Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Сватовство, обряды венчания и свадьбы

Мы уже не раз говорили, как важно, по понятиям Индусов, иметь детей, особенно сына, который мог-бы совершать тризну после смерти родителей. Поэтому, брак составляет у них религиозную обязанность, от которой избавляются только люди набожные, посвятившие себя созерцательной жизни. Вскоре после рождения любимаго ребенка, нежные родители начинают помышлять о его женитьбе. По законам Мену, девица может быть выдана замуж, когда достигла восьми-летняго возраста, и имеет право выбрать себе мужа сама после одинадцати лет. В действительности-же, девушек венчают часто семи, шести и даже четырех лет, а мальчиков от одинадцати до четырнадцати. При выборе невесты, родители заботятся особенно о чистоте ея касты. Родственники, начиная с третьяго колена, имеют преимущественное право на своих родственниц, и только за неимением различнаго рода троюродных братьев или с согласия их, родители невесты могут не отвергнуть сватовства людей посторонних. Законы Мену запрещают принятие даров за невесту, и брак, совершенный под влиянием подарков, называют продажей; но только высшия сословия исполняют этот закон. В настоящее время существует четыре способа отдавать замуж, из которых первый называется канигаданам (даровая отдача), два последние париам (продажа), а второй занимает средину между ними.
Первый способ, самый почётный, состоит в том, что отец невесты не только не принимает никаких даров, но на свой счёт готовит богатое приданое, платит за все свадебныя издержки, и сверх-того щедро дарит жениха и его родню. - При втором способе, обе семьи складываются, и на общий счёт готовят приданое и платят за свадьбу. Не думайте, чтобы это делалось между людьми ограниченнаго состояния, и с мыслию помочь друг другу в необходимых издержках: вовсе нет! Такое соединение двух семей, для общаго расхода, происходит единственно от желания блеснуть, отличиться, удивить. Так, в Бенгалии, в 1838 году, два благоразумные отца согласились сыграть свадьбу на общий счёт, и условились ограничиться с каждой стороны ста тысячью рупий, чту вместе составляет около 500,000 р. ассигнациями! Иногда издержки бывают еще значительнее, и доходят, говорят, до четырех и пяти-сот тысяч рупий. Возможность поглощения подобных сумм объясняется множеством драгоценностей, которыми украшаются молодые и их родственники, безмерным числом священнодействующих браминов и пляшущих баядерок, и продолжительностию пиров, которые непременно повторяются в течение пяти дней, а иногда не прерываются и целый месяц. - При третьем способе, родители жениха берут на себя издержки свадьбы и приданаго, и платят, кроме-того, выкуп за невесту. Этот способ очень распространен между людьми небогатыми, и каждая каста имеет известную таксу на выкуп, до получения котораго родители не отдадут своей дочери. - Четвертый способ всего унизительнее для невесты, и к нему родители прибегают лишь из нужды. Узнав, что дочь их понравилась родителям какого-нибудь жениха, они ведут ее к ним на дом, отдают бедняжку на их произвол и просят за нее "что-нибудь, ради Брамы".
Невозможно передать всех обычаев касательно сватовства; всякая местность изменяет их по-своему. Для примера, мы сообщим здесь обряды, наиболее-употребительные в Мадрасском Президенстве.
Избрав мысленно невесту для своего сына и узнав под рукою о расположении ея родителей, отец и мать жениха советуются с местным астрологом, и по его указанию, назначают день для формальнаго сватовства. Отправляясь из дома, они берут с собою кусок полотна, кокосовый орех, пять смокв и две баночки с порошком из киновари и сандала. Дорогой они внимательно наблюдают за всеми приметами. Если через дорогу перебежит кошка, змея, шакал, или покажется что-нибудь другое столь-же зловещее, они тотчас поворачивают назад, и сватовство откладывается до другаго дня. Добравшись, наконец, счастливо до родителей невесты, они с вежливостию объясняют причину своего посещения. Хозяева, выслушав предложение, не отвечают ни слова, но обращаются лицом к югу, и смотрят неподвижно на стену. Читателю известно, что в Индии по комнатным стенам безпрестанно перебегают маленькия ящерицы, испускающия, время-от-времени, тихий крик. Хозяева выжидают этого крика, и, принимая его за одобрение богов, изъявляют свое согласие на сделанное предложение. Эта сцена молчания, в продолжение которой хозяева не отводят глаз от стены, а гости должны сидеть с поступленными взорами, продолжается иногда часа два или три. Получив согласие, гости отдают подарки и удаляются домой. Вечером, к родителям жениха сбирается семейный совет, под председательством местнаго пурогиты (жреца). Без его участия не может обойдтись ни одно важное семейное дело. Мужчины разсуждают, сидя на коврах или на цыновках, а женщины "очищают" между-тем одну из комнат дома, т.е. натирают пол раствором коровьяго кала (средство, предохраняющее от насекомых), и раскрашивают его сверху красными и белыми полосами. Как скоро они кончили, в очищенную комнату приносят истукан бога Вигуессуара, совершают пуджу (воззвание) и ставят перед ним горох, сахар, кокосовый орех и сладкий напиток, называемый параманна. Все присутствующие воздают ему божеския почести (намаскара), и возсылают молитвы об успешном совершении предположеннаго брака. Особенно-хорошим знаком считается, если во время этого молебствия маленькая ящерица испустит крик на южной стене комнаты. По окончании церемонии, пурогита назначает день для совершения обряда венчания.
Самым счастливым днем для бракосочетания считается день весенняго равноденствия, 10 марта. Хорошие месяцы для этого, вообще, март, апрель, май и июнь. В случае нужды, можно обвенчаться и в феврале или ноябре, но в июле месяце ни один Индус не решится жениться, полагая в этом большой грех, потому что апрель, девятый месяц после июля, считается, по астрологическим выкладкам, самою зловредною эпохою для новорожденных.
Как скоро пурогита выбрал день для совершения обряда, родители подают гостям бетель, и тем объявляют всем присутствующим о своей решимости отдать дочь за присватавшагося жениха. С следующаго-же дня начинаются приготовления. В дом невесты стекается множество ремесленников и торговцев. Одним заказывают кольца, браслеты, серьги и тысячи других столько-же необходимых для семейнаго счастия предметов; другим велят шить богатыя одежды, у третьих покупают посуду, припасы, и т. д. За три дня до венчания, перед домом выстроивают пандал, временное здание из деревянных колонн, обтянутых полотном. Кровлею служит драпировка, а внутренность убирается со всевозможным богатством, по-мере состояния. В пандал переносят истукан Вигуессуара, совершают ему новыя жертвы, молят опять о содействии и воздвигают перед ним алтарь.
В день, назначенный для венчания, съезжаются все гости. Молодые, покрытые шолком, парчами и золотом, сидят, молча, друг подле друга. Родственники и друзья молятся за них, т.е. кричат как можно громче. Пурогита вызывает богов, планеты, небесных музыкантов и блаженных предков, приглашая их присутствовать при церемонии; потом он приступает к молодым, связывает им руки священною травою, и водит их три раза около алтаря. Все это сопровождается гамом и криком молящихся. Наконец, шум несколько умолкает, невеста подходит к алтарю, подносит, в знак непорочности, свою руку попеременно то к огню, то к освященной воде, и остается близ алтаря. Жених должен подойдти к ней семью шагами. После всякаго шага он останавливается и произносит молитву; после седьмой молитвы надевает на невесту золотую или серебряную дощечку (тали), составляющую, подобно нашим кольцам, символ брачнаго соединения. Потом супруги садятся рядом и угощают друг друга бетелем. В это время к ним подходят две замужния женщины и благословляют их.
После церемонии следуют свадебные пиры. Тут начинается целый ряд жертвоприношений, гимнов, купаний и омовений, процессий, посещений, обедов, вечерних сходок с музыкой и танцами. Индусы, вообще склонные к разсчётливости, при этом случае перерождаются. Тщеславие заставляет издерживать в одну неделю доход нескольких лет. Скупые выкапывают спрятанныя деньги. Гостеприимство не знает границ. Угощают знакомых и полузнакомых, угощают всех сбежавшихся жрецов и баядерок, а многих награждают еще и подарками.
По окончании свадебных пиров, молодая возвращается в родительский дом, где и остается несколько лет. По наступлении совершеннолетия, начинаются новые пиры, под названием окончательной свадьбы. Но и после них, молодая живет, попеременно, то в доме родителей, то у мужа. Только после первых родов, она делается неразлучною с "отцом своего ребенка".
Если девушка не выдана замуж в детстве, то при наступлении совершеннолетия тоже выстроивается пандал, родители ея задают пиры, двери жилища украшаются листьями манговаго дерева, - и дом, снабженный подобною вывескою, открыт всем искателям невест.
Мы замечали, что законы Мену советуют иметь не более одной жены, а веды сулят даже рай за соблюдение моногамии: но совет этот имеет обязательную силу только для нижних классов народа. Судрам Мену запрещает иметь более одной жены, вейзиям разрешает иметь двух, кшатриям - трех, браминам - четырех. В действительности, вопрос этот решается гораздо-более деньгами, чем правами или убеждениями. Бедняк на-силу может прокормить одну жену и не думает уже о второй; богач, напротив, не разбирая прав касты, подражает мусульманам и окружает себя целою зенаной (гаремом).
Как во многом другом, так и в отношении к браку, посреди пестраго калейдоскопа племен, населяющих Индустан, можно найдти местныя самыя страшныя несообразности. Приведем на-удачу хоть несколько примеров. Туды, живущие на Ниль-Герри, убивают всех бедных девушек; богатыя, оставленныя в живых, должны выходить не за одного мужа, а разом за всех родных сыновей одного отца. - Между жителями Гуджерата царствует многомужство по той-же причине. Многие из обитателей провинции Кутша считают стыдом жениться на девушках своего племени, а потому, и отравляют опиумом, при самом рождении, "ни к чему негодных" детей женскаго пола. Желая найдти в женщине не мать детям, а работницу и любовницу, они особенно уважают тех, которыя владеют искусством не рожать детей. Правительство строго преследует подобные обычаи, и к счастию, в наше время они становятся все реже и реже.

Автор и источник публикации: 

Н. ТЮТЧЕВ, 1846


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Ы
Н
ы
Э
с
Введите код без пробелов, учитывая регистр