Вашишт и Ротанг. Долина Куллу
Лес на берегу Беаса с северной стороны завершается рекой Маналсу, впадающей здесь в Беас. Это одно из самых красивых мест в округе. Старинный мост-сангха ведет к деревне Маналигарх. Примерно метрах в 900 выше деревни сохранились развалины крепости Мандан-кот, той самой, в которой сожгли себя верные жены Джинна-раны. Говорят, что их призраки до сих пор по ночам бродят по сгоревшему замку. Вообще, с призраками в долине Куллу все в порядке: они здесь на каждом шагу. Старшая же жена раны, организовавшая всю церемонию самосожжения, давно превратилась в богиню. Храм, построенный в ее честь, стоит посреди развалин.
В деревянном храме в стиле шале в деревне Гошал, километрах в пяти выше Манали по правому берегу Беаса, хранятся многочисленные паланкины, на которых маски деревенских богов-девата, обычно бронзовые, носят во время праздников и храмовых ярмарок. В трех километрах к северу от Манали, над левобережным шоссе, на высоте 1982 метра расположена деревня Вашишт. Здесь святой отшельник Вашишт, обучавший юного принца-бога Раму разнообразным премудростям, совершал самоистязание-тапа после того, как демон-ракшаса Калмашпед убил сто его сыновей. В качестве одной из процедур он связал себя веревками и бросился со скалы в реку. Волшебная река силой духа святого разорвала все веревки и с тех пор стала называться Випаша, что означает "освободительница от пут". Сегодня деревня более всего известна своими горячими серными источниками.
На источниках устроен храм Вашишты. В резном каменно-деревянном храме установлена неуклюжая статуя Вашишты из черного камня с блиста-ющими серебряными глазами. Дверные перемычки и косяки украшены резь-бой, в том числе рельефом оленя, глядящего назад. В соседнем помещении в том же стиле постоянно горит огонь, у которого греются святые-садху. Рядом в двух прямоугольных бассейнах, разделенных высокой стеной (один для мужчин, другой для женщин), совершают омовения достаточно горячей серной водой, хотя и не таким кипятком, как в Маникаране. Раз в год для омовения в серных ваннах сюда приносят богов из окрестных деревень.
Чуть в стороне храм Рамачандры (все того же принца Рамы), построенный в необычном, эклектичном стиле. Его довольно стандартный шпиль-шикар, украшенный резьбой и завершенный плоской каменной крышей, неожиданно сочетается с просторным молитвенным залом-мандапой в стиле шале. Мандапа обстроена деревянной верандой с колоннами по всему периметру и перекрыта двускатной крышей из неровной каменной плитки.
В километре вниз по дороге от древних источников устроены цивилизованные купальни для зажиточных посетителей. Но в них в курортный сезон не протолкнуться, да и вода сливается в них из общей купальни, а сеанс продолжается лишь 20 минут. Высоко на желтоватом обрыве над Вашиштой вам покажут нишу, из которой боги долины, обратившиеся в пчел, выковыряли каменную плиту Джагти-патх и перенесли в наггарский замок на радость молодой княгине.
За деревней вдоль отвесной стены, которую кто-то сравнил с красноярскими Столбами, струятся многочисленные водопады. Высота их около 35 метров. Следующая достопримечательность – легендарная пещера Арджун-гуфа около деревни Прини. По преданию, в ней жил уже не раз упоминавшийся пандавский полководец Арджуна. Родник с небольшим озерцом справа от дороги в 6 км от Манали носит имя Джавахарлала Неру. Чуть дальше поселок Пулчан наполовину застроен сборными армейскими казармами, но гораздо интереснее несколько традиционных химачальских домов с глухим первым этажом и деревянными верандами вокруг второго.
Против поселка в Беас впадает река Соланг, а сама долина, уходящая влево, называется уже не Куллу, а Солангской. У Беаса оказывается, таким образом, два почти равновеликих истока: Беас-кунд, из которого вытекает Соланг на западе и Беас-рикки на востоке, за Ротангским перевалом. У следующей деревни Котхи вас встречает угрюмое ущелье, в которое и заглянуть-то жутковато. Беас течет в узком ущелье длиной почти 1,5 км. Глубина его 61 метр, а ширина местами всего 10 метров. Говорят, что в пещерах на откосе ущелья растет трава бессмертия и живут святые-садху, каждому из которых по несколько сот лет. Уже перед Котхи вдоль дороги появляются многочисленные лавки, выдающие напрокат шубы и резиновые сапоги.
Самые живописные водопады находятся почти над деревней Рахла, лежащей в следующем ущелье Беаса на высоте 2501 метр. Высота нескольких столбов воды, низвергающихся со скалы, – 70 метров. Ветер столь силен, что вода не успевает долететь вниз, а полностью разбрызгивается по дороге.
От Рахлы к перевалу Ротанг ведут три пути. Самый комфортабельный автомобильный длиной больше 30 км. С 1969 г. по нему удалось пустить рейсовый автобус до столицы Лахула Кейлонга. Ходит он, естественно, лишь в те летние месяцы, когда открыт перевал. Километров за двадцать до Ротанга на склонах появляются березки, хотя и чахлые. Удивительно, что на таком ветру вообще что-то растет. Примерно посреди подъема, в 15 км до перевала, на откосе примостилась деревня Мархи с армейским гарнизоном на одном конце и каменной хижиной – рестораном и отелем "Чамба" – с другой стороны. Средний по протяженности путь – это ста-рая горная дорога для мулов с поклажей, которую в 1871 г. реконструировал английский инженер Теодор. Наконец, самая короткая дорога, по которой навстречу со стремительной скоростью сбегают вниз местные жители, – всего 8 км. Немалая ее часть состоит просто из высоких ступеней, вырубленных в скале. Подъем от Рахлы на Ротанг по этой короткой "дороге" занимает около 4 часов, разумеется, достаточно бодрым шагом.
Перевал, видный издалека снизу, лежит на высоте 3980 м отделяет долину Куллу от горного плато Лахул и Спити, заполненного четырехтысячниками и пятитысячниками. В летнее время на высоте около 3 тысяч метров начинаются снега: сначала в виде отдельных пятен в ложбинах, а затем сплошных пластов толщиной до 5 метров. На подъеме идет бойкая торговля чаем, кофе, прохладительными напитками и даже фруктами. Восторженные толпы индийских туристов, может быть, впервые в жизни пытаются карабкаться по снежным склонам. Особенно хороши дамы в сари и шлепанцах-чапаллах на босую ногу. По всему склону с лыжами под мышкой и санками на веревке снуют местные мелкие предприниматели, выдающие их напрокат.
Рохтанг обычно открыт с июня по сентябрь. Остальное время года он завален непроходимыми снегами. Начиная с апреля, каждое утро снегоочиститель немецкой фирмы "Шмидт" отправляется наверх и расчищает следующие несколько сот метров дороги, но до перевала далеко, хотя вроде бы вот он, как на ладони. Погода здесь крайне переменчива. Самое страшное – это снежная буря биана, которая налетает неизвестно откуда и уносит жизни. Одно из первых свидетельств массовой гибели путников на перевале относится к 1862 г., когда, по сообщению Т.Тайсона, в снежной буре погибли 72 носильщика-кули. В своих записках, опуб-ликованных в 1911 г., другой английский исследователь упоминает о гибели свыше 400 кули в конце октября.
Наверху открывается захватывающая дух панорама Лахулского плато. Под кручей шумит невидимая река Чандра, а справа от перевала находится озеро Беас-рикки (искажение от Вьяс-Риши, имени мифического автора "Махабхараты"), которое считается одним из двух уже упоминавшихся истоков Беаса. Здесь этот святой совершал моление-тапа, вследствие чего и река получила свое нынешнее название.
КУЛЛУ ДОЛИНА БОГОВ ИЛИ КОНЕЦ ОБИТАЕМОГО МИРА. А. Е. ГРАНОВСКИЙ, доктор экономических наук
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос