Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Принадлежности браминского культа

Культ богов проникает всю жизнь индуса. Перед каждой работой индус заручается помощью того божества, которое может способствовать или вредить результатам работы. Особенно ярко это сказывается в земледельческих работах, которые, как никакая другая человеческая деятельность, зависят от сил, не подчиненных человеческой воле. Каждая деревушка имеет свой небольшой храм.
В больших городах множество иногда роскошных храмов едва вмещает толпы, приходящие к какому-нибудь особенно чудотворному идолу. Однако, центр индусского культа лежит в домашних ежедневных обрядах. Эти обряды с наибольшей тщательностью и регулярностью исполняются правоверными членами высшей, браминской, касты. Три первые касты индусов: брамины, кшатрия или воины, и вайшья, т.е. землевладельцы и купцы, обнимаются одним общим названием "дважды рожденные".
Вторым рождением называется введение в изучение священных Вед, обычно имеющее место, когда мальчику около девяти лет. С этого момента он носит священную нить через левое плечо. После нескольких лет таких занятий он вступает во второй период жизни и делается домохозяином. Главе семьи прежде всего надлежит ежедневно проделывать все те сложные обряды, которые предписывает закон.

Три раза в день, при восходе солнца, перед обедом и при заходе солнца, глава семьи молится домашним богам. Изображения этих богов хранятся в особом месте, в самом священном помещении дома - в кухне, которая служит одновременно и столовой. Такое выдающееся положение кухни в жизни высших индийских каст: объясняется тем, что кастовый закон требует прежде всего церемониальной чистоты пищи и воды, и если даже случайно тень человека низкой касты упадет на пищу или на воду, то брамин обязан ее выбросить.

В зависимости от того божества, которое молящийся почитает, он, после купания, которое предшествует каждой церемонии, наносит на лоб и на тело или три горизонтальные черты, символ трезубца Шивы, или три соединенные в одном конце вертикальные линии, символ бога Вишну.
Он вынимает, с произнесением установленных стихов из священных Вед, изображение божества, ставит его на подставочку и садится напротив него. Такие подставки имеют разный характер, в зависимости от божества, которое ставится на них.

Он зажигает перед изображением одну или две лампы, вливая в них время от времени при помощи ложки растопленное масло. Эти лампы имеют разную форму и величину. В доме это обычно бронзовые плошки, в которые кладут фитиль из скрученного хлопка. В храмах перед идолом стоят и висят многочисленные лампы, часто очень большой величины и художественной работы.

Другие принадлежности домашнего обряда - в общих чертах это относится и к храмовым обрядам - бронзовый сосуд с водой, в которой молящийся омывает изображение, металлическая коробка с несколькими отделениями, в которых находятся паста из сандалового дерева и мази для нанесения на изображение тех же знаков, которые находятся на лбу молящегося. Во время молитвы сжигают камфору, которой кадят изображению в особых кадильницах. На идола бросают листья и цветы священных растений, как например, дерева тульей.
Отдельные действия обряда отмечаются, как в католической церкви, звонком.

После молитвы перед изображением ставятся на особых блюдцах пища и вода. Это делается для освящения той пищи, которую брамин и его семья собираются принять.

Автор и источник публикации: 

А. М. МЕРВАРТ 1927


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
путевод_тель: