Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Храм Кайласанатха, сравнение

Храм Кайласанатха в Элуре имеет два прототипа - одноименный храм Шивы в Канчипураме, законченный около 700 года, и храм Вирупакши - около 740 года. Обе эти выдающиеся постройки представляют расцвет деканского стиля архитектуры, развившегося впервые при Паллавах [10].
Храм Кайласанатха в Канчипураме состоит из колонного зала для молящихся и камеры святилища, над которым возвышается пирамидальная ступенчатая башня южного типа. Позже оба строения были соединены промежуточным вестибюлем, а святилище окружено пятью малыми храмиками [11].
Другой прототип элурского Кайласанатхи был создан в Паттадакале по велению Вирупакши, супруги одного из раджей династии Чалукья, в период наибольшего расцвета архитектуры этого города [12].

И у храма в Канчипураме и у храма Вирупакши почти одинаковый план, но в последнем нет вестибюля, а вокруг святилища сделан путь для церемонии обхода (прадакшина). Впереди стоит павильон священного быка Найди. Оба храма богато украшены пилястрами, карнизами, кронштейнами и рельефами и в целом очень пластичны.

Царственный супруг Вирупакши Викрамадитья II Чалукья (733 - 746), занявший паллавскую столицу Канчипурам, был так поражен архитектурными достоинствами храма Кайласанатха в этом городе, что увез с собой местного тамильского мастера, который ввел в оба упомянутых храма элементы зодчества Паллавов. Надписи на постройках подтверждают связи Чалукьев с Паллавами и тот факт, что архитекторами в обоих случаях были южане [13]. Храм Вирупакши и храм в Канчипураме представляют лучшие черты зодчества Паллавов.

Храм Кайласанатха в Элуре - последнее, крупнейшее скальное сооружение, завершающее своей оригинальной формой длительный этап развития, который прошли скальные монолиты. В окружении гор, глубокого двора и пещер еще полнее выявляются художественные достоинства этого прославленного сооружения.

Скальное, в частности пещерное, зодчество Индии достигло огромного размаха, смелости замысла, разнообразия и величия форм. Ксли не считать пещерных погребальных камер 8 века до н. э., сохранившихся на Малабаре, то историю этого вида зодчества можно начинать со времен императора Ашоки (268 - 232 гг. до н. э.), откуда идет непрерывный хронологический ряд сохранившихся памятников и подлинная история индийского искусства. С конца 8 века н. э. скальное зодчество постепенно угасает и окончательно прекращается в 12 веке.

Всего в Индии было создано около 1200 пещерных храмов и монастырей, причем они высекались не в мягком грунте, а в скалах твердых пород.
Развитие пещерной и монолитной скальной архитектуры не было результатом неумения индийцев строить из тесаного камня и не служило заменой конструктивного зодчества. По всей видимости, и пещерная и монолитная скальная архитектура были воспроизведением построек из дерева и тесаных каменных блоков.

Храм Кайласанатха в Элуре, как уже отмечалось, создан по образцу структурных каменных храмов.
Индуистские пещерные храмы имеют планы, близкие к более древним храмам буддийских пещер, и посвящены главным образом Шиве.
В основном они распадаются на два типа. Один из них, представленный в Элуре (например, храм Рамешвара) и в других местах юга Индии, характеризуется верандой, огороженной колоннадой. Веранда, как правило, вытянута по фасаду с углубленными в ее задней стене камерами святилищ, числом от одного до трех, иногда окруженных обходным коридором. Второй тип имеет вид обширного колонного зала, в центре которого возвышается целла с четырьмя входами и с лингамом внутри. С двух или трех сторон зал окружен вестибюлями и открытыми дворами (Дхумар Лена в Элуре и другие).

Все эти пещеры отличаются широтой замысла и величием.
К концу 8 века пещерное зодчество исчерпало все свои возможности по масштабам, "этажности" и сложности планов. Так, буддийская пещера Тхин-Тхаль в Элуре имеет три этажа и площадь почти в 800 квадратных метров (в одном этаже). У пещеры Дас Аватар (в Элуре) - 928 квадратных метров. В храме Шивы на острове Элефанты появились открытые дворы и вестибюли.

Однако широкий доступ света в значительной мере уничтожал основной смысл пещеры как подземного помещения. Увеличение "этажности" не могло продолжаться свыше известного предела, обусловленного наличием подходящих утесов с отвесно падающими стенами. Развитие обычного строительства из тесаного камня тоже подрывало значение пещерного и вообще монолитного зодчества.

Неся на себе черты стиля предшествующих построек, храм Кайласа-натха отошел от обычной техники создания храмов-монолитов. Он не оформлен из отдельно стоящей скалы, что было бы несравненно легче, чем высекать его в массиве горы путем выемки горных пород вокруг огромного рва. Ров этот образует двор, в центре которого и возвышается храм. Таким образом, сохраняя старые традиции южной и деканской архитектуры, комплекс Кайласанатхи представляет собой уже наземный храм, и в сохранившейся его скульптуре мы видим появление новых черт, знаменующих развитие средневекового искусства.

об архитектуре храма Кайласантха

Примечание

11 Колонный зал мантапам, вестибюль перед святилищем-антарала и святилище гарбха-гриха (лоно храма). Башенная надстройка над святилищем, имеющая южную форму, дравида-шикхара (дравидийская вершина).

12 Этот небольшой храм носит название храма Вирупакши.

13 В Индии издревле существовало два главных течения в архитектуре: северное и южное. Северное оформилось как школа, приписываемая полулегендарному архитектору Манасара, а южная зодчему Майя. У северных храмов башня святилища круто вздымается вверх, а у южных она имеет вид массивной уступчатой пирамиды. В Паттадакале сохранилось четыре храма северного типа и шесть южного.

Автор и источник публикации: 

Тюляев С. А. Искусство Индии. М., 1988, фрагмент статьи "Xрам Кайласанатха в Элуре"


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
И
я
с
Г
Ф
Введите код без пробелов, учитывая регистр