Наггар. Долина Куллу
От развилки в Патли-Куле дорога ведет мимо современного храма со статуей сине-синего Шивы во дворе, столь же большой, как и безвкусной, и через мост на Беасе к городку Наггар, что по-хинди означает просто город.
С начала XVI до середины XVII века он был столицей долины. Сразу за мостом метрах в 200 ниже по реке сохранились развалины первого форелевого питомника, давно заброшенного. Из Наггара, расположенного довольно высоко (1768 м) на восточном склоне долины, посреди обширного амфитеатра, открываются лучшие панорамы снежников на западном склоне и хребта Барагарх (Большой горы) за восточным склоном.
Местный замок был, как считают, построен князем Сидх Сингхом в самом начале XVI века и в течение полутора столетий, до перевода столицы в Куллу, служил княжеской резиденцией. По одной версии, камень для строительства был привезен из крепости Барагарх, располагавшейся на хребте над Наггаром, по другой – цепь рабочих передавала готовые блоки от развалин дворца Гархдхак, расположенного ниже. Впоследствии он использовался как летний дворец князей, пока Гьян Сингх в 1846 г. не продал его за бесценок первому английскому помощнику комиссара (главе колониальной администрации долины) майору Хею. Тот перестроил северное крыло, оснастив его невиданными в здешних краях лестницами (вместо них местные жители использовали пандусы) и дымовыми трубами, а затем с большой выгодой перепродал его государству. Здание использовалось как помещение суда и квартиры для заезжих чиновников. В годы независимости часть его занимала школа, перенесенная теперь метров на 30 выше по горе. С 1970 г. департамент туризма открыл здесь гостиницу, которая так и называется "Кастл", или "Замок".
Как и многие традиционные постройки долины Куллу, замок сложен из чередующихся слоев деревянных балок и каменной кладки без раствора. Подобная конструкция преследовала и чисто инженерные цели в условиях высокой сейсмичности этого района. Отсутствие раствора между каменными плитами позволяет стенам во время землетрясения не противостоять подземным толчкам, а колебаться вместе с грунтом, не разрушаясь. Полированные каменные плиты просто скользят по поверхности друг друга. Как и многие другие постройки в местном стиле, замок выстоял во время очень сильного землетрясения 1905 г. Пришлось лишь заменить его каменно-плиточную крышу на современную железную.
Первый внутренний двор, перестроенный Хеем в середине прошлого века, двухэтажный. По его периметру установлены статуи местных богов- – девата, собранных по всей долине. В переходе ко второму двору образцы химачальских ремесел и музыкальных инструментов, в том числе огромная труба. Во втором дворе стоит маленький храм Джагти Патт – комната с низким потолком и узкой дверкой. Почти в центре ее лежит неровная каменная плита. Говорят, что молодая жена одного из князей, выросшая в горной деревне, никак не могла привыкнуть к фешенебельной, по ее представлениям, жизни в замке и очень скучала по родным местам. Тогда все боги-девата долины превратились в пчел и принесли ей плиту из этих мест, от основания Рохтангского перевала. Со временем камень тоже стал божеством, весьма почитаемым местными жителями. Английский помощник комиссара, позволивший надсмеяться над камнем, скончался, как утверждают, в течение недели после этого неосмотрительного поступка.
Рассказывают, что по ночам по замку бродит привидение другой княжеской жены. После представления то ли борцов, то ли музыкантов в главном дворе замка князь обратился к самой молодой из своих жен с вопросом, кто из участников представления ей больше всего понравился. Княгиня указала на одного из молодых людей, который был немедленно заподозрен в любовной связи с ней и тут же обезглавлен на ее глазах. В ужасе молодая женщина выбежала на веранду и бросилась в пропасть. Невиновность молодой княгини подтверждается тем фактом, что тело ее, едва коснувшись земли, немедленно обратилось в камень. Но призрак все-таки бродит и особенно опасное место – это гостиничный номер 103, около дверей которого и произошло это трагическое событие.
Внизу храм Гауришанкара, или бога-разрушителя Шивы (Шанкара) и его супруги Парвати (Гаури), завершенный тучной резной пирамидой--шикаром. Он относится к XI-XIII векам. В алтаре установлены статуи божественной четы. С утра служительница храма раздевает их, обмывает, намазывает душистыми маслами и наряжает в парадные ярко-красные одежды. К ногам богов кладутся свежесорванные горные цветы и горшки с вареным рисом. Вечером следует переодевание богов в ночные рубашки.
В двухстах метрах ниже замка на склоне горы в четыре ряда стоят барселы, памятные камни на местах сати – обряда самосожжения княжеских жен в погребальных кострах своих повелителей. Довольно примитивная резьба по камню в "народном стиле" изображает шеренги жен, служанок и наложниц, сидящих ниже князя. В юго-восточном углу замка, на противоположной стороне дороги стоит храм Нарсингха, который А.Ф.П.Харкорт относит к "швейцарскому" стилю, или стилю шале. На высоком каменном подклете установлен деревянный второй этаж чуть большей площади, который перекрыт двускатной крышей.
Храм Вишну, стоящий почти сразу за замком, выделяется большим, но совершенно безвкусным шикаром. Местное нововведение состояло в том, что над шикаром установлен своего рода каменный зонт-крышка. Храм этот напоминает о безуспешных попытках Джагат Сингха (1637-1672 гг.) отучить местное население от кровавых жертвоприношений и заменить их поклонением беззлобному богу-хранителю. Рама – седьмое воплощение, аватара бога Вишну стал, как уже говорилось, главным богом долины, но прекрасно ужился с многочисленными местными божками, по-прежнему требовавшими приносить им в жертву коз, баранов, петухов и т.п.
Храм Трипура Сундари, или красавицы трех миров, посвящен богине--матери Дурге. Построен он из кедра в виде пагоды. Считается, что храмы-пагоды были принесены в долину из Непала. Некоторые ученые настаивают, однако, на их равнинном происхождении и утверждают, что они появились в Гималаях еще в эпоху императора Харши (606-647 гг.). В отличие от непальских храмов верхний ярус Трипура Сундари круглый, а не квадратный, а нижние этажи разделены между собой деревянными колоннами, придающими всему зданию более "воздушный" облик.
Рядом местные красавицы стирают теплую одежду по-химачальски. Под струей из сбегающего с ледника ручья, заключенного в бетонную трубу, ставится корыто. В него кладется одежда, и хозяйка в ритме танца начинает усердно утаптывать тулупы и полушубки ногами. Если этим занимаются несколько женщин сразу, да еще есть посторонние зрители, весь процесс приобретает совершенно спортивный характер.
Справа от дороги метрах в 150 выше Наггара сохранились развалины древнего города Тхава. Посреди его стоит храм Мурлидхара, или Кришны, играющего на флейте. Он относится к типу храма с шикаром и серьезно пострадал во время землетрясения 1905 г. Кроме этих широко известных храмов в Наггаре есть еще несколько храмиков поменьше, явно деревенского типа: Мушаре, Джхири и Бхутани. Говорят, что от храма Джхири когда-то шел подземный ход до самой долины Парвати и что он тоже был уничтожен в 1905 г.
Почти на самом верху Наггара находится усадьба выдающегося русского художника, ученого-востоковеда и путешественника Николая Константиновича Рериха (1874-1947 гг.). Впервые он приехал в Индию в 1923 г., спустя пять лет приобрел усадьбу и провел здесь последние 18 лет своей жизни. Главный дом усадьбы построен в 1880-х годах английским полковником Ренником, крупным землевладельцем и самым влиятельным из британских поселенцев в долине. Англичане называли усадьбу "The Hall". Впоследствии она перешла к князю Манди, а в конце 20-х годов была приобретена Н.К.Рерихом, который оставил ее в наследство своему сыну художнику Святославу.
Сегодня дом Рериха находится на попечении сестры Урсулы Айхштадт, женщины совершенно необыкновенной судьбы. В течение многих лет эта полная неистощимой энергии и чувства юмора монахиня, родившаяся в Германии, работала в самых отсталых "неприкасаемых" племенах в индийских штатах Орисса и Карнатака, усыновила двух сирот из этих племен, обучающихся сегодня в Европе, а с 1990 г. по поручению Святослава Николаевича Рериха взяла на себя текущие хлопоты об усадьбе в Куллу. В декабре 1991 г. был создан Международный мемориальный трест Рерихов, целью которого является восстановление музея-усадьбы с перспективой создания в ней российско-индийского исследовательского центра. Вход в имение отмечен доской мемориального треста с эмблемой из трех кругов, символизирующих искусство, науку и литературу.
Самая ценная часть усадьбы – это, конечно, картинная галерея Рериха. По бокам от входа в нее установлены раджпутские статуи, привезенные из Раджастхана. С площадки перед главным домом открывается вид на Беас и долину богов. Рядом статуя одного из самых почитаемых богов-девата долины. Его зовут Гуго Чаухан, один из первых раджпутских завоевателей этих мест.
При входе в галерею, как и положено в индусском храме, снимают обувь. В трех ее залах 35 картин гималайского цикла Николая Рериха. Краски его полотен, до сих пор остающиеся загадкой, кажутся совершенно нереальными, фантастическими. Но именно в Куллу убеждаешься, что Гималаи именно такие, какими их изобразил художник. Видный индийский искусствовед, основатель Чандигархского музея М.С.Рандхава писал, что краски картин Рериха "кажутся преувеличенными только людям, которые живут на пыльных равнинах, но тем, кому довелось путешествовать на больших высотах, известно, сколь ярки могут быть цвета на восходе и закате. На столе портрет Николая Константиновича с Джавахарлалом Неру, выдержки из письма Индиры Ганди о Рерихе: "Нам с отцом посчастливилось знать профессора Рериха, который совмещал в себе современного ученого и древнего монаха". На стене отрывки из переписки с Альбертом Эйнштейном, Рабиндранатом Тагором.
В жилые помещения ведет отдельный вход, минующий небольшую веранду – зимний сад с цветами в горшках и холщевой буддийской иконой -тханка. Помещения при входе в дом украшены рогами горных оленей и косуль. В прихожей коллекция тростей, которыми пользовались Рерихи. На открытых стеллажах – образ Николая-угодника, окруженный необычными камнями, найденными в округе. На первом этаже дома расположена столовая. Посреди большого стола стояла керосиновая лампа с большим оранжевым абажуром. Из-за ширмы слуга Вишну подавал кушания. К столовой примыкает комната для гостей. Сейчас в ней живет сестра Урсула.
С веранды второго этажа открывается еще одна панорама долины. Семья Рерихов любила собираться здесь по вечерам. В небольшой комнате, выходящей на запад, жил профессор Юрий Николаевич Рерих, видный ученый-востоковед. Письменный стол с четырехтомником "Тихого Дона" и "Повестью о настоящем человеке" на английском языке, кровать почти вплотную к столу и полки с книгами. В центральной комнате западного фасада хранились подарки семье Рерихов и находки, сделанные во время путешествий по Тибету и Центральной Азии. В соседней с гостиной ком-нате находилась спальня, в которой скончался Николай Константинович. Рядом студия его жены Елены Ивановны с многочисленными книгами, принадлежащими, впрочем, следующему поколению – Святославу Рериху и его супруге Девике Рани.
Под горой в липовой роще, посаженной художником, на месте самадхи – кремации – Николая Константиновича установлен большой камень. На нем надпись на языке хинди: "15 декабря 1947 года. 30 числа месяца магх 2004 г. эры Викрам. Великий друг Индии махариши (великий отшельник) Николай Рерих. Последний ритуал был совершен здесь. Ом Рам". На тыльной стороне написано: "Этот камень был привезен издалека". Рядом камень в память матери Девики Рани и, что звучит почти кощунственно, ее любимой собаки.
Дом "Урусвати" в верхней части усадьбы выстроен в типично химачальском стиле. По второму этажу по периметру здания проходит крытая галерея, опирающаяся на столбы. Стоит он в густом лесу на склоне горы. Внизу расположен дом, построенный когда-то английским генералом Осборном, который похоронен в саду рядом с русским доктором Яловенко.
Мимо усадьбы Рериха наверх идет крутая дорога, довольно быстро переходящая в горную тропу. Здесь лежит путь на перевал Чандрекхани, расположенный на высоте 3600 метров. Всего за 11 км пути тропа поднимается на 1800 метров. На последних километрах дело осложняется густыми зарослями рододендрона. За перевалом начинается спуск к уже упоминавшейся таинственной деревне Малана. Гораздо ближе на той же дороге Н.К.Рерих, как свидетельствует предание, открыл потаенный вход в Шамбалу, счастливую страну с прекрасным климатом и неиспорченными нравами, служащую к тому же главным каналом общения землян с неземными цивилизациями.
В полутора километрах к югу от Наггара на левом берегу Беаса находится усадьба Кутбаи, основанная в начале века Уильямом Генри Дональдом, служившим в долине главным инженером. Свой дом он называл "Манор", или поместье. Позже усадьба была приобретена одним из крупнейших индийских промышленников Г.Д.Бирлой. Часть леса в Кутбаи принадлежит усадьбе Рериха.
От Наггара на север долина, первоначальная ширина которой составляет более полутора километров, постепенно сужается. С гор в Беас сбегают многочисленные потоки. Один из первых по левому наггарскому берегу – это речушка Чхаки с водопадом выше подвесного моста.
В деревне Сарсей, расположившейся в кедровом лесу, сохранился храм Кришны, относяшийся к типу "шикар". Конек крыши другого храма, построенного в стиле шале, украшен тремя железными павлинами.
Восточнее в километре от левобережной дороги рядом с деревней Дашал стоит храм Гауришанкара, сооруженный в IX-X веках. Однокомнатный храм, установленный на необычно высокой платформе, устремляется вверх 9-метровым шикаром, к счастью, не столь уродливым, как в большинстве других храмов долины. По обеим сторонам от входа с барельефов между резными пилястрами взирают друг на друга девы-апсары, вооруженные шиваистскими трезубцами. Внутри храма три камня, прислоненные к задней стене, символизируют Шанкара-Шиву, его жену Гаури-Парвати и бычка Нанди, персональное "транспортное средство" Шивы. В центре тесного храма лингам под традиционным горшком, из которого на него капает вода.
Недалеко от деревни Харипур, у хутора Гаджан, находится еще одна из семейных святынь князей Куллу – храм богини Дочамуча, названной так, конечно, далеко не за то, что она дочь мучает. Немецкий искусствовед Герман Готц считал, что две женские фигуры, стоящие внутри храма, изображают скифов, оттесненных в эти края последующими волнами завое-вателей. Но местным жителям эти тонкости неизвестны, и они поклоняются просто безымянным богиням-деви.
Севернее, в деревне Саджала расположен еще один небольшой храм Шивы и Парвати, также увенчанный шикаром. Здесь же храм Вишну с двускатной крышей, рядом с которым растут три очень святых дерева. Соседняя Гаджра знаменита большим каменным бассейном, расположенным справа от дороги. Скульптурные панели по обеим его сторонам изображают борьбу Нарасимхи – человека-льва и пятого воплощения бога Вишну – со змеей-наг. Вдоль задней стенки идет резной рельеф бога Нарсингха. Там, где вода вливается в бассейн, стоит каменная статуя льва. Выше находится храм Ситарама (т.е. Рамы со своей супругой Ситой), построенный в стиле шале.
КУЛЛУ ДОЛИНА БОГОВ ИЛИ КОНЕЦ ОБИТАЕМОГО МИРА. А. Е. ГРАНОВСКИЙ, доктор экономических наук
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос