Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Бодхисатвы

Бодхисатва (бодхисаттва) (санскр. bodhisattva, пали bodhisatta - букв. "существо, стремящееся к просветлению") - в буддийской мифологии - человек (или какое-нибудь другое существо), который принял решение стать буддой.

Побуждением к решению стать буддой считают стремление выйти из бесконечности перерождений - сансары и спасти все живые существа от страданий. Концепции ботхисатвы мифологий хинаяны и махаяны совпадают в общих чертах. Однако, по хинаяне, путь ботхисатвы прошли только бывшие будды и будда современной эпохи Шакьямуни, а также пройдёт будда будущего мирового порядка - Майтрея. Все остальные люди могут достичь лишь состояния архата. В махаяне путь ботхисатвы доступен для всех. Число ботхисатв в махаяне теоретически бесконечно, и они обитают не только в земном мире, но и в других мирах, число которых тоже приближается к бесконечности.

Путь ботхисатвы начинается с "поднятия духа просветления" (бодхичиттотпада), после чего бодхисатва обычно в присутствии какого-нибудь будды или другого бодхисатвы даёт обеты спасти все живые существа от оков сансары. Используя на своём пути шесть парамит - духовных совершенств (щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость), бодхисатва достигает нирваны. Поскольку будды после достижения полной нирваны уже не могут оказать помощь живым существам, то величайшие бодхисатвы (махасаттвы - "великие существа") предпочитают остаться в сансаре, подчиняясь добровольно законам кармы, пока все живые существа не спасены.

Путь ботхисатвы разделён на уровни (бхуми). В ранних махаянских сутрах этих уровней семь, но примерно с 3 в. н.э. их число увеличивается до десяти. А длительность всего пути равняется примерно трём "неисчислимым кальпам" (каждая - миллионы лет). На своём пути бодхисатва перерождается много раз, причём в облике не только человека, но и любого другого существа, находящегося в сансаре. Бодхисатва десятого бхуми может сам выбирать форму своего существования, он даже может одновременно иметь несколько воплощений.

В пантеон махаяны в качестве бодхисатв включены реально существующие люди, которых впоследствии наделили мифологическими чертами. Среди них - индийские учители и теоретики буддизма (Нагарджуна, Шантидева, Асанга и др.) и основатели тибетских школ буддизма (Цзонкаба, Марпа и др.). Но главную роль в махаяне играют чисто мифологические бодхисатвы. Имена их встречаются уже в самых ранних махаянских сутрах. В "Садхармапундарике" упоминается двадцать три бодхисатвы, в "Вималакиртинирдеше" - более пятидесяти.
В литературе махаяны часто приводится список из восьми основных бодхисатв: Самантабхадра, Ваджрапани, Авалокитешвара, Манджушри, Майтрея, Акашагарбха, Кшитигарбха, Сарваниваранавишкамбхин. К ним иногда прибавляют ещё двух - Махастхамапрапту и Трайлокявиджаю. В Индии наиболее популярными были Манджушри, Авалокитешвара, Махастхамапрапта и Майтрея, в Китае и в Японии - Авалокитешвара (Гуаньинь, Каннон) и Кшитигарбха (Дицзан-ван, Дзидзо), в Тибете и в Монголии - Авалокитешвара, Ваджрапани и Манджушри.
Мифологические бодхисатвы принадлежат к определённым буддами и представляют собой активный аспект данного будды. Например, Авалокитешвара выступает как эманация будды Амитабхи. В мифологии ваджраяны каждому из пяти дхьянибудд соответствует определённый бодхисатва.
В Тибете высшие духовные иерархи считаются воплощениями мифологических ботхисатв.

Авалокитешвара

- в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны - один из главных бодхисатв, олицетворение сострадания.
Значение и происхождение названия "Авалокитешвара" не вполне ясны. Сложное слово Авалокитешвара (avalokita-isvara) переводят по-разному: "бог, который смотрит вниз"; "господь, который увидит"; "господь, которого увидели"; "бог взгляда" и т. п. Тибетский аналог Авалокитешвары - spyan-ras-gzigs ("зрящий глаз"), монгольский - nidu-ber ujegci ("взирающий очами") и т.п. Вполне возможно, что первоначальной формой названия Авалокитешвара было avalokitasvara ("наблюдающий за звуками"), именно такая форма встречается в найденных в Центральной Азии древних рукописях. В ранних китайских переводах буддийских сутр Авалокитешвара имеет название Гуаньинь ("наблюдающий за звуками") или Гуаньшиинь ("наблюдающий за звуками мира"), что можно считать прямым переводом санскритского Авалокитешвара.

В "Сукхавативьюха-сутре", описывающей созданный буддой Амитабха рая сукхавати, Авалокитешвара выступает как эманация Амитабхи. В "Саддхармапундарике" и в "Самадхираджа-сутре" Авалокитешвара играет роль универсального спасителя. Он может принимать разные формы (в общей сложности 32) для того, чтобы спасать страдающих, крики и стоны которых он слышит. Авалокитешвара может выступать как индуистский бог (Брахма, Ганеша, Вишну, Шива и т. д.), как будда, как любое существо и вступать в любую сферу сансары (в т. ч. и в ад). В более поздней "Карандавьюха-сутре" культ Авалокитешвары достиг апогея. Авалокитешвара здесь почитается гораздо больше будд, ему присваиваются даже некоторые черты бога-создателя.

Возникший в Индии культ Авалокитешвары получил особенно широкое развитие в Китае и в других странах Дальнего Востока. Начиная с 7-8 вв. отмечается перемена пола Авалокитешвары. Наряду с его мужским образом возник и женский, который позже вытеснил мужскую ипостась. В ваджраяне Авалокитешвара принимает различные образы и названия. Его изображали то похожим на индийского принца (Синханада Авалокитешвара), то держащим цветок лотоса (Падмапани), то четырёхруким (Шадакшари Авалокитешвара), то имеющим 11 ликов и 1000 рук (Экадашамукха Авалокитешвара) и т. д. Связь Авалокитешвары с Амитабхой подчёркивается и здесь, но наряду с тем, что Авалокитешвара обитает в сукхавати, он имеет и собственный рай на снежных горах - Поталу. Авалоткитешвару почитают в тибетском буддизме, где земными проявлениями его считают главу школы кагьюпа Кармапа и главу школы гелукпа - далай-ламу.

Бодхисаттва Ваджрапани

[санскр. vajrapani, буквально «рука (держащая) ваджру»], бодхисатва в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны. В махаяне Ваджрапани упоминается изредка, но в ваджраяне (особенно в Тибете) он считается наряду с Авалокитешварой и Манджушри одним из основных бодхисатв. Ваджрапани считают эманацией будды Акшобхьи. Ваджрапани изображается обычно стоящим в угрожающем виде, в правой поднятой руке он держит ваджру. Ваджрапани символизирует силу, и его функцией считается уничтожение заблуждения и тупости. С Ваджрапани связано много легенд. По одной из них, Ваджрапани провожал Шакьямуни, когда тот покинул Капилавасту, по другой — Ваджрапани присутствовал, когда к будде пришли наги, и т. д. Некоторые буддологи (А. Грюнведель и др.) выводили образ Ваджрапани из образа Индры, но это не представляется убедительным.

Манджушри

(санскр. Manjusri, букв. «красивое сияние»), в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны бодхисатва. Манджушри известен также под названиями Манджугхоша («красивый голос»), Манджунатха («красивый спаситель»), Вагишвара («господь речи») и т. д., его эпитет — Кумарабхута («бывший принц»). Манджушри встречается уже в древнейшей махаянской литературе, что позволяет предположить, что его образ возник в последние века до н. э. Манджушри занимает центральное место в «Саддхармапундарике» (где он упоминает деяния бывших будд) и в «Вималакиртинирдеше» (где он единственный ученик Шакьямуни, имеющий равную мудрость с бодхисатвой Вималакирти).
В «Гандхавьюхе» Манджушри — один из двух руководителей 500 бодхисатв и первый наставник главного героя этой сутры — Судханы. По мифологии махаяны, Манджушри 70 мириад кальп тому назад был благочестивым королём в одной буддакшетре, которая находится на востоке (причём между этим миром и нашим миром — 7200 миллиардов миров). Он поднял дух просветления и решил быть бодхисатвой в сансаре до тех пор, пока не останется ни одного живого существа, нуждающегося в спасении.
В ваджраяне Манджушри вместе с Авалокитешварой и Ваджрапани — один из трёх главных бодхисатв. Он — центральная фигура одного из древнейших произведений ваджраяны — «Манджушримулакальпы». Манджушри олицетворяет мудрость, и обычно его изображают красивым индийским царевичем, держащим в поднятой правой руке пылающий меч и в левой руке книгу «Праджняпарамиты». Культ Манджушри был особенно популярным в Тибете и в Китае, где его образ встречается во многих легендах. В Тибете земным воплощением Манджушри считался основатель школы гелукпа Цзонкаба (нач. XV в.).

Автор и источник публикации: 

Мифы народов мира, Москва "Росскийская энциклопедия", 1994 г.


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
_утешественник: