Индийская миниатюра-2
Декан
В тот же период при дворах мусульманских правителей Декана процветала живопись, в каждом из султанатов был собственный стиль, сопоставимый со стилями раджастанской и могольской школ.
Основными центрами были дворы Биджа-пура, Голконды и Ахмаднагара. Каждый испытал влияние могольской школы В конце XVII в. деканские династии одна за другой подверглись агрессии Моголов, и местные стили постепенно сошли на нет. Во второй половине XVI в. заметно любопытное взаимовлияние между местными индусскими традициями и мусульманским искусством Персии или, возможно, Турции.
Старые традиции были возрожцены местными художниками, хотя здесь очевидна и роль царственных покровителей. Это особенно заметно в миниатюрах к "Нуджум-уль-улум" ("Книга тайного знания"), по-видимому, созданных в районе Биджапура, и в иллюстрированной рукописи "Тариф-е-Хуссейн-Шахи" ("Прославление династии Хуссейн-шаха").
На следующем этапе — в последние десятилетия века — появляются отдельные портретные изображения женщин царского происхождения, стоящих на фоне прекрасных пейзажей. Мастерство деканских миниатюристов свойственно портретам конца XVI в. К примеру, портреты Ибрагима Адила Шаха П (1579—1626), султана Биджапура, дошли до пас в непрерывной последовательности, начиная с его юности. Этот факт позволяет нам проследить за развитием стиля, на рамннем этапе обладавшего живостью, одухотворенностью и смелостью при известной рафинированности.
Благодаря контактам с Гоа и исходящему оттуда португальскому влиянию, этот стиль ориентирован и на европейскую живопись, особенности которой осмысливались и возрождались в биджапурской придворной миниатюре Таков например, портрет, вероятнее всего, самого султана. Его статус выражен не только через изображение одеяния из тончайшего муслина, но и посредством величественной мраморной дворцовой архитектуры на дальнем плане. Увлечение султана суфийской мистикой передано задумчивым выражением лица и склоненной фигурой он держит на груди две сумки, возможно с любовными письмами или же собственными стихами. Словно легкий ветерок раздувает полы его одежд. Прекрасный сад полон трепетных деревьев и цветов.
Этот стиль деканского портрета сходит на нет к концу XVII в., когда могольское влияние становится более явным. Тем не менее во всех трех упомянутых здесь центрах деканские портреты оставались полными одушевленной энергии, с фигурами, наделенными художниками глубоким чувством достоинства. С вторжением мо-гольских правителей смешанный голкондско-позднемогольский стиль сложился в районе Хайдарабада; он отмечен тонкими нюансами и игрой перемежающихся ярких и нежных цветов. Некоторые варианты этого стиля повлияли и на живопись при дворах маратхских правителей.
Школа живописи Пахари (Западные Гималаи)
Живописные традиции уже глубоко укоренились в этом регионе. В XVII в. возрождение живописи произошло в Басоли и других центрах, которые следовали стилю раджастанских школ. К 1675 г., когда были созданы иллюстрации к "Расаманджа-ри", классическому трактату о любви, это был уже зрелый стиль. Это в высшей степени декоративный стиль живописи, где с большой выразительностью трактуются человеческие фигуры, пейзаж и небо, однако традиционные условности соблюдены. Архитектура обильно наделена орнаментикой, а небо иногда украшено пышными клубящимися облаками. Краски миниатюр интенсивны. Центр миниатюр — мужские и женские фигуры, юные и сильные, в позах любовной страсти. Ландшафт соответствует любовным настроениям, как бы подчеркивает их. Каждая миниатюра является экспериментом в области формы и цвета и в то же время сохраняет верность богатой традиции.
Развитие этого стиля мы встречаем в Манкоте, с меньшим числом вариаций, но большей продуктивностью и силой. "Рагамалы", "Кришналилы" или эпизоды из "Рамаяны" писались один за другим. Финальным штрихом этого движения стала серия "Гитаговинда", основывающаяся на бессмертной "Посни пастуха (Кришны)" Джаядевы, где с большим чувством изображены любовь и разлука Радхи и Кришны. Эта серия была написана в 1730 году прославленным художником Манку, Художнику удалось уловить лирический дух текста и выразить его в традиционном орнаментальном стиле. Однако стиль этот изменился под воздействием новой натуралистической тенденции, очевидно привнесенной могольской живописью.
Тенденция захватила весь регион, кроме Кулу и Манди, где традиционность сохранялась значительно более долгое время. Поздний стиль, ориентированный на могольскую школу, нашел ярчайшее выражение в гулерско-кангрском направлении миниатюрной живописи. Первая стадия бьета тесно переплетена со стилем Басоли; она достигла расцвета в Гулере, Джамму и, возможно, в Кангре к концу XVIII в. Стиль этот утверждался в индивидуальных или групповых портретах Говардхана Чанда Гулерского, Мукунда Дева из Джамму и Бальванта Сингха из Джасроты. Они были написаны семьей гулерского художника Пандита Шива, чьи сыновья, Найнсукх и Манку, были, несомненно, наиболее талантливыми художниками, работавшими в этом стиле. Найнсукх работал только на одного патрона, раджу Бальванта Сингха, изображая его в самых различных ситуациях, порой не лишенных юмористической окраски.
Серия за серией писались миниатюры к текстам на санскрите и брадже в мастерской Манку во второй половине XVIII в.; обычно их связывают с кангрским двором. Прежде обладавшая политическим могуществом, Кангра возвращала себе свой былой статус. Здесь были созданы серии "Гитаговинда" и "Кришналила", посвященные Кришне, его любовным похождениям и чудесным мифическим подвигам. Особая выразительность сцен достигается с помощью живописных пейзажей и выразительной трактовки экстатической радости или томления в разлуке влюбленных. Примером может служить лист из "Бхагавата-Кришналилы" — из раздела, примечательного изображением лунной ночи. В этой миниатюре деревенские красавицы-пастушки окружают Кришну, купаясь в реке Джамне в ночь полнолуния. Воздух мерцает нежным светом луны, и поблескивающие влажные тела пастушек, играющих в воде, переданы весьма изысканно.
Различные композиции — как на любовную тему, так и групповые портреты — писались и художниками последующих поколений, хотя высокое мастерство эпохи Манку и Найнсукха в поздних работах приходит в упадок. Богатый фон гаремных сцен был куда изысканнее и разнообразнее, чем однообразные могольские образцы. Сансар Чанд из Кангры (конец XVIII в.) имел много собственных портретов, но они достаточно условны. В праздничных сценах придворные художники Сансара Чанда прекрасно уловили атмосферу веселья.
Поздние кангрские миниатюры (ок. 1810 г.), хотя и утрачивают выразительность в передаче нюансов человеческих чувств являют собой возрождение насыщенного пейзажа, как бы контрастирующего с ограниченным горизонтом в портретах. Частные примеры этой серии миниатюр — иллюстрации к "Расикаприя" и "Гитаговинде". Буйная зелень густого леса возвращает сценам достоинства пейзажной живописи; фигуры людей, зверей и птиц утопают в сочной листве. Все это не лишено изрядной доли чувственности в сочетании с широким спектром цветовых тонов, особенно оттенков зеленого. Но эта стадия продлилась недолго, и поздние варианты кангрской живописи, после падения династии Сансара Чанда, скучны. Конец XVIII — начало XIX в. - очень плодотворный период для живописи Пахари, когда почти весь регион находился под политическим контролем Сансара Чанда. Стиль, разработанный Манку и Найнсукхом, распространился почти во всех школах региона и имел влияние на местное творчество. Последователи этой прославленной семьи художников работали в различных центрах, таких, как Чамба, Нурпур, Гулер, Гархвал. На протяжении всего своего развития, расцвета и заката индийская миниатюра являла собой удивительное обилие тем и стилей. Из дворцов императоров и царей вышли великолепные сцены светской власти и славы, охоты и баталий. Эпос и религиозные тексты были основой для изображения богов. Величественное, гордое и смелое, нежное, лирическое и изящное — все бьшо доступно мастерам-миниатюристам: они сумели уловить мимолетное и запечатлеть его навечно.
Рай Ананд Кришна
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос