танцоры, упоминающиеся в ведийской литературе, еще чаще встречаются в эпосе и пуранах. Их социальный статус определен в «Законах Ману» и других подобных книгах – дхармашастрах. Каутилья в IV в. до н.э. отнес этот род занятий под юрисдикцию государственной администрации и сформулировал законы и нормативы, относящиеся к социальному и профессио нальному поведению, возложив даже на них особый налог. Однако он не отказал им в необходимости государственной защиты и предоставлении возможностей для тренировок.
С древних же времен танец близко ассоциировался с драмой. Считается, что танец является отцом драмы, и в то же время, он рассматривается в качестве разновидности драмы. В Индии танец, песня, инструментальная музыка представляли собой неотъемлемую часть драмы. В «Харивамшапуране» встречается выражение «танцевать драму». В пьесе «Карпураманджири» говорится, что форма драмы под названием «саттака» должна танцеваться. Санскритские драматурги вводили в свои пьесы танцевальные представления. Бхаса включал танцевальные представления в свои пьесы «Балачарита» и «Панчарат ра», Калидаса заставил героиню своей пьесы «Маляви кагнимитрам» представить классический танец и песню. Большое количество оригинальных танцев было включено Раджашекхарой в его пьесу «Карпураманджири». Китайский путешественник ИЦзин, рассказывая о представлении в пьесе Шрихарши «Нагананда», писал: «Царь Шиладитья (Харша) перевел на стихи историю Бодхисаттвы Джимутаваханы, который отдал себя вместо Наги. Эта версия была переложена на музыку. Он представил ее с оркестром в сопровождении танцоров и актеров и, таким образом, сделал в свое время популярной».
Кодификатором канонов танца стал великий Бхарата. В своей «Натьяшастре», написанной примерно между II в. до н.э. и II в. н.э., он придал танцам статус классических. Большое количество трактатов о танце были написаны в XIIXIII вв. такими авторами как Абхинаядарпана, Нритьядхьяя, Нритьяратнакоша, Нритьяратнавали.

Индийская танцевальная традиция поддерживалась храмовыми танцовщицами или девадаси и куртизанками или ганиками. Куртизанки были научены технике танца, которую они сохраняли и развивали на протяжении нескольких столетий. Васантасена пишет про одну куртизанку, что она была опытным танцором, а также большим мастером сце нического искусства. Учителя танца должны были тренировать молодых перспективных куртизанок. Их приглашали выступать с тан цевальными и драматическими номерами в храмах и при царских резиденциях.
Девадаси были большими мастерами танца. Их обязаны своим существованием классические стили танца, та кие как бхаратнатьям и одисси. Средневековые индийские храмы украшались прекрасными танцевальными скульптурами. Возможно, мо делями для них были девадаси и ганики. В XII в. Джаядева сочинил драму в стихах, «Гитаговинду», которая была представлена в храме Джаганнатха в Пури. Некоторые танцевальные драмы, такие как «Кришнат там», «Раманаттам», «Кучипуди», «Бхагаватамеланата ка», стали популярны в средние века. На уровень популярных в XVI в. выдвинулись танцевальные драмы «Якшагана» и «Раслила».

Автор и источник публикации: 

Текст и фото из журнала Индийский вестник.

Фото к статье Танец в классической драматической традиции Фото к статье Танец в классической драматической традиции


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
аудиовидеотехник_: