Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Эллора, архитектура храма Кайласанатха

Элура находится в 26 километрах от Аурангабада (штат Махараштра) и, кроме храма, известна своими тридцатью тремя замечательными пещерами, создание которых охватывает период примерно с 450 по 800 год. Они высечены в хребте Санхиадри и тянутся с севера на юг более чем на полтора километра.
На высекание Кайласанатхи и пояса окружающих его пещер затрачено огромное количество труда и времени. Однако это не значит, что работа по высеканию всего комплекса производилась непрерывно в течение двух-трех столетий, как иногда думают. Собственно храм начат и окончен в 8 столетии. Архитекторы считают, что выемка скального грунта вокруг будущего монолитного здания требует все же меньше времени, чем выломка камня из карьера, его обтесывание и кладка, при этом еще приходится тратить усилия на доставку готовых блоков к месту строительства. Пещеры ("лена", "гумпха") высекались кайлом и отделывались зубилом. Но основная масса камня откалывалась при помощи деревянных пробок: их вбивали в ряды вертикальных отверстий и напитывали водой. Дерево разбухало, заставляло камень трескаться и отделяться большими глыбами.

Каменистый склон Санхиадри понижается к западной стороне. В нем сделан вход во двор Кайласанатхи, образованный выемкой огромного глубокого рва в форме буквы "П". От входа к дальнему - восточному концу ров делается глубже, так как склон хребта в эту сторону постепенно повышается.

Размеры выемки 87,0 на 46,9 м, а собственно храма снаружи 61 м длины, начиная с naвильона Нанди-грика, и 33,2 м ширины - в нижнем эта-же (по основанию цоколя, несущего скульптурный фриз из фигур слонов и других животных)14. Ширина всего комплекса (включая боковые пещеры) в самом широком месте второго этажа, от глубинной стенки пещеры Шивы-Ланкешвары до такой же стены безымянной пещеры с противоположного бока двора, равна 91,5 м. Высота храма в зените купола над святилищем - 29,0 м.

Здание сложно профилировано и имеет много архитектурных и скульптурных деталей, связанных с архитектоникой постройки, и элементов чисто декоративного характера, в том числе много более поздних добавлений. Высекание всегда производилось сверху вниз, будь то пещера или скальный монолит. Однако, доходя в процессе вырубания до уровня грунта, строители всегда умели правильно соблюсти все пропорции горизонтальных членений здания. В строительных трактатах, таких, как "Манасара шильпа-шастра", "Вастувидия" и другие, были указаны давно разработанные пропорции и соотношения частей построек прежде всего по высоте, где все, даже мельчайшие детали, учитывались с математической точностью. Имея заданную высоту здания, мастера делили ее на 120 частей и выясняли таким образом, чему равна одна часть. Все расчеты высоты в трактатах даны именно в отношении к ста двадцати единицам измерения. Имея указания пропорций и вычислив практические размеры единицы измерения, мастера безошибочно соблюдали традиционные формы и пропорции построек.

В отличие от ориентации других брахманистских храмов, вход здесь расположен не на восточной, а на западной стороне. Ворота во двор - довольно сложное сооружение в два этажа, с помещениями для храмовой стражи, примыкающими к входу с боковых сторон, и с рельефами в нишах, разделенных пилястрами. Крыша плоская, с бочкообразным навершием посредине.

Собственно храм состоит из двух частей: маленького отдельно стоящего храма типа павильона для священного быка Найди - перевозчика Шивы [15] и главного объема храма, делящегося внутри на две части: колонный зал для молящихся - мандапам и святилище - вимана (или гарбхагриха храма). Эти части, расположенные на одной оси, соединены переходами и имеют общий необычно высокий цоколь.

Храмик Нанди (нанди-гриха), построенный при Дантидурге Кхадгава-локе (735 - 757) [16], имеет квадратный план со стороной 6,1 м и плоскую крышу в виде низко усеченной пирамиды, поднимающуюся на высоту 15,2 м от грунта двора; стены богато украшены нишами и рельефами. Снаружи Нанди-гриха выглядит двухэтажной постройкой, потому что цоколь образует нижний - глухой этаж. Он отделен от верхнего помещения карнизом, который проходит точно по середине стены и имеет декоративные детали, аналогичные второму этажу. У сильно выступающих ниш между парами обрамляющих их колонок заключена в каждой нише рельефная фигура божества, и над нависающим ступенчатым карнизом тоже размещены скульптуры. В центре павильона изваяние быка Найди, лежащего головой к мантапаму [17]. Как и вся скульптура Кайласанатхи, он представляет собой скальный монолит.

В павильон Нанди попадают от ворот по "мосту" (высокому цоколю) и, пройдя сквозь храмик быка, по второму отрезку "моста" подходят к мантапаму (в Кайласанатхе он называется "ранга-махал" [18]). У него фасадный портик, такой же с северной, как и с южной стороны. Перекрытие зала тоже плоское, план в форме квадрата размерами 21,3 на 18,9 м [19] по наружной стене. Внутри потолок подпирают шестнадцать приземистых мощных колонн квадратного сечения. Расположенные группами по четыре, ближе к углам помещения, они образуют крестовидный план в виде двух пересекающихся под прямым углом нефов.
В зале царит полумрак и чувствуется гигантская тяжесть нависшего невысокого потолка. Пропорции и формы зала, полные мощи, достойно гармонируют с остальными помещениями храма.
На плоской крыше высечен огромный лотос с двумя рядами лепестков, увенчанный фигурами львов. В зале местами сохранились рельефы, а также интересные росписи разного времени. В центре потолка - Шива, пляшущий с Парвати танец Лалита.

По сторонам каждого портика (балкона) зала мантапам на его наружных стенах имеются панели с рельефами. У северного портика справа - Махишасурамардини [20] и Шива со своим ваханом - быком Найди; слева - битва Шивы с Андхкасурой и Вишну на своем вахане Гаруде. У южного балкона, слева - демон Равана похищает супругу Рамы Ситу и птица Джатайю нападает на демона; с правой стороны - битва Вали с царем обезьян Сугривой [21].

Из помещений Ранг-махала небольшой вестибюль (антарала) ведет в святилище. Оно имеет вид камеры квадратного плана примерно 4,0 на 4,0 м внутри, с толстыми стенами. В центре возвышается большой монолитный лингам. Святилище заканчивается шикхарой южного типа, в виде пирамиды, состоящей из трех ступеней и увенчанной небольшим шестигранным куполом. В антарале, на северной стене (с левой стороны) сохранилась в поврежденном виде панель, где изображен Шива, играющий с Парвати в кости. На южной стене Махешвара [22] и его супруга Ума едут, сидя на спине быка Найди.

Из антаралы два небольших боковых дверных проема ведут на наружную круговую платформу, соединяющую пять добавочных монолитных храмов, и окружают святилище главного храма. Они являются как бы откликом виманы и представляют его в миниатюрном виде, создавая особое богатство и пластичность архитектурных форм Кайласанатхи. Два из этих храмов не имеют скульптурных украшений.

С высоты горного склона открывается все роскошное пластическое убранство храма. Изобилие скульптур, архитектурных деталей и резьбы сливается в море декоративных форм, волны которого всплескиваются все выше от павильона Найди и доходят до короны наиболее высокой башни святилища. Крыша павильона подобна плоскому драгоценному венцу, богато украшенному скульптурным одеянием.

Декорация стен в виде пилястр, ниш и горельефов, более сдержанная, чем украшения перекрытий, уступает впечатлению от архитектурных форм здания. С боковых сторон стены обогащены балконами и портиками, в совершенстве гармонирующими с главным объемом храма благодаря своей пропорциональности и красоте форм.

Высокий цоколь с мощным фризом из огромных статуй слонов и других животных опоясывает святилище ниже подножий окружающих его храмиков. Он создает удивительно смелое соединение архитектуры с основой скульптурного оформления храма.
Фигуры этого великолепного фриза, замечательно верно рассчитанные в масштабах, не подавляются громадой здания, а облегчают его, неся в воздухе небесную гору Кайласа.

В целом получается исключительно гармоничное сочетание элементов пластики и архитектоники: монументальная скульптура не просто украшает Кайласанатху, но является его составной частью по внешнему виду и по смыслу. Великолепно продуманное оформление храма поражает величием и свободой выражения архитектурных объемов, находящихся в полном пластическом равновесии.
Кайласанатха огромным количеством скульптур и архитектурных деталей тонет в пространстве, пластика его объемов и контуров растворяется в воздухе. Храм живет и дышит множеством образов людей, гениев сфер, высших божеств и животных, вмещая в себе, как Кайласа - священная гора Гималаев, весь мир. И он един со своим окружением: двор раздвинул массив скальных стен, проник в их толщу глубокими пещерами, зияющими вокруг храма красиво очерченными таинственными входами. Воображаемая священная обитель Шивы, одушевленная жизнью, кипящей во всех творениях, воплощена в виде прекрасного храма - великого центра мира.

Торжественность подхода к храму, роскошь его убранства и впечатление "дематериализации" его в пространстве усиливаются двумя столбами сложного профиля, украшенными орнаментальной резьбой. Высоко поднимаясь по сторонам павильона быка, они логически завершают сложный облик Кайласанатхи. В то же время формы храма отличаются четкой определенностью и осмысленностью каждой детали, ее архитектурного назначения. Поистине, древний архитектор был прав, удивленно воскликнув, как он мог создать подобное чудо! Наряду с особой пластичностью форм - одной из важнейших черт исконной индийской архитектуры - здесь четко проявила себя связь с окружающей природной средой, так своеобразно понятая строителями Кайласанатхи.

Пещеры в стенах двора опоясывают его с трех сторон, кроме входной - западной.
В Кайласанатхе замечательны не только формы самого здания, но и двор с пещерами и сочетание храма с его окружением. Рожденный в недрах матери-земли, он остался в ее лоне. И он как бы внедряется еще глубже в окружающие его вертикальные отвесы скального массива зияющими отверстиями пещер.

Этот комплекс дает совершенно своеобразный художественный эффект, показывая огромную силу творческого замысла, художественное чутье и вкус безымянных зодчих. Без пещерного пояса здание храма было бы стеснено надвинувшимися на него стенами двора; связанное воедино с двором и пещерами, оно получает большую свободу в окружающем пространстве. Двор создает ансамбль, который сам по себе тоже производит незабываемое впечатление. А в целом рождается непревзойденный в скальной архитектуре ансамбль: кругом стены разверзли свои недра красивыми и разнообразными входами, и скала, точно одухотворенная внутренней жизнью, расступилась перед храмом, а выше поднимаются гладкие отвесные скалы.

Задняя (со стороны святилища) стена падает вертикально почти на 33 метра. Она отесана не с мертвящей точностью, а свободно, как и остальные стены. Завершая вид двора, она кажется почти естественной, "самой природой", а не творением рук человеческих; она уходит в иную, чем даже сам храм, более древнюю эпоху; от нее веет вечностью и непоколебимой мощью, величественной и неотвратимой, как рок! Впечатление монолитной массы скалы и ее гигантской тяжести искусно усилено тем, что внизу проходит непрерывная веранда, открывающая доступ в пещеры, и потому эта стена в отличие от остальных глубоко подсечена по всему поперечнику, так что ее нижний край сильно и смело нависает в воздухе. Технически этот прием показывает выдающееся мастерство и искусство расчета строителей.

В северной стене высечен прекрасный небольшой храмик богинь трех священных рек (Ганга, Ямуны и Сарасвати) [24]. Пещера открыта своим колонным фасадом, поднята на невысокой платформе и имеет скульптурный карниз, а внутри - на задней стене в трех панелях изваяны фигуры речных богинь. Таков же план пещерных мантапам в Махабалипураме и других на юге Индии. В отличие от зияющих таинственной полутьмой глубоких пещер Аджанты и остальных пещер самой Элуры здесь все достаточно освещено и легко доступно обозрению. Небольшие по размеру помещения и характер скульптуры, изображающей прекрасных и близких к земле и человеку речных богинь, создают ощущение интимности и человечности эмоций. Колонны и все рельефы храма отличаются большим изяществом.

Вокруг двора Кайласанатхи тянутся пещерные помещения для паломников и монахов. На северной и южной стенах (идя от входа по левой и правой руке), прямо напротив мантапам храма, пещеры более обширны и расположены в два этажа. В северной (левой) стене, напротив балкона мантапама, в верхнем поясе, находится пещера Шивы-Ланкешвары. Созданная в правление раджи Амогхаварши I (814 - 880), она особенно внушительна, превышая масштабами своего квадратного плана мантапам Кайласанатхи. От балкона у правой стороны мантапама, к безымянной небольшой пещере в южной стене двора (находящейся на втором этаже пещерного пояса) вел ныне разрушившийся монолитный мост [25].

Как уже говорилось ранее, комплекс Кайласанатхи завершает собою храмовое строительство древней Индии и вместе с тем несет в себе черты средневекового зодчества. Его высокие художественные достоинства, совершенство пропорций и гармоническое слияние архитектуры и скульптуры являются проявлением общего для всего Индостанского полуострова архитектурного, а главное - скульптурного стиля.


Примечания
15 Шива довольно редко изображается едущим на своем вахане Нанди. Обычно бык лежит у ног Шивы.
16 Дантидурга Кхадгавалока, иначе Дантиварман II.
17 Мантапам - зал для молящихся.
18 "Ранга-махал" означает "цветная обитель". Первоначально Кайласанатха, вероятно, был покрыт белоснежной полированной штукатуркой "чунам" и расписан красками. Известно, что краска возобновлялась в 1258 и в 1463 годах. В 18 веке Гаутамбай - жена маратхского правителя Индора Мальхаррао Холькара распорядилась очистить храм и вновь раскрасить. В помещении мантапам сохранилась древняя живопись, что и отражено в названии "Ранга-махал".
19 По данным Gazetteer of India, приведенным у S. Q. D a v a n e. Ellora and Environs, Aurangabad, 1964, p. 93, внутренние размеры17,4X16,8 м.
20 Супруга Шивы Парвати (Рожденная горами) выступает в разных образах и под разными именами (Ума, Кали, воительница Дурга). Один из ее подвигов - убийство демона Махиши в образе быка. Поэтому ее называют также Махишасурамардини.
21 Эпическая поэма Рамаяна повествует о том, что Вали, соперник царя обезьян Сугривы, вознамерился отнять у него царство. В борьбе Сугриве помог Рама, поразивший Вали стрелой. В благодарность Сугрива дал Раме своего полководца Ханумана - сына Ветра и небесной танцовщицы апсары. Хануман стал самым верным помощником Рамы в его великой войне против демона Раваны - властителя Ланки (Цейлона).
22 Махешвара одно из тысячи имен Шивы, оно подчеркивает его всеобъемлющее мировое значение как самого великого (для шиваистов) божества.
23 В плане Кайласанатха примерно равен афинскому Парфенону, а по высоте превышает последний в полтора раза.
24 Герман Гётц отмечает, что в 8 веке прототипом некоторых изображений речных богинь являлись королевы правящих династий, а раджи фигурировали в виде стражей врат храмов (дварапала). Этому способствовал тот факт, что в средневековье отношение к правящей аристократии подчас носило теократический характер.
25 Впечатление от этого замечательного памятника несколько нарушается его плохой сохранностью. Местами археологи были вынуждены ввести крепления. Скульптура во многих частях храма изуродована, причем не столько временем, сколько рукою завоевателей (так, у слонов и других животных, образующих великолепный цокольный фриз и несущих на себе основной объем храма, отбиты головы и хоботы. Сильно повреждена и огромная статуя слона, стоящая во дворе на западной - входной стороне).

Автор и источник публикации: 

Тюляев С. А. Искусство Индии. М., 1988, фрагмент статьи "Xрам Кайласанатха в Элуре" Фотографии храма Кайласантха можно посмотреть на http://www.achadidi....


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
М
9
Ю
Д
Г
Введите код без пробелов, учитывая регистр