Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Миниатюры джайнских рукописей

Древнейшими миниатюрами Индии считаются иллюстрации к джаинским священным текстам XI в. Это "Кальпасутра" ("Книга ритуалов") и "Калкачарья-катха" ("История почтенного учителя Калки"). С тех пор началась традиция джайнской миниатюры. Ее колыбелью являются Гуджарат и Раджастхан. Миниатюры так называемой гуджаратской школы 13 — 15 вв. по своему содержанию почти целиком являются иллюстрациями религиозных книг джайнов.

Миниатюрам гуджаратской школы присущ ряд художественных особенностей, резко отличающих ее от всех других школ миниатюрной живописи. Эти особенности прежде всего видны в манере трактовки человеческой фигуры. Лицо изображалось в три четверти, причем удаленный от зрителя глаз рисовался в фас, точно так же как и другой глаз. Длинный заостренный нос далеко выдавался за контур щек. Грудная клетка изображалась подчеркнуто высокой и выпуклой. Общие пропорции человеческой фигуры отличались подчеркнутой приземистостью. Исследователи видят в этих миниатюрах связь с поздними росписями Элуры, но по сравнению с последними они решены еще более условно. Чисто декоративная изощренность тонких контурных линий фигур и орнаментальных украшений сочетается с яркими локальными красками.

Иллюстрированные изящными миниатюрами книги джайнов распространялись по всей стране среди монахов торговцами и менялами, повлияв на стиль книжных миниатюр всей Индии. Такие рисунки всегда имели религиозное содержание: в них отображалась джайнская космогония и представления о мире вообще, говорилось о добродетелях и наказании за несоблюдение предписаний.

Единственным исключением является уникальная рукопись поэмы "Весанта-виласа" (1415 г.) в виде свитка, где полосы текста перемежаются 97 миниатюрами, изображающими весеннюю природу. Монахи хранили такие книги очень бережно, и многие из подобных иллюстрированных текстов дошли до нас. Зачастую они выставлялись в монастырях для обозрения всеми верующими. Джайнские библиотеки, называемые бханда-рами, считались богатейшими в Индии.
Иллюстрированные манускрипты изготовлялись, как правило, на пальмовых листьях. В XV в. на смену пальмовым листьям приходит бумага. Для иллюстраций использовались красная, синяя, золотая и серебряная краски. Иногда появлялись зеленая, черная и белая.

Очерк из журнала Индийский вестник № 01/2007


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Ч
Г
5
Г
о
Введите код без пробелов, учитывая регистр