Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Великая Наланда: прошлое и настоящее

Наланда - старейший университет древней Индии

Пока они останавливались в монастыре, старшие монахи обучали их дхамме (учению) и винае (дисциплине) Будды на основе "Париятти", "Патипаттидхаммасасанам" и других текстов. Так этот университет начинался. Постепенно монастырь эволюционировал и, наконец, превратился в общеобразовательный центр, подобного которому в мире не было. Репутация заведения была таковой, что он стал известен как "университет университетов".

В настоящее время Наланда Махавихара не является великим учебным центром, но остается значимым центром культуры и цивилизации. Хорошо известно, что буддизм изучался здесь во всех своих формах. Однако и сравнительное изучение небуддистской мысли и культуры здесь также имело место. Таким образом, это был центр не только буддийской культуры, но и культуры Индии в целом.
Слава об этом учебном заведении распространялась по всей Азии. Сюда съезжались учиться из разных уголков материка, особенно много из Китая, Тибета, Кореи, Монголии, Бутана, Индонезии, Центральной Азии. Постепенно начался обмен учеными с другими странами. Буддийские монахи из Наланды ездили в Корею, Китай и Тибет.

Тибетские ученые так же приезжали в Наланду, чтобы лучше узнать о буддизме и индийской культуре. Таким образом, монахи ученые Наланды выступали в качестве своеобразных апостолов. Хотя Френсис Бьюкенен побывал на этом месте еще в 1812 г., он не смог его идентифицировать. Регулярные раскопки на месте монастыря начались в 1915 г., и, благодаря двадцатилетним усилиям Пандита Хирананда Шастри, загадочная Наланда явила свой лик. Сейчас это место известно как Кхандахара (руины). Подобно боддхисаттве, Махавихара родилась и переродилась как "Новая Наланда Махавихара" благодаря почтенному Бхикшу Джагдишу Кашьяпу в 1951 г. Его достойные последователи продолжили эту работу.

Студенты и ученые из Индии и других стран здесь обучались, медитировали и совершенствовались духовно. Отличная справочная библиотека, несколько важных публикаций этого института, электронное издание Трипитаки, глубокое изучение буддизма с использованием оригинальных текстов на пракрите и санскрите, расшифровка и изучение старых и неизвестных текстов вот только некоторые значительные достижения Новой Наланды. Это возрождение стало возможным также благодаря записям Сюань Цзана, великого китайского путешественника, побывавшего в Наланде. Его вклад в понимание и продвижение буддистской мысли в мире столь же велик, как и вклад любого индийского буддийского ачарьи, несшего за рубеж светоч великого индийского наследия.
Великая Наланда ныне превратилась в привлекательное место для туризма, где в окружении прекрасных садов, фонтанов и прудов установлена впечатляющая бронзовая статуя Сюань Цзана в полный рост. Наланда стала примером гурушишья-парампары (цепочки ученической преемственности), великой индийской традиции. Авторитет гуру (учителя) для шишьи (ученика) был абсолютным, но в академических вопросах расхождения допускались.

Традиция, уходящая в глубь тысячелетий, процветала в Наланде больше, чем где-либо. Описывая отношения учителя с учеником, "И цзин" рассказывает: "За ним (учеником) учитель присматривает с утра до вечера. Сначала учитель велит ему удобно сесть и выбирает некоторые отрывки из Трипитаки, дает подходящий обстоятельствам урок и не оставляет необъясненным ни один теоретический вопрос. Он наблюдает за нравственностью поведения ученика, предупреждая его ошибки и нарушения. Когда он видит, что ученик ошибается, он заставляет его искать ошибки и исправляться. Ученик растирает тело учителя, ухаживает за его одеждой и иногда прибирает его жилье и двор. Затем он подносит учителю воду, убедившись предварительно, что в ней нет насекомых. Затем, если оказывается, что для учителя нужно сделать еще что-то, он выполняет и это".
Таким образом, ничего удивительного, что ученики и учителя носят те самые желтые одежды, о которых говорится в буддийских текстах: "Оборачиваются вокруг торса и спадает ниже колен". Еда была простой и чистой (саттвической). Согласно Шаоманю Хуэй Ли, автору "Жития Сюань Цзана", вся провизия поставлялась двумя сотнями извозчиков из примерно сотни деревень, расположенных вокруг университета.

Разрушение Наланды руками тюрок очень грустная история. Уподобляясь Нерону, Бахтияр Кхилджи в 1205 г. смеялся, гладя на пылающий университет. Город знаний, строившийся несколько веков, был разрушен за считанные часы. Монахи убежали в другие страны, жители стали бездомными и Наланда превратилась в достояние истории.

Так завершилась история Наланды, пока она не была пересказана сначала Хэмилтоном, а потом Александром Каннингэмом. Раскопки начались в 1915 г. и продолжались двадцать лет. Но многое еще предстоит сделать. В Новой Наланда Махавихаре, располагающейся рядом с древним местом, Шакьямуни, кажется, призывает всех образованных людей восстановить славу великого центра культуры и образования. Так или иначе, правительство Индии уже предприняло меры по возрождению Наланды. С появлением указа об университете Наланды, центральное правительство и правительство штата начали работу по превращению Наланды снова в академическое учреждение мирового класса.

Автор и источник публикации: 

Источник: журнал Индийский Вестник, автор Радха Кант Бхарати PIB


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
путешеств_нник: