Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Индуизм при первом приближении

На все, сказанное кем-либо и когда-либо об индуизме, можно найти свои возражения.

Говорят, например, что индуизм это не религия, а образ жизни. Но как быть тогда с все проникающей обрядностью, подчиняющей себе все существование человека с момента пробуждения до момента отхода ко сну, с момента рождения (а, вернее, – зачатия) до последнего вдоха, как быть с храмами, местами паломничеств, жертвоприношениями, ритуальными омовениями и торжественными богослужениями?

Говорят, что индуизм – это религия, но проявляющая себя через жесткую и жестокую социальную сетку, опутывающую человека непреодолимыми установлениями и запретами, определяющую еще до рождения его место в обществе, профессию, круг общения, правила приема пищи и т.д. и не дающую ему какого-либо подобия свободы выбора.

Но как быть нам тогда с величественной философией индуизма, считающей, что каждый человек потенциально божественен и абсолютно свободен в избрании стези постижения Бога, считающей к тому же, что все религии истинны и в основе своей говорят об одном и том же?

Встречается мнение, что индуизм это не одна религия, а несколько, объединенных придуманным иностранцами названием (означающим верования тех, кто живет за рекой Инд), несколько противоречащих друг другу вероучений, где есть и вера в Бога-Отца, в материнское начало, в Бога-Дитя, и в Абсолютный Дух, и в священность гор и рек, солнца и половых органов, в человеко-льва и человека со слоновьей головой, в полуженщину и полумужчину и еще в триста миллионов богов и богинь, героев и духов, животных и абстракций.

Но как быть тогда с поразительным единством и устойчивостью системы индуизма независимо от его географических или временных характеристик, как быть с невероятной логичностью индуизма именно как системы, подчиненной некоторым структурообразующим положениям, позволяющим говорить об индуизме не как о религии (тем более во множественном числе), образе жизни или философии – но как о целостном мировосприятии.

И попутно отмечу, для любого индуса во все времена, независимо от его образовательного и социального статуса, даже для забитого крестьянина из глухой деревни или для безграмотного парии со дна современного мегаполиса – за всеми объектами поклонения, за всеми излюбленными поверхностными европейскими наблюдателями тремястами миллионами богов стоит величественное понятие Абсолюта.

И, следовательно, несмотря на всю вопиющую пестроту и оглушающее разнообразие внешней стороны своей, индуизм последовательно монотеистичен.

Если мы усвоим, что индуизм это не хаос, а система, и что при всем своем кажущемся многобожии он насквозь, на всех уровнях монотеистичен, тогда мы можем внимательнее присмотреться к этой могучей конфессии без страха впасть в фундаментальную ошибку.

Для христианина при первом приближении к индуизму (с непредвзятых позиций, конечно), многое может показаться знакомым и близким, даже родным – особенно, если он увидит в индусских храмах изображение Иисуса Христа и понаблюдает, с какой трогательной любовью почитают эту икону индусы – я говорю именно об индусах, а не индийских христианах.

Не следует обольщаться. В индуизме наш мир, Земля и Космос, индивидуум и общество, человек и Дух, прошлое и будущее увидено совершенно иными глазами.

Духовная планета индуса с благодарностью и любовью принимает Христа – но лишь как одного из многих и многих пророков, учителей человечества.

Санктуарий индуизма так же приветливо открыт и для Будды, Зороастра, Толстого, не говоря уже о многочисленных проповедниках индусской традиции.

Повторю еще и еще раз – для индуса все религии истинны. Но тут же оговорим одну интересную особенность индусского мышления. Изначально слова “религия” для них нет, оно заимствовано и в заимствованной своей форме не укладывается в их мировосприятие. Ибо для индусов характерно отсутствие деления мира на сакральное и мирское, сакральным является тотально все, ничего нет такого, чего не включала бы в себя “религия” или, вернее, космический порядок.

Космический порядок, охватывающий всех и вся, в свою очередь, строится на законах эволюции – от тьмы к свету, от низшего к Высшему, от материального к духовному. В едином процессе сплетены природа, человек и боги, в разной степени демонстрирующие сочетания материального и духовного как проявление безличного и неопределяемого грубым человеческим языком Абсолюта.

Именно идея космического порядка, а не идея Бога, является стержневой для индуизма.

Многочисленные боги же – это своего рода “театр для народа”, для тех, чьи интеллектуальные и духовные возможности не позволяют им мысленно сосредоточиться на космической сущности Абсолюта. Перефразируя известное высказывание о том, что в Европе философия была в прошлом служанкой религии, с полным правом можно констатировать, что в индуизме религия была и есть служанка философии.

Цель человека в повседневной жизни – это стремиться к духовному самосовершенству через служение людям (что само по себе есть служение Богу) и через скрупулезное исполнение своих обязанностей. Истинное самосовершенствование, процесс трудный, требует много времени, и, как правило, одной жизни человеку не хватает. И тут приходит на помощь доктрина переселения душ – в зависимости от его дел, чувств, слов и даже мыслей человек, рождаясь в следующий раз, занимает новое место на шкале эволюции – ближе к Духу и, следовательно, выше, чем в прошлом рождении, или же скатывается вниз и увеличивает тем самым свой личный путь к конечной цели – и все это в зависимости от того, хорошие или плохие характеристики его прошлой жизни перевесят в смертный час.

Конечная же цель – разорвать эту цепь рождений и смерти и слиться с Абсолютом, познав тем самым бытие, сознание и великую радость.

Не всем нам, воспитанным в других культурных традициях, дано понять блаженство невозвращения в эту жизнь!

Европейцу многое удивительно в индуизме, столь непохожем на аврамические религии (иудаизм, христианство, ислам).

Так, например, в индуизме нет церкви, нет канонического текста, нет единого, предписанного всем верующим пути. Нет дьявола, а есть Бог во всех существах, и чтобы познать Бога верующий должен постоянно искать пути к Нему в себе самом, ибо человек – это капля единого Океана. О переселении душ мы говорили уже; лучше всех различие с привычным для нас выразил великий Вивекананда: “Для христианина человек – это тело, обладающее душой, для индуса он – душа, обладающая телом”. Не имея всеми признанной Книги, индуизм легко реагирует на нововведения времени, в том числе научные. Индуизм (на словах, во всяком случае) чрезвычайно толерантен и как бы “всасывает” в себя иные верования и практики.

Правда, стать индусом нельзя, им можно только родиться. Поэтому индуизму чужд прозелитизм.

Огромный, пугающе-восхищающий, как южное звездное небо, индуизм, с точки зрения его адептов, не оставляет ничего вне своих пределов, и макрокосмос Вселенной плавно втекает в нем в микрокосмос отдельной человеческой песчинки, индуизм движется вперед, но не отказывается ни от чего в прошлом, он и сегодня, как всегда, соединяет в себе первобытные ритуалы и философскую утонченность, вечное и сиюминутное, притягательное и отталкивающее.

Но на все, сказанное кем-либо и когда-либо об индуизме, можно найти свои возражения.

Это полностью относится и ко всему только что прочитанному вами.

Автор и источник публикации: 

Ростислав Борисович Рыбаков, директор Института востоковедения РАН, доктор исторических наук, г. Москва. Россия - Индия: перспективы регионального сотрудничества (г. Волгоград) Институт востоковедения РАН 2001 www.indianembassy.ru


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
ре_олюция: