О кастах
Ограничения и стеснения простираются и на работы. Если различным кастам можно заниматься тем же делом, то во всяком случае не вместе. Один путешественник разсказывает, что ему пришлось нанять для своего паланкина носильщиков из разных каст. Они должны были сменяться поочередно, так как дорога была дальняя, и одни люди не в силах были бы тащить все время тяжелый паланкин с седоком. Носильщики отказались участвовать в сменах, как попало, а разделились на группы, соответственно своим кастам. Но когда одна смена уставала, то не передавала паланкина непосредственно из рук в руки следующей, чтобы не прикасаться к членам другой касты. Его ставили на землю, носильщики отходили в сторону и тогда только за него брались другие.
То же самое наблюдается и в домашней жизни. В каждой семье бывает множество слуг, потому что каждый может делать только свое строго определенное дело. Один может мыть посуду, но не может готовить; другой готовит, но не может накрывать на стол; третий убирает двор и не может входить ни в кухню, ни в столовую. Няня может ухаживать за детьми, но не может дотрогиваться до госпожи. Если мать хочет взять у нея своего ребенка, то няня должна положить его и отойти, только тогда она может к нему прикоснуться.
Мало того, есть одни предметы, которых нельзя вовсе трогать, чтобы не оскверниться, и другие, которых нельзя трогать при известных обстоятельствах. Так, после омовения нельзя браться за кожаныя вещи. Если школьник после купанья садится готовить урок по книжке в кожаном переплете, то читать ее может, не прикасаясь к ней, а чтобы переворачивать страницы, должен позвать слугу, брата или младшую сестру.
Каста представляет организованное общество, во главе котораго стоит старшина. Должность эта наследственная и передается из рода в род. Старшина пользуется большим почетом и занимает исключительное положение. Он получает подарки и определенный процент с доходов и, кроме того, освобождается от некоторых повинностей. Старшина считается как бы "отцом" касты: улаживает споры, устраивает свадьбы, заботится об интересах ея членов, а в торговых кастах является поручителем или посредником при заключении каких-нибудь сделок.
В помощь старшине существует совет из наиболее уважаемых представителей касты. Совет может и не быть постоянным, а только созываться в случае надобности. Однако особо важныя дела решаются не старшиною и не советом, а общим собранием касты, которое, таким образом, в своих ограниченных пределах имеет верховную власть. В общем собрании принимают участие все мужчины, члены касты, которые уже могут самостоятельно работать, а председательствует старшина. Дела решаются по большинству голосов.
Общия собрания созываются при рождении, свадьбе, похоронах какого-нибудь члена касты. Тогда они имеют характер празднеств, связанных с торжественными событиями, важными для всей касты. Иногда предметом их совещаний служат вопросы, касающиеся заработка, и собрание следит за тем, чтобы все работники были в одинаковых условиях и чтобы эти условия были выгодными. Однажды между кирпичными мастерами Ахмедабада произошел такой случай: некоторые из них в свободное время выполняли сверхурочныя работы, и за это получали задельную плату. Тогда общее собрание постановило: в виду того, что нe все члены касты могут достать сверхурочную работу, никто не должен брать ее, а то выходит, что одни получают больше, другие меньше, тогда как надо заботиться, чтоб никто не имел преимуществ перед своими собратьями. B 1872 году в том же Ахмедабаде торговцы мануфактурными товарами вздумали урезать плату ткачам за бумажныя материи. Каста ткачей созвала общее собрание, на котором был обсужден этот вопрос. Собрание решило, что нельзя соглашаться на предложенныя условия, и ткачи забастовали. Шесть недель длилась стачка, пока, наконец, торговцы не уступили. Обе касты заключили письменный договор, обезпечивавший взаимные интересы, и тогда работы возобновились.
Однако, по воззрениям индусов, еще не в этом заключается главная обязанность общих собраний. Они призваны произносить свое суждение по поводу несоблюдения правил касты и обрядов и постановлять приговор. Собрание назначает виновному наказание, смотря по степени его прегрешения. Иногда это простой денежный штраф, притом не очень высокий. Он употребляется на какую-нибудь благотворительную цель или на устройство общих празднеств. Иногда назначается какая-нибудь очистительная церемония. Наконец самое тяжкое наказание, это - исключение из касты, временное или же безвозвратное. При исключении справляют похоронную церемонию: человек умирает не только для своей касты, но и для семьи, так как родственники, обыкновенно, скорее готовы отречься от него, чем разделить его участь и подвергнуться позору и общему презрению.
Если член касты исключен на время, ту его могут принять обратно после того, как он выполнит назначенную епитимию, например, сходит на поклонение в какое-нибудь святилище или выдержит продолжительный пост. Иной раз его присуждают к тому, чтобы сбрить усы, прижечь раскаленным железом язык или выпить очень противный очистительный напиток. Принятый обратно должен раньше всего устроить обед всей касте. Когда человека исключают, то он лишается права есть вместе со своими сочленами или получить от них хотя бы каплю воды, разговаривать с ними, прикоснуться к кому-нибудь. Возстановление в правах начинается с общей трапезы; этим доказывается то, что каста перестала гнушаться даннаго лица и вернула его в свою среду. Полное исключение, навсегда лишающее человека его кастовых прав, налагается только за большие проступки и встречается довольно редко.
Касты можно сравнить со множеством ячеек, разделенных между собою тонкими, но непроницаемыми стенками, при чем в каждой из них идет своя замкнутая жизнь. Однако ячейки не остаются в неподвижном и неизменном состоянии. То какая-нибудь из них путем деления превратится в две-три новых; то некоторыя передвигаются - одни поднимаются выше, другия опускаются ниже; но все-таки вместе они никогда не сливаются.
Повышение и понижение каст происходит сплошь да рядом. Стоит, например, всем членам переменить занятие, ремесло - вот и готово изменение. Чамары, т.е. кожевники, бросают унизительную выделку кож и делаются ткачами; теперь они уже называются "чамары джулахи". Они стоят выше касты чамаров, но ниже джулахов, наследственной касты ткачей. Бывает и наоборот. Брахманы, исполняющие религиозные обряды для презренных каст, понижаются в ранге; еще ниже они падают, когда меняют жреческое достоинство на ремесло. Наконец унижение доходит до того, что в Пенджабе составляется брахманская каста воров. Однако все-таки краеугольным камнем кастовой системы служит уважение к брахманам и признания их превосходства над всеми остальными. Брахман, даже из касты воров, считается выше самаго знатнаго и почтеннаго раджпута, не говоря уже о других.
Л.Б.Хавкина, 1907 год
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос