Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Индийские украшения

Если можно одежду индуса назвать его паспортом, то украшения, которые носят индийские мужчины и женщины, рассказывают опытному глазу биографию носителя. Роль украшений в Индии значительно шире, чем у нас. Они не только украшают тело, но и являются самой обычной формой сбережений. Вне городов банки и сберегательные кассы туго прививаются, и зажиточный индус превращает свои излишки в золото, серебро или драгоценные камни и показывает их в торжественных случаях на себе и, в особенности, на своих женщинах. Но кроме того, с большинством украшений связав какой-нибудь важный момент жизни. Иные украшения носят с момента возмужалости, иные после свадьбы, иные после рождения сына. Вдову сразу можно узнать по полному отсутствию украшений.
Для индийской женщины украшения, пожалуй, важнее, чем платье. Она может быть вполне одетой в нашем смысле этого слова и все-таки чувствовать себя обнаженной без подобающих ей украшений. В жизнеописании Будды рассказывается, что женщины его родного города так стремительно кинулись к окнам своих домов, чтобы полюбоваться красотой царевича, что даже забыли одеть свои украшения. У примитивных племен тропических стран, у которых одежда не служит защитой от непогоды, часто бывает трудно сказать, где кончается одежда и где начинаются украшения. На этой ступени культуры нанизанные на нить раковины или семена или переплетенная трава служат незатейливым убранством тела. И у бедных женщин низких каст украшения, без которых они, однако, не могут обойтись, делаются из простого и дешевого материала: бус, семян, точеных деревянных шариков, маленьких отрезков соломы и т. п. Чрезвычайно распространены браслеты из цветного стекла. Их носят даже богатые женщины из высших каст; они также играют и видную роль в разных погребальных церемониях. Когда женщина овдовела, на ее руке ломают такие стеклянные браслеты в знак того, что она уже перестала принадлежать миру и его радостям. В большом количестве также продаются браслеты из лака, т.-е. продукта выделений насекомых; лак этот напоминает смолу. Такие браслеты покрываются сусальным золотом. Из выставленных чрезвычайно разнообразных украшений можно обратить внимание на следующие особо характерные: золотые ожерелья с юго-западного берега Индии (Малабар), часто состоящие из монет, среди которых встречаются и римские, и венецианские, и португальские, и английские червонцы, свидетельствующие о почти двухтысячелетних торговых сношениях этого края с западным миром. Женщины этой страны носят в ушах крупные золотые кругляшки, расширяющие мочку до крайних пределов. Эта варварская мода считается признаком красоты и в других частях Индии. Странное впечатление производят ожерелья с крестом. Они принадлежат довольно многочисленной секте христиан, живущих на Малабаре и обращенных в христианство в первых веках нашей эры. Излюбленным мотивом для ожерелий служат коробочки для амулетов. Эти амулеты состоят часто из куска пальмового листа или бумаги с каким-нибудь заклинанием или же из наговоренных священных семян или плодов. Коробки для них имеют форму цилиндра или плоской книжки.
Интересна как с обрядовой точки зрения, так и по сходству со средне-азиатскими типами полная коллекция уборов, носимых женщинами и отчасти мужчинами касты браминов в Кашмире. Большинство этих украшений дарятся молодой девушке или невесте по достижении возмужалости или в день свадьбы. Характерны для Кашмира большие серьги, которые ввиду своей тяжести не только вдеваются в уши обычным способом, но и поддерживаются пучком ниток, лежащим на голове. Кашмирские красавицы также вплетают в свои волосы косоплетки и носят украшения на своей шапочке. Помимо тех украшений, которые мы привыкли видеть на европейских женщинах, многие индуски носят браслеты на ногах и кольца на пальцах ног. У танцовщиц в эти браслеты кладутся семена или маленькие шарики, которые звенят при пляске. Иногда эти браслеты чрезвычайно массивны и тяжелы. Привычка носить украшения в носу встречается по всей Индии. Она была первоначально вызвана желанием помешать злым духам пробираться через нос в человека или же душе выходить из него.
Автор и источник публикации: 

А. М. Мерварт, "Домашние ремесла", 1927


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
антигравитацио_ный: